§8. Конституционные права, свободы и обязанности
Задумаемся
Задание №1
Почему права и свободы человека являются высшей ценностью? Почему соблюдать права невозможно, если законом не установлены обязанности?
Ответ:
Права и свободы человека считаются высшей ценностью, так как они гарантируют достоинство и свободу каждого человека. Они позволяют нам выражать свои убеждения, принимать решения и действовать в соответствии с нашей внутренней натурой. Соблюдение прав невозможно без установления обязанностей законом, потому что права и свободы человека должны существовать в рамках общественного порядка и гарантировать безопасность и благополучие общества в целом.
Вспомним
Задание №1
Почему Конституцию считают Основным законом? О каких правах и свободах человека, закреплённых в Конституции, вы уже знаете?
Ответ:
Конституция считается Основным законом, потому что она устанавливает основные принципы, права и обязанности граждан, формирует систему органов власти и регулирует отношения между ними. Она является основой правового государства и определяет его структуру и функции.
Я уже знаю о некоторых статьях Конституции:
 1) В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ст. 5, ч. 1).
 2) Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. (ст. 5, ч. 12).
 3) Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. (ст. 17, ч. 4).
 4) Дети являются приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. (ст. 67, ч. 1).
Обратимся к источнику (стр.49)
Задание №1
Конституция Российской Федерации
 Статья 17
 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
 Объясните, что значит «права и свободы... принадлежат каждому от рождения».
Ответ:
Фраза "права и свободы... принадлежат каждому от рождения" означает, что каждый человек обладает определенными правами и свободами независимо от своего положения в обществе или других обстоятельств. Эти права и свободы признаются неотъемлемыми и не могут быть лишены или ограничены без законных оснований.
Вопрос (стр.50)
Задание №1
Придумайте историю, которая помогла бы понять, в какой ситуации осуществление прав и свобод одного человека может нарушить права и свободы других лиц.
Ответ:
В небольшом городке жили два соседа, Иван и Петр. Иван очень любил играть на своей гитаре. Он проводил много времени, тренируясь и создавая музыку в своем доме. Петр же был человеком, который предпочитал тишину и покой. Он работал из дома и нуждался в спокойной атмосфере для концентрации.
 Иван в порыве вдохновения мог играть слишком громко и допоздна.
 Это начало серьезно беспокоить Петра, так как музыка мешала ему работать и спать. Он решил обратиться в местные органы власти, чтобы защитить свое право на работу и покой. Был проведен суд, где Ивану было объяснено, что его право на самовыражение не может нарушать право Петра на работу и тишину.
Рассмотрим изображение (стр.50)
Задание №1
Подумайте, почему этот день так важен для россиян.
Ответ:
День Конституции России, который отмечается 12 декабря, является важным для россиян, потому что этот документ определяет основные принципы и социально-политическую систему России. Конституция обеспечивает гражданам гарантии прав и свобод, а также определяет функции и полномочия государственных органов. В этот день россияне отмечают значимость конституционных принципов и их влияние на жизнь каждого гражданина.
Рассмотрим схему (стр.51)
Задание №1
Прокомментируйте, какие группы прав и свобод закрепил закон, с какими сферами жизни они связаны.
Ответ:
Конституция РФ закрепила гражданские, политические, социально−экономические, культурные права и свободы.
 • Гражданские − защищают интересы граждан в сфере их личной жизни, включая право на жизнь; право на неприкосновенность личности; право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени; право на свободу передвижения; право на свободу совести и вероисповедания, мысли и слова. Именно эти конституционные права позволяют каждому человеку осознать себя как личность, найти своё место в обществе.
 • Политические права - к этой группе относятся право на объединение, право на митинги и демонстрации, право на участие в управлении делами государства. Главным правом среди политических прав и свобод является право избирать и быть избранным. С 18 лет гражданин России имеет право избирать тех, кто будет осуществлять власть в стране.
 • Социально−экономические − право на свободный труд, предпринимательскую деятельность, право частной собственности и право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище. Государство предоставляет определённые гарантии гражданам в случае болезни и инвалидности, при рождении детей, пенсионерам, защищая эти группы населения.
 • Культурные − право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Задание №1
Социологами был проведён опрос о Конституции Российской Федерации. В одном из вопросов было предложено назвать наиболее важные права и свободы, которые закрепила Конституция. Результаты опроса представлены на схеме.
 Объясните, почему именно эти права, приведённые на схеме, названы как самые важные для каждого.
Ответ:
Права, которые большинство опрошенных назвали самыми важными для каждого: право на охрану здоровья (49%), право на труд (40%), право на образование (45%), право на социальное обеспечение (38%).
 • Право на охрану здоровья является фундаментальным для каждого человека, так как здоровье является основой для полноценной жизни. Охрана здоровья включает доступ к медицинским услугам, лекарствам, профилактическим мерам. Судя по результатам опроса, поддержание здоровья является приоритетом для большинства людей.
 • Право на труд связано с возможностью заработка средств к существованию, обеспечением себя и своей семьи.
 • Право на образование является ключевым для развития и самосовершенствования каждого человека. Образование предоставляет возможности для получения знаний, навыков и компетенций, которые необходимы для успешной карьеры и личного развития.
 • Право на социальное обеспечение связано с гарантией минимального уровня жизни, например, пенсии, пособия, страхование от безработицы. Это залог защищенности для самых уязвимых групп общества.
Рассмотрим изображение (стр.52)
Задание №1
Прокомментируйте данное изображение. Что, на ваш взгляд, объединяет людей, изображённых на фотографии?
Ответ:
На мой взгляд, людей на фотографии объединяет патриотизм, активная гражданская позиция и наличие политических прав.
Рассмотрим схему (стр.53)
Задание №1
На схеме отражены основные обязанности человека и гражданина. Предположите, к каким последствиям может привести невыполнение любой из основных обязанностей.
Ответ:
- Невыполнение обязанности соблюдать законы РФ и Конституцию повлечет нарушение прав и свобод других людей, приведет к правонарушениям и наказаниям, таким как штрафы, арест или лишение свободы.
- Невыполнение обязанности защищать отечество может ослабить национальную безопасность.
- Невыполнение обязанности бережно относиться к природе и окружающей среде может привести к экологическим проблемам, таким как загрязнение воздуха, воды и почвы, вымирание видов растений и животных, изменение климата.
- Невыполнение обязанности платить налоги и сборы ведет к финансовым проблемам для государства, может случиться недостаток средств для обеспечения социальных программ поддержки.
- Невыполнение обязанности заботиться о сохранении культурного и исторического наследия может привести к потере идентичности и утрате связи с историческими корнями.
- Невыполнение обязанности получить основное общее образование грозит снижению уровня грамотности, уменьшению числа специалистов, а, значит, к проблемам в экономике страны.
- Невыполнение обязанности заботиться о детях или нетрудоспособных родителях может привести к социальным проблемам, таким как детская преступность, бедность, социальная изоляция или к сокращению продолжительности жизни.
Обратимся к источнику (стр.54)
Каждый военнослужащий, проходящий службу в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, в торжественной обстановке произносит текст военной присяги.
 «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».
Рассмотрим изображение (стр.54)
Задание №1
Поясните, почему текст военной присяги начинается с клятвы соблюдать Конституцию страны.
Ответ:
Текст военной присяги начинается с клятвы соблюдать Конституцию страны, потому что Конституция является основным законом, который определяет основные принципы функционирования государства и права граждан. Военные обязаны служить и защищать свою страну в соответствии с законами и Конституцией, поэтому их присяга начинается с обязательства соблюдать и защищать основные принципы и права, закрепленные в Конституции.
Задание №2
Подумайте, какую важную идею хотел передать фотограф.
Ответ:
Фотография может символизировать идею связи человека с природой и его ответственностью перед ней. Она может передавать идею о необходимости бережного отношения к природным ресурсам и охраны окружающей среды. Также, эта фотография может символизировать возможность человека и природы сотрудничать и преобразовывать мир для блага всех.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Что такое конституционные права и свободы?
Ответ:
Конституционные права и свободы – это многочисленные права и свободы, закреплённые в Основном законе страны, Конституции.
Задание №2
Какие группы прав и свобод закреплены в Конституции Российской Федерации? Каждую из групп проиллюстрируйте примерами.
Ответ:
Конституция РФ закрепила гражданские, политические, социально−экономические, культурные права и свободы.
 Гражданские права – возможность спорить с товарищем, потому что каждый из вас придерживается разных мнений.
 Политическое право – возможность ходить на выборы с 18 лет и отдавать свой голос определенному кандидату.
 Экономические права – вы можете сами выбрать, где работать, а можете попробовать открыть свой бизнес.
 Социальные права – отдых во время установленных выходных дней, бесплатный прием в поликлинике.
 Культурные права и свободы – возможность смотреть те фильмы, которые именно вы считаете интересными, самовыражаться в написании музыки.
Задание №3
Что такое конституционные обязанности?
Ответ:
Конституционные обязанности − это обязанности, которые установлены в Конституции страны и которые должны быть соблюдены всеми гражданами и приезжими. Важнейшей конституционной обязанностью каждого является уважение прав окружающих, соблюдение Конституции Российской Федерации и законов.
Задание №4
Какие обязанности закреплены в Конституции России?
Ответ:
В Конституции закреплены следующие обязанности:
• Соблюдение Конституции Российской Федерации и законов.
 • Уважение прав окружающих.
 • Защита Отечества.
 • Получение детьми основного общего образования.
 • Воспитание детей родителями.
 • Забота о нетрудоспособных родителях, возложенная на детей старше 18 лет.
 • Уплата налогов и сборов.
 • Бережное отношение к природе и окружающей среде.
 • Забота о сохранении культурного и исторического наследия.
Выполняем задания
Задание №1
Придумайте, какими изображениями можно проиллюстрировать основные права и свободы человека и гражданина.
Ответ:
Основные права и свободы человека и гражданина могут быть проиллюстрированы различными изображениями. Например, изображение человека с чашечными весами может символизировать право на справедливое судебное разбирательство и равенство перед законом. Изображение человека с микрофоном или плакатом может быть символом свободы слова и права на мирные собрания. Картина с изображением различных рас и национальностей может символизировать равенство и многонациональность общества. 
Право на жизнь (гражданское право).
Право избирать и быть избранным (политическое право).
Право на предпринимательскую деятельность (экономическое право). Право на медицинскую помощь (социальное право).
Право на медицинскую помощь (социальное право). Право на образование (культурное право).
Право на образование (культурное право).
Задание №2
Обратитесь к новостям, которые публиковались в последние дни в газетах или новостной ленте Интернета. Какие из этих новостей могли бы проиллюстрировать вопрос о реализации в России гражданских, политических, социально−экономических или культурных прав?
Ответ:
Я выбрал две новости о реализации прав в нашей стране:
 • Новое общественное пространство Третьяковской галереи открыли во Владивостоке. Культурный центр открылся в историческом здании Дальневосточного морского пароходства. Над дизайном работала местная студия Алексея Лаптева. Он указывает на связь нового пространства с историческим зданием галереи.
Это новость о реализации культурного права.
 • Новость о социально−экономическом праве. Множество граждан смогут обратиться за медицинской помощью в новую больницу.
 Новый флагманский центр ГКБ имени Боткина в Москве откроют уже в 2023 году. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин в среду, 3 мая. По его словам, центр начнет принимать пациентов уже в этом году и будет оказывать не только экстренную, но и плановую медицинскую помощь. Он оснащен оборудованием высокого экспертного класса, пишет НСН. В центре сделают девять разнопрофильных операционных. "Экстренных пациентов смогут доставлять на вертолетах — посадочная площадка будет на крыше", — отметил Собянин. Врачи смогут за сутки принимать примерно 200 человек, нуждающихся в экстренной помощи.
Задание №3
В нашу страну по туристической путёвке приехал гражданин Индии. В календаре событий своего путешествия по стране он наметил следующие мероприятия: посетить панораму Сталинградской битвы в Волгограде; прогуляться по Невскому проспекту в Санкт Петербурге; принять участие в голосовании на выборах Президента Российской Федерации; посетить Большой театр в Москве; принять участие в народных гуляниях, связанных с празднованием Масленицы.
 Все ли мероприятия из календаря туристической поездки могут быть доступны туристу и почему?
Ответ:
Гражданин Индии не сможет посетить выборы Президента Российской Федерации. Принимать участие и отдавать свой голос в выборах может только гражданин Российской Федерации.
Задание №4
Чтобы вы могли реализовать своё право на образование, ваши родители должны были написать заявление директору школы с просьбой о вашем зачислении в первый класс. Попробуйте самостоятельно написать такое заявление.
Ответ:
Уважаемый директор школы,
Мы, родители (ФИО родителя), обращаемся к Вам с просьбой о зачислении нашего ребенка, (ФИО ребенка), в первый класс Вашей престижной школы.
Мы убеждены, что образование является фундаментом для успешного будущего нашего ребенка. Мы ценим Вашу школу за ее репутацию, высокий уровень обучения и заботу о развитии индивидуальных способностей каждого ребенка.
Наш ребенок активный и любознательный, и мы уверены, что его участие в Вашей образовательной программе поможет ему раскрыть свой потенциал. Мы также обязуемся активно поддерживать обучение и развитие нашего ребенка в школьном окружении.
Прошу Вас рассмотреть данное заявление и одобрить зачисление (ФИО ребенка) в первый класс Вашей школы. Мы готовы предоставить все необходимые документы для подтверждения его возраста и личности.
Благодарим Вас за внимание к нашей просьбе. Мы надеемся на положительный ответ и возможность обеспечить нашему ребенку качественное образование в Вашей уважаемой школе.
С уважением,
(ФИО родителя)
(Контактные данные родителя)
Задание №5
Представьте, что вы достаточно опытные юристы, известные знатоки прав человека. Вас пригласили в государство, которое только планирует принять у себя первую Конституцию. Какие семь прав человека можно предложить как обязательные для включения в Конституцию этого молодого государства? Сравните свой перечень обязательных прав с перечнем, получившимся у одноклассников.
Ответ:
Конституция молодого государства:
1. Право на жизнь: каждый человек имеет непреложное право на жизнь и недопустимо причинение ему вреда или лишение жизни без законного основания.
2. Право на свободу и безопасность личности: каждый человек имеет право на свободу передвижения, недопустимость произвольного задержания, ареста или изоляции и неприкосновенность жилища.
3. Право на свободу мысли, совести и выражения: каждый человек имеет право на свободу мысли, убеждений и религии, а также право свободно и безопасно выражать свои мнения, идеи и убеждения.
4. Право на равенство перед законом: все граждане равны перед законом и имеют право на равное обращение и защиту от дискриминации по любому основанию, такому как раса, пол, национальность, социальное положение и прочие.
5. Право на справедливое судебное разбирательство: каждый человек имеет право на справедливое, независимое и беспристрастное судебное разбирательство перед компетентным и непредвзятым судом, а также на защиту своих прав и интересов.
6. Право на социальную защиту: каждый человек имеет право на социальную защиту, включая доступ к основным услугам, таким как здравоохранение, образование, жилье, пенсия и охрана труда.
7. Право на свободу от пыток и жестокого обращения: никакой человек не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его обращению или наказанию.
При сравнении с перечнем, получившимся у одноклассников, мы обратили внимание на то, что наше предложение содержит ключевые права, необходимые для обеспечения достойной и свободной жизни каждого человека. Включение данных прав в Конституцию способствует защите индивидуальных и коллективных интересов граждан и является важным шагом в развитии гражданского общества в данном государстве.
Задание №6*
Несколько лет назад в Краснодарском крае был проведён социологический опрос «Твой конституционный долг». Наиболее интересные рассуждения отвечавших на вопросы были размещены на сайте. Вот некоторые из них:
 — Я — гражданин Российской Федерации. Что такое мой конституционный долг? Прежде всего — защита Отечества. А ещё жить в согласии с законом…
 — Для меня конституционный долг — это проявление любви к Родине, а ещё — быть полезным обществу и иметь активную гражданскую позицию.
 Моё будущее — в моих руках.
 — Свой личный конституционный долг я связываю с родительским долгом.
 — Своим долгом я считаю воспитание сыновей, а у меня их двое. Чтобы о каждом из них могли сказать: он — хороший человек!
 Как бы на этот вопрос ответили вы и ваши одноклассники? Предложите ответить на вопрос о конституционном долге учащимся разных классов, родителям, знакомым. Обобщите ответы и подготовьте небольшое сообщение по этому вопросу.
Ответ:
Я провел опрос среди знакомых и родственников разных возрастов. Всем задал вопрос "Что является твоим конституционным долгом?"
 Вот несколько примеров ответов:
1. Конституционный долг человека состоит в уважении и соблюдении прав и свобод, закрепленных в конституции страны. Это включает в себя описание обязанностей по участию в выборах, уважению к законам и правосудию, а также защите прав и свобод других граждан.
2. Один из конституционных долгов человека - активное участие в общественной жизни и защите общественно полезных интересов. Человек должен проявлять гражданскую ответственность, принимать участие в общественных и политических процессах, а также выражать свои мнения и интересы.
3. Защита и поддержка основных конституционных принципов и ценностей является конституционным долгом человека. Это включает в себя уважение к принципам равенства, свободы, справедливости, установленным в конституции, а также защиту прав меньшинств.
4. Конституционный долг человека состоит в уважении и защите прав и свобод всех граждан, независимо от расы, пола, религии, национальности или иных характеристик. Это подразумевает отказ от дискриминации и участие в борьбе с неправедным обращением по любым признакам.
5. Один из ключевых конституционных долгов человека - преданность принципам правового государства и верность конституции. Это включает исполнение законов, уважение к системе судебной власти и соблюдение своих прав и обязанностей, установленных законодательством.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Ежегодно в декабре на центральных телевизионных каналах выходят передачи, посвящённые Дню Конституции Российской Федерации. Предложите своё название программы и разработайте сценарий телепередачи. Сценарий должен содержать не менее 4 пунктов — сюжетов (например, интервью, сообщения, репортажи и т. п.). Наиболее интересные сценарии представьте в виде презентации и обсудите их.
Ответ:
Слайд 1
 Конституция: основы и значение.
 Слайд 2
 Вступительное слово и объяснение значимости Дня Конституции и главного закона страны.
 Слайд 3
 Ведущая приветствует зрителей и рассказывает о том, что День Конституции Российской Федерации отмечается ежегодно 12 декабря. Она объясняет, что Конституция является основным законом страны, который определяет права и обязанности граждан, а также принципы управления государством, подчеркивает важность соблюдения и уважения конституционных норм для стабильности и процветания страны.
 Слайд 4
 Интервью с экспертом по конституционному праву.
 Слайд 5
 Ведущая приглашает эксперта по конституционному праву для более подробного разъяснения понятий и принципов, заложенных в Конституции России.
 Эксперт отвечает на вопросы о важности конституционных норм и их роли в защите прав и свобод граждан, разбирает ситуации, которыми делятся люди в студии. Он также рассказывает о процессе создания и изменения конституции, а также о механизмах ее соблюдения.
 Слайд 6
 Репортаж о практическом применении Конституции.
 Слайд 7
 Репортер проводит интервью с представителями различных профессий и областей деятельности (политик, медицинский персонал), чтобы узнать, как они применяют конституционные нормы в своей работе. Они делятся своими опытом и примерами, показывая, как конституция влияет на их повседневную деятельность и помогает защитить права граждан.
 Слайд 8
 Исторический обзор развития Конституции России
 Слайд 9
 Ведущая предлагает краткий исторический обзор развития Конституции России, начиная с первой Конституции 1906 года до современной версии. Она подчеркивает важность каждой версии Конституции в формировании государственной системы и правового государства.
 Слайд 10
 Завершение программы
 Слайд 11
 Ведущая подводит итоги программы и приглашает зрителей принять активное участие в общественной жизни и выполнять свой конституционный долг. Программа завершается пожеланиями хорошего Дня Конституции и призывом к защите и соблюдению основных принципов и ценностей, закрепленных в Конституции России.
 
											