§10. Правонарушения и юридическая ответственность
Задумаемся
Задание №1
Случается, что некоторые из ваших сверстников, к сожалению, нарушают законы. Какой вред они причиняют сами себе, другим людям, обществу в целом? Как можно изменить сложившуюся ситуацию?
Ответ:
Нарушение законов сверстниками может причинить вред как им самим, так и другим людям и обществу в целом. Первоначально, нарушители подвергаются риску негативных последствий, таких как арест, штрафы, судебные процессы и т.д. Это может негативно сказаться на их репутации, карьерных возможностях и личном благополучии. Нарушения также могут привести к распространению негативных тенденций в обществе, таких как преступность, насилие, что создает небезопасную и нестабильную обстановку для всех членов общества.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо принять комплексные меры. Важно сосредоточиться на предотвращении нарушений среди подростков через образование и просвещение. Одна из возможных стратегий - проведение профилактических мероприятий, таких как тренинги по правовому просвещению, школьные программы о правовых нормах и последствиях нарушений, партнерство с правоохранительными органами для проведения просветительской работы. Кроме того, важным моментом является повышение осведомленности родителей о том, как контролировать и воспитывать своих детей в соответствии с принципами законности и этики.
Вспомним
Задание №1
Что такое право? Что означает словосочетание «норма права»? Назовите виды правового поведения?
Ответ:
Право — совокупность норм, которые определяют обязательные для всех людей правила поведения, установленные государством и защищаемые мерами государственного принуждения.
Словосочетание «норма права» означает конкретное правило, установленное в правовой системе, которое регулирует поведение людей и устанавливает права и обязанности. Нормы права чётко указывают границы дозволенного, и ответственность, положенную за их нарушение.
Виды правового поведения включают:
• Активное, инициативное.
• Обычное, привычное.
• Пассивное.
Правовое поведение так же можно разделить на желательное, необходимое и нежелательное (допустимое).
Рассмотрим изображение (стр.64)
Задание №1
Какие из рисунков иллюстрируют правомерное поведение, а какие — поведение противоправное?
Ответ:
Противоправное поведение. Ребенок перебегает через дорогу на красный свет, провоцируя ДТП.
Правомерные занятия разными видами спорта и танцами.
Противоправное поведение - драка.
Рассмотрим ситуацию (стр.65)
Задание №1
На эскалаторе метрополитена люди, как и положено, стояли справа, а проходили слева. Стоявший справа Дмитрий, не задумываясь, поставил рядом свою тяжёлую объёмную сумку, загородил проход. Бегущий по ступеням слева пассажир не заметил её, споткнулся и повредил ногу.
Нарушил ли правила пассажир, двигавшийся по эскалатору слева? Виновен ли Дмитрий? Как вы считаете, умышленно ли он причинил вред другому пассажиру или поступил неосторожно?
Ответ:
Правила нахождения на эскалаторе запрещают ставить вещи на ступени и поручни. Но, к тому же, они запрещают бежать по ступеням эскалатора. Оба человека нарушили правила.
Вред был причинен не умышленно, по неосторожности.
Рассмотрим схему (стр.66)
Задание №1
Как вы думаете, может ли проступок стать преступлением? Проиллюстрируйте ответ примерами.
Ответ:
Проступок может стать преступлением в зависимости от его характера и совокупности обстоятельств. Отличительной чертой преступления является наличие вины и нарушение закона, предусматривающего соответствующую ответственность перед обществом. Например, нарушения правил дорожного движения могут быть классифицированы как административные нарушения, но если они повлекут за собой гибель людей - это уже преступление.
Обратимся к источнику (стр.66)
Задание №1
Из работы отечественного философа И. А. Ильина о праве
«Незнание… права ведёт неизбежно к произволу сильного и запуганности слабого. Мало того, оно делает невозможною жизнь в праве и по праву. Люди пребывают в состоянии животных или вещей, до которых не доходит голос, взыскующий о том, что „можно“, что „должно“ и чего „нельзя“…»
К каким последствиям, по мнению философа, может привести незнание права?
Ответ:
В работе отечественного философа И. А. Ильина имеется мнение, что незнание права ведет к произволу сильного и запуганности слабого. Оно делает невозможной жизнь в праве и по праву, так как люди не осознают, что можно, что должно и чего нельзя. В результате возникает состояние, когда люди пребывают в безразличии к закону, не понимают своих прав и обязанностей, и, как следствие, нарушают их. Такое незнание права может привести к нарушениям закона, правонарушениям, созданию неблагоприятной и непредсказуемой обстановки в обществе, где отсутствует стабильность и защита вытекающих из правовых норм прав и свобод граждан.
Рассмотрим схему (стр.67)
Задание №1
Как вы думаете, чем уголовная ответственность отличается от всех других видов юридической ответственности?
Ответ:
Среди всех видов юридической ответственности, наиболее суровой является именно уголовная ответственность. Этот вид ответственности предусматривает наиболее строгие наказания, включая лишение свободы, штрафы и другие меры принуждения. Это ответственность за преступления, которая регламентируется специальным законом — уголовным кодексом РФ (УК РФ).
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Каковы признаки правонарушения?
Ответ:
- Правонарушение — это всегда деяние (действие либо бездействие).
- Нарушает конкретную норму права.
- Виновное деяние.
- Общественная опасность, то есть причинение вреда.
- Наказуемость.
Задание №2
В чём сходство и различия проступка и преступления?
Ответ:
И проступок, и преступление являются противоправными действиями, противоречат нормам права, отличаются лишь степенью причиненного вреда. От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности.
Задание №3
Каковы виды проступков?
Ответ:
- Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок.
- Дисциплинарные проступки — это правонарушения, которые совершаются на работе, по месту учёбы и нарушают порядок деятельности данных организаций.
- Гражданские проступки — это правонарушения, совершённые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений.
Задание №4
Каков смысл понятия «юридическая ответственность»?
Ответ:
Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение. Есть и второе значение:
Юридическая ответственность — это черта правовой культуры человека, которая проявляется в глубоком уважении к праву, добровольном соблюдении всех требований закона.
Задание №5
Назовите основные виды юридической ответственности.
Ответ:
- Уголовная ответственность − ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний.
- Административная ответственность. Определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). За такие правонарушения предусмотрено наказание в виде предупреждения, административного штрафа, дисквалификации.
- Гражданская ответственность. Наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ). Предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав.
- Дисциплинарная ответственность − разновидность юридической ответственности, вменяемой несоблюдающему дисциплину работнику. Наказания в виде замечаний, выговоров, может последовать увольнение с работы, исключение учащегося из учебного заведения.
- Материальная ответственность. Регламентируется Трудовым кодексом, обязывает работника возместить нанесённый им ущерб.
Задание №6
Что означает принцип презумпции невиновности?
Ответ:
Презумпция невиновности — это принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается (изначально предполагается) невиновным, пока его вина не будет доказана судом.
Выполняем задания
Задание №1
Определите, какое из приведённых понятий не является признаком правонарушения: а) опасное поведение; б) опасные мысли; в) нарушение норм права; г) причинение вреда.
Ответ:
б) опасные мысли
Задание №2
Даша поливала из пластиковой бутылки цветы, стоявшие на подоконнике у раскрытого окна. Неожиданно бутылка выпала из её рук и, вылетев из окна, облила водой случайного прохожего. Виновна ли Даша и почему?
Ответ:
Даша совершила гражданский проступок. По неосторожности Даша нанесла имущественный вред прохожему , и, вероятно, моральный вред, напугав его.
Даша виновна, но совершила правонарушение без умысла, по неосторожности.
Задание №3
Приведите примеры жизненных ситуаций, связанных с правонарушениями. Поясните, в чём опасность этих правонарушений для личности и для общества.
Ответ:
- Человек в споре, не сумев убедить собеседника, решает применить физическую силу. Это правонарушение и хулиганство. Опасность для личности заключается в возможности получить травмы, нанести вред здоровью (своему или оппонента) или даже быть убитым. Для общества опасность заключается в нарушении безопасности законопослушных граждан.
- Мошенник крадет деньги с банковской карты дедушки, который сам сообщил ему код от своей карты.
Опасность для личности заключается в том, что мошенничество может привести к потере денег и личных данных. Для общества опасность заключается в разрушении доверия между людьми, опасливость к новым технологиям.
- Человеку не хватало денег на покупку и он принимает решение украсть товар. В зависимости от суммы украденного товара это правонарушение может быть проступком или преступлением.
Опасность для личности заключается в том, что он рискует быть пойманным и арестованным, что может привести к уголовному суду и наказанию. Это испортит репутацию в обществе. Для общества опасность заключается в том, что кражи приводят к убыткам для бизнесов, разлагают моральную составляющую и создают общее чувство небезопасности.
Задание №4
Представьте, что вы с другом вошли в лифт, а он стал расписывать кабину фломастером. Как вы поступите? Почему?
Ответ:
Порча лифта (хулиганство) считается гражданским проступком, который предполагает административную ответственность. Я, конечно же, скажу об этом приятелю и постараюсь убедить его в том, что не нужно портить лифт.
Задание №5
Составьте краткое сообщение (5—7 предложений) о юридической ответственности, используя все приведённые понятия: «правонарушение», «наказание», «ответственность», «презумпция невиновности», «административные проступки», «преступление».
Ответ:
В соответствии с законом, каждый гражданин несет ответственность за любые свои действия, включая правонарушения. Нарушение закона может привести к наказанию, которое может быть административным или уголовным в зависимости от характера преступления. Презумпция невиновности является основой правосудия и означает, что человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в суде. Административные проступки также могут быть наказуемыми, но обычно не связаны с уголовной ответственностью. В целом, юридическая ответственность играет важную роль в обществе, обеспечивая порядок и защищая права граждан.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Проведите небольшой опрос. Расспросите своих одноклассников, не нарушали ли они когда−либо установленных правил: устава школы, правил поведения на дорогах и в общественных местах (в транспорте, на детской площадке, в театре, музее и пр.). Поинтересуйтесь, в чём, на их взгляд, главная причина совершённых правонарушений. Сделайте выводы, какие конкретно правила нарушали ваши товарищи чаще всего, в чём, по их мнению, главные причины правонарушений. Сформулируйте свои предложения для устранения этих причин. Подготовьте презентацию.
Ответ:
Правонарушения и их причины
Слайд 1
Я провел опрос среди одноклассников, чтобы выяснить какие правила нарушали мои сверстники и по каким причинам. Это важно, чтобы избежать повторения таких ситуаций.
Слайд 2
Нарушения ПДД
По словам опрошенных, чаще всего они совершали административный проступок − переход через дорогу на запрещенный сигнал светофора. Главная причина нарушения заключается в том, что подростки часто торопятся и не любят ждать, поэтому, когда в поле зрения нет машин, этот поступок кажется безопасным.
Чтобы устранить эту причину, подростки должны правильно рассчитывать свое время на дорогу и научиться терпению. Я так же могу предложить посмотреть всем классом документальные фильмы о жертвах дорожно−транспортных происшествий, их судьбе и здоровье.
Слайд 3
Опоздания на уроки и прогулы – также частое правонарушение среди моих одноклассников.
Это дисциплинарный проступок. Иногда это может случиться по уважительным причинам, но чаще из−за несерьезного отношения к учебе, отсутствия пунктуальности и безответственности.
Этот проступок можно устранить при помощи беседы и объяснения опаздывающим, как их поведение сказывается на общей атмосфере в классе и на их личных достижениях.
Слайд 4
Правила поведения в общественном транспорте.
По словам опрошенных, они иногда могут шумно вести себя в автобусе или метро.
Такое поведение является дисциплинарным поступком.
Излишняя шумность может быть связана с эмоциональным состоянием подростков, им иногда сложно контролировать себя. Чтобы избежать несдержанности, можно договориться в транспорте прерывать беседу, продолжая ее лишь на улице или переписываться в чате, чтобы не повышать голос при разговоре.
Так же взрослые могут провести воспитательную беседу, о том, что такое поведение мешает окружающим.