§12. Гражданские правоотношения
Задумаемся
Задание №1
Может ли в гражданских правоотношениях участвовать пятилетний ребёнок?
Ответ:
В гражданских правоотношениях могут участвовать только дееспособные граждане. Полная дееспособность наступает по достижении совершеннолетия — 18 лет. Полностью недееспособными являются дети в возрасте до 6 лет. Все сделки за них осуществляют родители, законные представители, опекуны.
Вспомним
Задание №1
Что понимается под правоотношениями? Каковы участники, основы возникновения и содержание правоотношений? Что такое правоспособность и дееспособность?
Ответ:
Правоотношение − это социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспечиваемые силой государства. Это единственный вид социальных отношений, который регулируются законом и имеет юридическую силу.
Участниками правоотношения являются физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, также могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти, и государство в целом. Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность − способность лица иметь права и обязанности.
Дееспособность − способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Иными словами − это возможность пользоваться своими правами и приобретать новые права.
Рассмотрим изображение (стр.79)
Задание №1
Какие характеристики гражданского права иллюстрируют рисунки? Свой ответ поясните. Опираясь на текст параграфа и личный социальный опыт, приведите собственные примеры гражданских правоотношений.
Ответ:
На рисунках представлены гражданские правоотношения.
1) На первой картинке мы видим кассира и покупателя, которых связывают правоотношения купли−продажи.
2) На втором рисунке показана ситуация в театре. Работник гардероба взамен на номерок берет на себя ответственность за хранение ваших вещей на время спектакля.
3) На третьем рисунке мы видим пример личных неимущественные гражданских правоотношений. Человек получил патент (право на авторство) на плод своей творческой работы.
Признаком гражданских правоотношений является равность сторон (участников). Они принимают решения по доброй воле (свободно, независимо от кого−либо) и взаимно имеют права и обязанности. Участниками могут быть как физические, так и юридические лица. Возникают такие правоотношения на основе сделки.
Примеры гражданских правоотношений:
• Проезд в общественном транспорте. Мы платим организации, занимающейся перевозкой пассажиров, чтобы попасть в определенную точку города. Организация−перевозчик, в свою очередь, должна предоставить нам услугу перемещения на исправном транспортном средстве по определенному маршруту и выдать документ об оплате (чек, билет).
• Подарить книгу подруге, фактически − устная безвозмездная сделка в глазах закона.
• Парикмахерские услуги. Мы оплачиваем работу мастера и обозначаем, какой результат хотим получить. Мастер делает нам прическу и принимает оплату.
Рассмотрим схему (стр.80)
Задание №1
Приведите примеры имущественных и неимущественных гражданских правоотношений. В чём их сходство и различия.
Ответ:
Имущественные | Неимущественные |
Продажа квартиры, аренда автомобиля, кредит в банке, наследство от бабушки | Указание своего авторства на картине, опровержение клеветы |
Имущественные правоотношения возникают по поводу имущества, то есть предметов материального мира: вещей, услуг, денежных средств, в то время как неимущественные правоотношения связаны с результатами интеллектуальной деятельности, личными правами.
Сходством неимущественных и имущественных правоотношений является участие равных сторон, каждая из которых имеет права и обязанности. Они вступают в правовую связь добровольно.
Рассмотрим ситуацию (стр.80)
Задание №1
Представьте, что журналист местной газеты опубликовал статью, в которой содержатся ложные сведения, порочащие доброе имя вашей семьи. В связи с нарушенным правом на честь и достоинство личности ваши родители по суду потребовали от редакции опровержения ложных сведений, а также денежного возмещения за стыд и унижение, которые они испытали.
Какие виды гражданско−правовых отношений проявились в данной ситуации? Ответ поясните.
Ответ:
В данной ситуации проявились два вида гражданско−правовых отношений: имущественные и личные неимущественные.
Имущественные связаны с денежным возмещением морального вреда (за стыд и унижение). Под неимущественными подразумевается опровержение ложных сведений.
Рассмотрим таблицу (стр.81)
Задание №1
По каким основаниям (критериям) сделки делятся на три большие группы? Прокомментируйте каждую из этих групп. Приведите примеры видов сделок. Правильно ли называть сделки, в которых участвуют две и более двух сторон, договорами? Ответ поясните.
Виды сделок
По количеству участников | По наличию или отсутствию встречных обязательств | По форме |
Односторонние (например, завещание), двусторонние (например, договор купли−продажи), многосторонние (например, договор трёх коммерческих организаций о совместном строительстве овощехранилища) | Возмездные, безвозмездные | Устные, письменные |
Ответ:
Сделки делятся на три группы:
1. По количеству участников. К этой группе относятся сделки с одним, двумя, тремя или более участниками. Например, односторонние сделки – оформление доверенности на родственника, выдача чека в магазине, публичное обещание награды за возвращение найденной собаки. Двусторонние сделки – договоры аренды, купли−продажи. Три и более участника − договор нескольких организаций о совместном строительстве здания, договор дачного товарищества.
2. По наличию или отсутствию встречных обязательств. К этой группе относятся возмездные или безвозмездные сделки. Например, подписание договора на выполнение ремонтных работ – это возмездная сделка. Одна сторона получает деньги и выполняет ремонт, другая сторона получает услугу. К безвозмездным сделкам можно отнести дарение. Одна сторона получает что−то, другая только отдает.
3. По форме. В этой группе присутствуют устные и письменные варианты сделок. При устной сделке стороны ничего не подписывают, а только обговаривают условия. При письменной − составляются документы, которые в последствии будут подписаны каждой из сторон.
Сделки, в которых участвуют две и более двух сторон, правильно называть договорами. Каждая из сторон договаривается об условиях, о наличии или отсутствии обязательств, о сроках выполнения сделки.
Рассмотрим изображение (стр.82)
Задание №1
Какие сделки иллюстрируют эти рисунки? В чём сходство и различия этих сделок?
Ответ:
Двусторонняя, возмездная, письменная сделка купли-продажи дома.
Односторонняя, безвозмездная письменная сделка - завещание.
Обе сделки являются письменными, но разное количество сторон и условия их ответственности.
Рассмотрим схему (стр.83)
Задание №1
Представьте: 1. Вы купили фирменные джинсы, а они оказались подделкой.
2. Вы купили мобильный телефон, а он после подключения на подзарядку загорелся, в результате чего в комнате возник пожар. В этих случаях вы — потребитель, права которого нарушены.
Как вы понимаете смысл прав, обозначенных на схеме? Какие конкретно права были нарушены в приведённых выше ситуациях? Ответ поясните.
Ответ:
Права потребителя:
- Право на информацию о товаре значит, что продавец должен предоставить всю интересующую покупателя информацию – состав, производитель, срок годности, технические характеристики, способ применения, условия гарантии.
- Право на просвещение означает, что покупатель при приобретении товара должен быть оповещен о его правах – возможности замены или возврата товара, гарантийном ремонте при поломке и других.
- Право на безопасность товара для жизни, имущества и окружающей среды гарантирует, что перед продажей были произведены испытания и тестирования на исправность. Если, например, новый утюг при нагревании начинает пахнуть пластиком или искрит розетка – товар не качественный и ваше право нарушено.
- Право на качество товара подразумевает, что продавец подтверждает качество, согласно договору. Товар должен исправно работать и не быть бракованным. Состав ткани соответствует данным на этикетке, вещь не порвана и не села после первой стирки, например.
- Право на возмещение ущерба значит, что если товар или услуга были некачественными, причинили вред – моральный или материальный, продавец обязуется возместить стоимость товара и нанесённого вреда. Моральный вред обычно оценивает суд.
Ответ на приведенные ситуации:
1) В первой ситуации нарушено право на информацию о товаре. Магазин вел меня в заблуждение, называя свои джинсы оригинальными.
2) Во втором случае были нарушены 2 моих права: на безопасность товара для жизни, имущества и окружающей среды и право на качество товара.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
В чём суть гражданского права и гражданских правоотношений?
Ответ:
Гражданское право — одна из отраслей права, включающая юридические нормы, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения участников. Урегулированные нормами гражданского права общественные отношения получили название гражданских правоотношений. Гражданско−правовые отношения выражаются во взаимных правах и обязанностях участников.
Задание №2
Что такое право собственности?
Ответ:
Право собственности − это правовые нормы, регулирующие принадлежность вещей, материальных или духовных ценностей определенным лицам.
Право собственности включает владение, пользование и распоряжение той или иной вещью. Владение − фактическое обладание вещью. Пользование − извлечение из вещи полезных свойств. Распоряжение означает, что собственник вправе определять юридическую судьбу вещи.
Задание №3
Каковы виды гражданско−правовых договоров?
Ответ:
- Возмездный или безвозмездный.
- Устный или письменный.
- Двусторонний или может иметь большее количество сторон
Задание №4
В чём проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних?
Ответ:
В рамках гражданского права, понятие “ребёнок“ в зависимости от возраста делится на две категории: "малолетний" − гражданин с момента рождения до 14 лет, и "несовершеннолетний" − им признается гражданин в возрасте от 14 до 18 лет.
Гражданская дееспособность несовершеннолетних заключается в том, что они могут самостоятельно, без участия родителей, принимать подарки, совершать покупки в магазине, распоряжаться собственным заработком или стипендией, реализовать авторское право или запатентовать изобретение, открыть вклад в банке, могут стать членами кооператива.
Но официальные сделки за них и от их имени могут совершать только их законные представители – родители, усыновители или опекуны.
Задание №5
Каковы права потребителя?
Ответ:
Потребитель имеет право на информацию о товаре, на просвещение, на качество товара, на безопасность товара, на возмещение вреда, причинённого некачественным товаром, услугой или работой.
Задание №6
Как можно защитить свои права потребителя и другие гражданские права.
Ответ:
Защита прав может осуществляться, в двух формах:
1) самостоятельно, самими гражданами (самозащита).
2) судебными и иными уполномоченными органами.
Выполняем задания
Задание №1
Ваня подарил другу свою любимую футболку, а через некоторое время потребовал вернуть её. Как вы считаете, имел ли он на это право? Свой ответ поясните.
Ответ:
Если Ваня дал ее в подарок и не оговаривал условий возврата, то он не имеет права на требование вернуть футболку. Однако, если условия были оговорены, то Ваня имеет право на возврат.
Задание №2
Представьте, что ваши родители купили новый компьютер, а он оказался неисправным. Что бы вы посоветовали своим родителям в этой ситуации?
Ответ:
В случае, если компьютер оказался неисправным, я бы посоветовал своим родителям попробовать самостоятельно защитить свои права - обратиться в магазин, где он был куплен, чтобы заменить компьютер на исправный или получить возврат денег.
Если магазин откажется урегулировать конфликт в досудебном порядке, я посоветую родителям обратиться в службу защиты прав потребителей с жалобой и решить ситуацию через суд.
Задание №3
14−летний подросток написал стихи, а издательство согласилось опубликовать их под его именем и выплатить денежное вознаграждение за труд. Какие виды гражданско−правовых отношений возникли у подростка с издательством?
Ответ:
В данной ситуации возникают гражданско-правовые отношения между подростком и издательством на основании договора об авторском праве. Подросток является автором стихов, а издательство соглашается опубликовать их под его именем и выплатить ему денежное вознаграждение. В рамках этих отношений возникают права и обязанности для обеих сторон, такие как право на авторство и право на получение денежного вознаграждения для подростка, а также обязанность издательства выплатить вознаграждение и предоставить приписку с именем автора.
Задание №4
Составьте краткое сообщение (5—7 предложений) о праве собственности, используя все приведённые слова и словосочетания: право владеть, право пользоваться, право распоряжаться, имущество, собственность, гражданские права.
Ответ:
Право собственности предоставляет гражданам право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Оно является одним из основных гражданских прав, которое обеспечивает защиту частной собственности от незаконного присвоения и ущемления. Собственность может быть, как материальным, так и нематериальным имуществом, например, автомобиль или авторское право на произведение. Важно помнить, что право собственности не означает безграничной свободы действий, а подчиняется закону и ограничениям, установленным государством.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Вы слышали от взрослых, что права потребителей нередко нарушаются, а что делать в таких случаях, многие люди не знают. Поговорив с родителями, вы убедились, что та же проблема возникает и в вашей семье. Вы решили помочь членам семьи — создать информационный буклет, в котором даны краткие советы, касающиеся прав потребителей и способов их защиты. Подготовьте макет буклета с текстом и иллюстрациями (рисунки, фотографии или таблицы).
Ответ:
Буклет "Защита прав потребителей"
Уважаемые члены семьи!
Мы все являемся потребителями и имеем право на качественный товар или услугу. Однако, иногда наши права могут быть нарушены. В этом буклете я расскажу о том, как защитить свои права и что делать в случае их нарушения.
1. Каждый товар или услуга должны быть безопасными и качественными. Если вы обнаружили, что приобрели небезопасный товар или он не соответствует обещанному качеству – верните его в магазин, предоставив чек и рассказав о неисправности или дефекте. Возможно, потребуется написать заявление на возврат средств или соблюсти еще какие−то условия. Если магазин отказывается вернуть деньги за товар − обращайтесь в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей либо суд.
Более того, почти любой товар можно вернуть даже если он исправен и соответствует ожиданиям, но просто вам не подошел. Это необходимо сделать в срок не более 14 дней с момента покупки. Предварительно ознакомиться со списком товаров, которые не подлежат возврату можно, обратившись ко мне.
2. Если вы понесли ущерб в результате некачественного товара или услуги, вы имеете право на компенсацию причиненного вреда. Обратитесь к продавцу или поставщику услуг с претензией или обратитесь в суд.
Будьте бдительны и не бойтесь защищать свои интересы!