§5. Нравственный закон внутри нас

Задумаемся

Задание №1

Почему, зная нормы морали, люди не всегда соблюдают их?

Ответ:

Существует несколько причин, почему люди не всегда соблюдают нормы морали, несмотря на то, что они знают их:

1. Индивидуальные особенности: У каждого человека есть свои уникальные ценности, убеждения и взгляды на мир. Иногда нормы морали могут противоречить личным убеждениям или желаниям, и это может стать причиной их нарушения.

2. Влияние окружения: Люди подвержены влиянию своей социальной среды, включая семью, друзей, коллег и общество в целом. Если окружающие не придерживаются определенных норм морали, это может оказать влияние на поведение и решения человека.

3. Ситуационные факторы: В некоторых ситуациях люди могут оказаться под давлением или столкнуться с трудным выбором, где соблюдение норм морали может быть затруднено. Например, в условиях экономической нестабильности или кризиса некоторые люди могут совершать аморальные поступки ради выживания или достижения определенных целей.

4. Отсутствие наказания: Если нарушение норм морали не влечет за собой никаких негативных последствий или наказания, люди могут склоняться к их нарушению. Отсутствие ответственности может подорвать мотивацию к соблюдению этих норм.

5. Внутренние конфликты: Иногда люди могут оказаться в ситуации, когда они должны выбирать между различными нормами морали, которые могут противоречить друг другу, так сказать "из двух зол лучшее". 

Вспомним

Задание №1

Что такое золотое правило морали? Как вы понимаете нравственное поведение? Какое поведение вызывает одобрение, а какое — осуждение общества?

Ответ:

Золотое правило морали "Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам".
Нравственное поведение – это поступки человека, которые соответствуют моральным нормам, правилам и принципам, принятым в обществе.
Одобрение общества вызывает нравственное поведение: порядочность, надёжность, честность, патриотизм исполнения своего долга гражданина, трудолюбие.
Все то, что разнится с правилами морали и нравственности, в обществе вызывает осуждение и считается аморальным.

Рассмотрим ситуацию (стр.32)

Задание №1

Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных нацистских лагерей смерти. Здесь были уничтожены сотни тысяч людей из разных стран мира, в основном еврейской национальности. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети». Корчак был педагогом и детским врачом. Перед войной он стал директором дома сирот. Когда германские войска оккупировали Польшу, начались страшные времена. Нацисты решили закрыть приют, а его маленьких обитателей уничтожить, потому что все они были евреями. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться. Однако Януш Корчак поступил иначе. Когда нацисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошёл учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нёс больную девочку. Поезд увёз всех в лагерь смерти.
Как вы считаете, почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошёл на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

Януш Корчак принял решение идти на смерть вместе с детьми по нескольким причинам:

- Моральные убеждения: Корчак был известен своими глубокими моральными принципами и приверженностью защите и благополучию детей. Он верил, что его миссия состоит в том, чтобы быть родителем для этих детей и защищать их даже в самых трудных ситуациях. Для него сохранение собственной жизни было менее важным, чем защита и поддержка детей.

- Пример для детей: Корчак хотел показать детям пример мужества, самоотверженности и непоколебимости в защите своих убеждений. Он понимал, что если он спасется, это может создать у детей чувство предательства и потери доверия к нему. Он хотел, чтобы они знали, что он всегда будет стоять рядом с ними, даже в самых тяжелых моментах.

- Протест против нацистского режима: Корчак, как известный педагог и общественный деятель, мог осознавать, что его смерть вместе с детьми будет актом протеста против нацистского режима и его идеологии. Он мог видеть это как возможность подчеркнуть бессмысленность и жестокость нацистской политики и вызвать сочувствие и поддержку у людей внутри и вне лагеря.

- Личная ответственность: Корчак мог считать, что он несет личную ответственность за этих детей, которые были ему доверены. Он мог видеть свою роль в их жизни как опекуна и защитника, и поэтому считал, что должен остаться с ними до конца.

В целом, решение Януша Корчака идти на смерть в одном строю с детьми было результатом его глубоких моральных убеждений, приверженности защите детей и протеста против нацистского режима. Он выбрал путь самоотверженности и жертвы ради тех, кто был ему дорог и кому он посвятил свою жизнь. Его поступок является примером высокой моральности, преданности и бескорыстия, и он заслуживает уважения и восхищения.

Рассмотрим ситуацию (стр.33-34)

Задание №1

В фильме режиссёра А. Ю. Германа «Проверка на дорогах» есть такой эпизод времён Великой Отечественной войны. Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из−за поворота реки появляется огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют нацистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него въезжает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Если взорвать, всё это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать — оружие пойдёт на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно представляет его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого нацисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжёлый нравственный конфликт...
Обдумайте эту ситуацию. Что, как вы считаете, надо учитывать при нравственной оценке возможного выбора действий?

Ответ:

При нравственной оценке возможного выбора действий в данной ситуации следует учитывать несколько факторов:

1. Жизни людей: Главным фактором должна быть защита жизни и благополучия людей. В данном случае, если баржу с пленными взорвать, это приведет к их гибели. С другой стороны - от поступившего на фронт оружия может погибнуть еще больше людей.

2. Соблюдение приказов: Военный контекст ситуации предполагает соблюдение приказов командования. Однако, в данном случае, приказ может быть нарушен в связи с высоким риском гибели пленных. Поэтому, необходимо учитывать и обосновывать свои действия на основе обстоятельств и моральных принципов.

3. Предыдущий опыт и эмоциональная нагрузка: Заместитель командира по политической части имеет личный опыт потери семьи от рук нацистов. Его эмоциональное состояние и стремление к мести могут повлиять на его решение. Однако, важно учитывать, что эмоциональные реакции не всегда являются рациональными и могут привести к негативным последствиям.

4. Последствия выбранного действия: Необходимо учитывать как непосредственные, так и отдаленные последствия выбранного действия. Взрыв баржи может спасти жизни пленных, но может также привести к негативным последствиям для команды.

В итоге, нравственная оценка возможного выбора действий должна основываться на защите жизней людей, обстоятельствах ситуации, соблюдении приказов и учете эмоционального состояния и предыдущего опыта. Важно стремиться к максимально этичному и морально правильному решению, которое минимизирует потери жизней и сохраняет гуманность.

Рассмотрим изображение (стр.35)

Задание №1

Какие моральные категории вы расположили бы на каждой из чаш весов?
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

Две моральные категории:
1) Добро, любовь, справедливость, добродетель, совесть.
2) Зло, коварство, тщеславие, порок, бесстыдство.

Задание №2

Как вы думаете, какие методы воспитания мама применяет к дочери на фото? Дают ли, на ваш взгляд, эти методы нужный результат? Свой вывод поясните.
ГДЗ ответы Обществознание 7 класс учебник Боголюбова Лазебникова Половникова

Ответ:

На мой взгляд, на фото мама отчитывает дочь за проступок. Такие методы не приведут к нужному результату, лучше открыто поговорить с дочерью, какие у нее были мотивы, обсудить, как лучше было поступить правильно, а не ругать ее.

Рассмотрим ситуацию (стр.36)

Задание №1

Один взрослый успешный в делах и глубоко порядочный человек (назовём его Иван) рассказал, как в детстве он боролся с одним своим пороком. Ещё в дошкольные годы Ваня любил наблюдать за жизнью насекомых. Он нашёл себе товарищей, столь же увлечённых миром живой природы. Вскоре от пассивного наблюдения мальчики перешли к «экспериментам»: стали отрывать крылья и лапки у насекомых и следить за их реакцией. Они уже собирались перейти к лягушкам, но тут Ваня услышал по радио передачу, в которой учёный обращал внимание на то, что немало преступников уже в детстве были известными мучителями животных. Мальчик всерьёз испугался и подумал, что и его ждёт столь же незавидное будущее. Он решил никогда больше не проводить «экспериментов» над животными. Труднее всего оказалось поддерживать отношения со своими друзьями, продолжавшими свои «эксперименты». Сначала Ваня просто отходил в сторону, когда отлавливалась очередная бабочка, потом нашёл в себе силы объяснить друзьям, что считает это занятие плохим, приносящим всем вред. Дружба с теми, кто посчитал его «слабаком», разладилась. Но по прошествии многих лет Иван считает свой тогдашний поступок маленьким моральным подвигом.
Приходилось ли вам пересматривать свои нравственные оценки и поведение? Под влиянием каких людей или обстоятельств это происходило?

Ответ:

Мне раньше казалось, что нет ничего плохого в том, чтобы выбросить мусор прямо на улицу. Однажды я выкинул фантик от конфеты из окна автомобиля, а отец остановил машину, вышел из нее, взял меня за руку и заставил собрать в пакет весь мусор вдоль дороги от того места, где валялся мой фантик, и до самой машины. Только тогда мы поехали дальше. Это послужило мне уроком на всю жизнь.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

В чём выражается свобода выбора?

Ответ:

Свобода выбора – это ответственность принимать решения, она выражается в том, что человек имеет возможность делать выбор на основе своих собственных убеждений и не ограничен в своих действиях чужим мнением. Еще свобода выбора означает, что человек готов принять ответственность за свои решения и их последствия.

Задание №2

Что такое моральный выбор?

Ответ:

Моральный выбор - это выбор, который человек делает на основе личных моральных убеждений, ценностей и принципов.

Задание №3

Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

Ответ:

Совершая какой-либо поступок, мы принимаем решение, которое является проявлением нашей свободы. Но мы должны оценить заранее, к каким результатам и последствиям может привести этот выбор - в этом проявляется ответственность.

Задание №4

Что значит быть человеком ответственным?

Ответ:

Быть человеком ответственным — значит уметь предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них.

Задание №5

В чём опасность безответственного поведения?

Ответ:

Безответственность, неосознанность действий нередко приводит к пагубным последствиям как для окружающих, так и для того, кто совершил безответственный поступок.

Задание №6

Кто и как участвует в процессе нравственного воспитания ребёнка?

Ответ:

Родители, школа, герои мультфильмов, фильмов и книг, окружающие люди.

Задание №7

Каково значение самовоспитания?

Ответ:

Самовоспитание – это сознательное воздействие на собственную личность, развитие определенных качеств и подавление других. Оно помогает развить моральные принципы и этические ценности, такие как честность, справедливость, толерантность и сострадание. Это позволяет человеку стать более осознанным и ответственным.

Выполняем задания

Задание №1

Моральный выбор — дело трудное и ответственное. И бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется — пусть другие решают. Оцените ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону.

Ответ:

Отказ от выбора может быть понятным в случаях, когда решение сложно или когда человек считает, что не обладает достаточным знанием или авторитетом. Однако, такое уклонение может иметь отрицательные последствия. Если каждый откажется от выбора, то проблема останется нерешенной или будет решена неправильным образом. Кроме того, отказ от выбора также может отражать отсутствие решимости или моральной смелости, что может иметь негативный эффект на самооценку и отношения с другими людьми. Нравственная сторона данной ситуации заключается в том, что каждый человек несет ответственность за свои поступки, и отказываясь от выбора, мы упускаем возможность влиять на ситуацию и принимать активное участие в моральном развитии общества.

Задание №2

Выделяют различные ситуации морального выбора: 1) между добром и злом; 2) между моральными требованиями и собственной выгодой; 3) между «двух зол». Проиллюстрируйте каждую из них примерами.

Ответ:

a) Между добром и злом: Например, человек стал свидетелем грабежа и сталкивается с выбором - сообщить о случившемся или оставить все как есть. В этой ситуации, выбор между добром (сообщить о преступлении) и злом (молчать) определяет моральность человека.

b) Между моральными требованиями и собственной выгодой: Например, работник стал свидетелем нарушения правил на работе, и ему предлагают молчать в обмен на деньги или продвижение по карьерной лестнице. Здесь выбор между соблюдением моральных требований и получением личной выгоды задает моральный выбор.

c) Между «двух зол»: Например, ситуация, когда человек сталкивается с выбором между двумя плохими вариантами. Например, во время войны, может возникнуть ситуация, когда приходится выбирать между спастись и возможностями спасти других. В таком случае, выбор между "двух зол" может вызвать трудный моральный дилемму.

Задание №3

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры», — утверждал один мыслитель. Как вы понимаете это высказывание?

Ответ:

Высказывание "Мораль начинается там, где кончаются разговоры" означает, что мораль не может ограничиваться только словами или пустыми обещаниями. Она проявляется в реальных поступках и решениях. Иногда люди могут говорить о своем высоком моральном уровне или принципах, но на практике не действовать соответственно. Истинная мораль проявляется в реальном поведении и поступках людей, а не только в их словах.

Задание №4

Почему при моральной оценке поступка следует учитывать не только его последствия, но и мотив? Приведите конкретный пример.

Ответ:

При моральной оценке поступка важно учитывать не только его последствия, но и мотивы, которые побудили человека совершить действие. Мотивация может влиять на то, является ли поступок морально правильным или ошибочным. Например, если человек пожертвовал деньгами бедным людям, но сделал это только для того, чтобы показаться щедрым и получить похвалу, то его поступок, несмотря на положительные последствия, может быть морально некорректным. Таким образом, учет мотива помогает оценить истинную моральность поступка и определить, насколько он соответствует этическим принципам.

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

В классе разгорелся спор: одни утверждали, что добрым можно только стать, другие считали, что добрым можно только родиться. Определите свою позицию в этом споре, подберите доводы и примеры в её защиту, подготовьте презентацию.

Ответ:

Слайд 1
Доброта − это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать душевные, искренние поступки, которые принесут пользу окружающим.
Я считаю, что добрым можно только стать.
Доброта не зависит от нашего происхождения или врожденных качеств, она является результатом наших выборов и поступков. Мы можем стать добрыми людьми, если мы сами принимаем решение быть таковыми и прилагаем усилия для этого.
Слайд 2
Как стать добрым?
Воспитание.
Очень важным аспектом в моральном становлении человека является воспитание. Этим занимаются родители, школа, друзья и близкое окружение. Эти люди вносят свой вклад в развитие каждого, они показывают примеры.
Думаю, что в семье с добрыми родителями вероятность стать добрым сильно увеличивается.
Слайд 3
Моральный авторитет
Когда мы видим, что кто−то другой делает добрые поступки, это может вдохновить нас сделать то же самое.
Если вашим моральным авторитетом является добрый человек – вы, ориентируясь на его поступки и слова, тоже можете стать добрее.
Слайд 4
Саморазвитие
Мы можем сами выбирать быть добрыми и совершать хорошие поступки. Всякий раз, когда мы делаем что−то доброе для других людей, мы развиваем свою способность к доброте. Это подобно тренировке мышц − чем больше мы упражняемся в добрых поступках, тем сильнее становятся наши способности к ним.
Слайд 5
Доброта может быть простым и легким способом сделать мир лучше. Маленькие акты доброты, такие как улыбка, добрые слова или помощь кому−то в нужде, могут создавать цепную реакцию. Станьте добрее и таким же станет мир вокруг!