ГОТОВИМСЯ К ВПР
Рассмотрим пример (стр.128)
Задание №1
Выберите верные суждения (при затруднении обратитесь к соответствующим параграфам в учебнике).
1) В случае нарушения социальных норм к человеку могут применяться санкции.
2) Среди социальных норм наибольшее значение в обществе имеют традиции и обряды.
3) Нормы морали не могут взаимодействовать с нормами права.
4) Социальные нормы — это правила поведения людей в обществе.
5) В России существуют национальные ценности, которые одобряются государством и гражданами.
Ответ:
Верные суждения:
1) В случае нарушения социальных норм к человеку могут применяться санкции.
2) Среди социальных норм наибольшее значение в обществе имеют традиции и обряды.
3) Нормы морали не могут взаимодействовать с нормами права.
4) Социальные нормы — это правила поведения людей в обществе.
5) В России существуют национальные ценности, которые одобряются государством и гражданами.
Ответ: 1, 2, 4, 5.
Рассмотрим пример (стр.129)
Задание №1
В статье 35 Конституции РФ записано: «Право частной собственности охраняется законом».
1.1. Как вы понимаете смысл словосочетания «частная собственность»?
1.2. Используя план, составьте рассказ об имущественных правах.
А) Какими имущественными правами обладают подростки в 14 лет? Как их можно использовать в повседневной жизни?
Б) Какими способами можно защитить свои имущественные права? Назовите два любых способа.
Ответ:
Частная собственность — вид собственности, который отличается правом владеть, использовать и распоряжаться предметами собственности на основе закона.
Рассказ по плану:
Имущественные права – это права человека на свое имущество, которые гарантируют ему свободное распоряжение им, защиту от незаконного присвоения.
Подростки в 14 лет обладают имущественными правами наравне со взрослыми гражданами. Они могут владеть своими личными вещами, получать наследство, иметь банковские счета. Также они могут заключать договоры на приобретение или продажу имущества, но только с согласия родителей или опекунов.
Подростки могут использовать свои имущественные права в повседневной жизни. Например, заработав деньги, они могут самостоятельно купить одежду, обувь, телефон или ноутбук.
Существует несколько способов защиты имущественных прав. Во−первых, гражданин может защищать свои интересы самостоятельно.
Можно применить к нарушителю меры оперативного воздействия (удержание вещи, отказ от взятых на себя обязательств) до тех пор, пока ситуация не будет разрешена.
А во−вторых, можно обратиться в суд для защиты своих прав в случае незаконного присвоения имущества или нарушения договорных обязательств.
Задание №2
Выберите верные суждения.
1) Мнение о нравственных поступках остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.
2) Основные моральные категории — добро и зло.
3) В современном обществе все люди демонстрируют нравственное поведение.
4) Моральные нормы закрепляются только в религиях.
5) Человек в процессе воспитания овладевает добродетелями.
Ответ:
Верные суждения:
1) Мнение о нравственных поступках остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.
2) Основные моральные категории — добро и зло.
3) В современном обществе все люди демонстрируют нравственное поведение.
4) Моральные нормы закрепляются только в религиях.
5) Человек в процессе воспитания овладевает добродетелями.
Ответ: 2, 5.
Рассмотрим пример (стр.130)
Задание №3
В стране Z был проведён опрос граждан об их отношении к профессионализму полицейских. Результаты опроса представлены в графическом виде (в % от числа отвечавших).
3.1. Как ответило большинство опрошенных? Предположите почему.
3.2. Почему ответственность является важным профессиональным качеством полицейских?
3.3. Как бы вы ответили на этот вопрос? Объясните свою позицию.
Ответ:
3.1. Большинство опрошенных ответило, что полицейские полностью компетентны (40%). Предположительно, это может быть связано с тем, что опрошенные имели положительный опыт взаимодействия с полицейскими или слышали о хороших делах, которые они выполняют. Так же, телевидение часто показывает результаты работы полицейских – сводки о раскрытых преступлениях, пойманных преступниках, что формирует мнение общества.
3.2. Полицейские имеют большую власть и полномочия для обеспечения общественного порядка и защиты граждан, и ответственность помогает гарантировать, что они не будут злоупотреблять этой властью. К тому же, ответственность полицейских демонстрирует их профессионализм и преданность выполнению своих обязанностей. Наконец, отсутствие ответственности может подорвать доверие граждан к полиции и создать негативные последствия для работы правоохранительных органов в целом.
3.3. Лично я считаю, что ответственность является крайне важным профессиональным качеством полицейских. Она обеспечивает защиту прав и свобод граждан, поддерживает общественный порядок и создает доверие в отношениях между полицией и населением. Я полагаю, что полицейские должны нести ответственность за свои действия и быть подотчетными перед обществом. Это помогает поддерживать справедливость и укреплять доверие между полицией и гражданами. Затруднительно дать окончательные выводы о работе полицейских только на основе процентных данных опроса, но эти результаты могут свидетельствовать о том, что полицейские в данной стране выполняют свои профессиональные обязанности в достаточной степени ответственно, что влияет на общественное мнение о них.
Задание №4
Установите соответствие между примерами и видами социальных норм: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Владислав помог пожилому человеку прочитать инструкцию к лекарствам.
Б) Вениамин потребовал заменить некачественный товар.
В) Елена ухаживает по собственной инициативе за дворовыми животными.
Г) Виктория устроилась на работу в супермаркет.
Д) Дмитрий подал заявление на предоставление социальных льгот.
↓↑
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1) моральные
2) правовые
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
1) Моральные нормы: А, В.
2) Правовые нормы: Б, Г, Д.
Рассмотрим пример (стр.131)
Задание №5
Древнеримские юристы утверждали: «Безнаказанность постоянно поощряет преступника».
5.1. Как вы понимаете смысл понятия «безнаказанность»?
5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
5.3. Какие меры способствуют преодолению безнаказанности преступников?
Ответ:
Безнаказанность — неспособность привлечь виновных в нарушениях прав человека к ответственности.
Мне кажется, что смысл высказывания в том, что злодеи чувствуют себя спокойно, совершая преступления и не получая наказания. Это позволяет им продолжать свою незаконную деятельность, а значит, они никогда не смогут задуматься, перевоспитаться и стать достойными членами общества.
Чтобы преодолеть безнаказанность в обществе, необходимо, чтобы наказание было неотвратимым, правомерным и строгим.
Задание №6
Выберите верные суждения.
1) Нормы гражданского права регулируют имущественные отношения.
2) Личные неимущественные отношения возникают по поводу материальных благ.
3) Основными источниками гражданского права являются Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс РФ.
4) К материальным благам относится право на авторство произведения.
5) Субъектами гражданских отношений являются физические и юридические лица.
6) Сделки могут быть только односторонними.
Ответ:
Верные суждения:
1) Нормы гражданского права регулируют имущественные отношения.
2) Личные неимущественные отношения возникают по поводу материальных благ.
3) Основными источниками гражданского права являются Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс РФ.
4) К материальным благам относится право на авторство произведения.
5) Субъектами гражданских отношений являются физические и юридические лица.
6) Сделки могут быть только односторонними.
Ответ: 1, 3, 5.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
Задание №7
Рассмотрите фотографию и ответьте на вопросы
7.1. Какой вид правоотношений характеризует фото?
7.2. Какие права есть у работника?
7.3. Назовите не менее двух ограничений в ТК РФ при трудоустройстве несовершеннолетних работников.
Ответ:
7.1. Приведенное фото характеризует трудовые правоотношения.
7.2. Работник имеет право на заключение трудового договора, рабочее место, отвечающее требованиям по охране труда, своевременную и полную выплату заработной платы, рабочие обязанности, соответствующие заключенному договору.
7.3. Ограничения для трудоустройства несовершеннолетних, согласно ТК РФ:
• Ограничение количества рабочих часов (14 лет – 4 часа).
• Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
• Запрещены командировки.
• Запрещена сверхурочная работа и работа в ночное время.
• Запрещается использовать на подземных работах.
Задание №8
Алёна и Георгий подали заявление в ЗАГС о регистрации брака. Какое условие вступления в брак должно быть соблюдено?
Ответ:
Для вступления в брак, будущие супруги должны достичь брачного возраста и дать добровольное взаимное согласие.
Задание №9
Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте краткое (5—7 предложений) сообщение об административной ответственности, используя приведённые ниже понятия.
Административные отношения, юридическая ответственность, предупреждение, проступок, штраф, арест.
Ответ:
Административные отношения регулируются законодательством, поэтому правонарушения в этой сфере могут привести к юридической ответственности за совершение проступков. При первом нарушении может быть выдано предупреждение, а при повторном – наложен штраф. В случае серьезных нарушений может быть применен административный арест до нескольких суток. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или опекуны.
Задание №1
В 2020 г. фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди россиян. Им был задан вопрос: «В российской Конституции закрепляются равные права мужчин и женщин. У кого больше возможностей для реализации своих конституционных прав?» Результаты опроса (% от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Какое мнение является самым популярным? Почему?
Ответ:
Самым популярным мнением является то, что возможности всех граждан равны. Мужчины и женщины имеют одинаковые права и обязанности, они могут работать в одинаковых областях, обучаться в любых институтах. Опрошенные в 2020 году посчитали, что в нашей стране нет дискриминации по половому признаку.
Задание №2
Установите соответствие между примерами и видами юридической ответственности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕР
А) замечание
Б) лишение свободы
В) выговор
Г) увольнение
Д) арест
↓↑
ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1) уголовная
2) дисциплинарная
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
1) Уголовная ответственность: Б, Д
2) Дисциплинарная ответственность: А, В, Г
Задание №1
Прочитайте высказывание немецкого писателя Т. Манна: «Нравственность — это, несомненно, самое важное в жизни; она, возможно, сама воля к жизни».
О каком общественном явлении идёт речь в высказывании? Приведите пример ситуации, которая поможет раскрыть смысл высказывания.
Ответ:
В высказывании идет речь о нравственности как общественном явлении, нормах морали. Например, человек сталкивается с выбором между личной выгодой и нравственными принципами – помочь кому−то за плату или безвозмездно. Если он выбирает личные интересы и обогащается, то это может привести к нарушению норм морали, а иногда и права, а если он выбирает нравственные принципы, то это будет способствовать сохранению общественной гармонии и укреплению доверия в обществе.
Задание №2
Рассмотрите изображение. Какой правоохранительный орган в Российской Федерации обеспечивает общественный порядок? Назовите любое другое полномочие этого правоохранительного органа.
Назовите любые два других правоохранительных органа в Российской Федерации и укажите полномочия каждого из этих правоохранительных органов.
Ответ:
Общественный порядок обеспечивает полиция России, которая входит в структуру МВД. Также полиция занимается предупреждением преступлений и административных правонарушений, устранением причин, способствующих их совершению.
Два других правоохранительных органа в Российской Федерации:
1. Федеральная служба безопасности (ФСБ) − осуществляет защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности и обороны России, борьбу с терроризмом и экстремизмом, контроль за обращением с государственной тайной и другие функции.
2. Федеральная миграционная служба (ФМС) − осуществляет управление в сфере миграции, регулирует пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, регистрацию мигрантов и другие функции.
Задание №1
Школьники приняли участие в интеллектуальном конкурсе и выиграли приз. О каком виде деятельности идёт речь в примере?
Ответ:
Игра − самостоятельный вид деятельности. Именно об игре идет речь в примере с интеллектуальным конкурсом.
Задание №2
Составьте сообщение со следующими терминами: трудовое право, труд, Конституция, несовершеннолетний работник, права, обязанности.
Ответ:
Уважаемые коллеги, напоминаем, что в соответствии с Конституцией каждый работник, в том числе и несовершеннолетний работник, имеет свои права и обязанности в рамках трудового права. Важно учитывать возрастные особенности и ограничения при трудоустройстве несовершеннолетних, а также обеспечивать их права на здоровые и безопасные условия труда.
Просим всех соблюдать законодательство и уважать права каждого работника, независимо от возраста.
С уважением, администрация компании.