§ 19. Духовная жизнь общества в XVI в., страница 89
Как события XVI в. отразились на развитии духовной жизни общества?
«Иван Грозный у первопечатника Ивана Фёдорова». Художник Э. Лисснер
△ Вспомните, когда и при каких обстоятельствах Иван IV посетил типографию Ивана Фёдорова.
Духовенство XVI в. Современный рисунок
△ Подготовьте небольшое сообщение-презентацию на тему «Предметы одежды священнослужителей».
1 Религиозные искания
● 1. В чём выражалось вольнодумство Феодосия Косого? Почему его учение достаточно активно распространялось среди простых горожан, но не крестьян?
2 Летописание и публицистика
«Иван Грозный молится перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери в Успенском соборе накануне выступления из Москвы на Казань». Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.
△ Какую историческую ценность представляет собой Лицевой летописный свод?
«Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным». Художник В. Шварц. Ивановский областной художественный музей
Послание Андрея Курбского царю Ивану Грозному. XVI в.
△ 1. Расскажите о переписке Андрея Курбского с Иваном Грозным. В чём расходились эти два публициста? 2. Почему историк В. Ключевский называл Ивана IV «одним из лучших московских ораторов и писателей XVI в.»?
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ
△ Определите автора послания. Кому оно было обращено? В чём автор обвинял своего адресата? Насколько эти обвинения обоснованы?
● Кто такой Иван Пересветов? Какого правителя он считал идеальным? На кого, по мнению Пересветова, должен в первую очередь опираться монарх?
3 Просвещение и книгопечатание
Страница из «Азбуки» Ивана Фёдорова. 1574 г.
△ Чем печатная книга отличается от рукописной? Почему начало книгопечатания считается важным историческим событием?
«Домострой». Разворот
△ Кто являлся составителем «Домостроя»? Считаете ли вы наставления «Домостроя» приемлемыми для жизни современного общества? Свой ответ аргументируйте.
● 1. Назовите известные вам литературные произведения XVI в. Какие темы волновали их авторов? 2. Когда и где появилось в России книгопечатание? Кто и как пытался наладить печатание книг?
4 Технические знания.
● 1. Какие новые технические знания были получены в XVI в.? 2. Как развивалось литейное дело в России XVI в.?
Царь-пушка. Мастер А. Чохов. 1586 г.
△ Какие русские и иностранные артиллерийские орудия большого калибра, изготовленные в XVI в., вы знаете? Обратитесь к дополнительным источникам информации.
Вопросы и задания
1.* Составьте в тетради простой план ответа по теме «Духовная жизнь общества в XVI в.».
2. Какие жанры были характерны для литературы XVI в.? Какие изменения в ней происходят? Какими факторами это обусловлено?
3. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Почему Иван Грозный уделял большое внимание развитию книгопечатания в России?
4. Почему в XVI в. произошёл расцвет публицистики в России? Каких публицистов этого периода вы знаете? Какие вопросы нашли отражение в их произведениях?
5.* Сравните представления о мире человека раннего Нового времени в Европе и России в XVI в. Выделите черты сходства и различия.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) отлита Царь-пушка; 2) учреждение инквизиционного трибунала в Риме; 3) издание первой датированной российской печатной книги «Апостол»; 4) публикация первого Индекса запрещённых книг.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Следует мужьям поучать жён своих с любовью и примерным наставлением, жёны мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всём покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению; и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте...
А всякий бы день у мужа жена спрашивалась и советовалась обо всём хозяйстве и напоминала, что следует; а в гости ходить и к себе звать, и пересылаться, с кем разрешит муж, а коли гостья зайдёт или сам где будет, сесть за столом, лучшее платье надеть и беречься всегда хмельного питья...
● 1. Определите название документа, из которого приведён отрывок. На основе каких признаков вы это заключили? 2. Как был устроен мир человека XVI в.? Сформулируйте несколько положений. 3. С какими установками приведённого отрывка вы согласны, а с какими — нет? Почему?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Как события XVI в. отразились на развитии духовной жизни общества?