§ 7–8. Военные реформы Ивана IV и Избранной рады, страница 30
Чем были вызваны военные реформы, осуществлённые в России в середине XVI в.?
«Смотр служилых людей в Московском государстве». Художник С. Иванов. Картины по русской истории из издания И. Кнебеля
△ Как назывались списки, изображённые на столе перед воеводой?
Ответ: Разборные списки или смотровые книги, в которых фиксировались данные о служилых людях и их готовности к службе.
1 «Избранная тысяча» и список Государева двора.
«Пушечный двор в Москве на реке Неглинной». Художник А. Васнецов. Москва, Государственная Третьяковская галерея
△ Какую роль в XVI в. стало играть огнестрельное оружие? С чем это связано?
Ответ: Огнестрельное оружие стало ключевым для «пороховой революции», повысившей эффективность армии в осадах и полевых сражениях.
● 1. Зачем была необходима «избранная тысяча»? 2. Что такое «Список Государева двора»? Из кого он состоял?
Ответ: 1. Для создания постоянного войска верных царю дворян под Москвой. 2. Это список знатных родов и служилых людей, включённых в элиту (бояре, дворяне, дети боярских).
2 Ограничение местничества в военное время и Уложение о службе.
● 1. Почему было необходимо запретить местнические споры в военное время? 2. Какие положения содержало Уложение о службе?
Ответ: 1. Споры подрывали дисциплину и мешали оперативному командованию. 2. Уложение 1556 г. устанавливало обязанность службы «конно, людно и оружно» в зависимости от размера землевладения.
3 Развитие артиллерии
«Российская пушка-пищаль перевозится упряжкой лошадей». Рисунок шведского посла Э. Пальмквиста
● Какие пушки имела на вооружении русская армия в XVI в.?
Ответ: Пищали, осадные орудия (в т.ч. мортиры), трофейные и отечественные пушки разных калибров, например, тяжёлые орудия под Казань.
4 Стрелецкое войско
● 1. К какому разряду служилых людей принадлежали стрельцы? 2. Расскажите об организации стрелецкого войска. 3. Какие функции выполняли стрельцы? Какие льготы они имели?
Ответ: 1. К служилым «по прибору». 2. Делились на приказы (полки) по 500 человек, с единой формой и вооружением. 3. Несли военную и полицейскую службу, получали жалованье и земельные участки.
5 Вольное казачество
Из книги О. Г. Веряскиной «История Донского края с древнейших времён до конца XVI в.»
△ Как и почему Московское государство взаимодействовало с казаками в XVI в.?
Ответ: Казаки охраняли южные границы и участвовали в войнах. Москва поддерживала их оружием и припасами, так как их действия ослабляли Крым и Турцию.
● 1. Что такое казачество? Где и почему оно формировалось? 2. Какие порядки складывались в казачьем мире?
Ответ: 1. Вольные сообщества на Дону и Днепре, возникшие из беглых крестьян и гулящих людей. 2. Самоуправление с выборными атаманами, военная добыча как основной промысел.
Вопросы и задания
1. Какие перемены в области военного дела произошли в раннее Новое время в мире? Когда эти новшества появились в России? Почему было важно научиться их использовать? Свой ответ обоснуйте.
2. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Кто составлял основу поместного войска? Какие задачи перед ним стояли? Придумайте своё название картины.
3. Перечислите основные мероприятия военных реформ 1550-х гг. Можно ли назвать их результативными? Почему вы так считаете?
4. Какие сословные группы в XVI в. входили в состав служилых людей? Как изменилось их социальное положение в результате реформ 1550-х гг.?
5. Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и Ивана IV. Выделите общие черты и различия.
6. Почему учёные называют стрелецкое войско полурегулярным? Сформулируйте два аргумента.
7. Сформулируйте не менее трёх отличий казаков от остальных групп российского населения XVI в.
8. Рассмотрите иллюстрации, которые помещены в параграфе. Какие из них являются фотографиями исторических источников, а какие — художественными произведениями? Почему важно отличать исторический источник от художественного произведения? Свой ответ обоснуйте.
9. Сравните службу русских стрельцов и мушкетёров во Франции. Назовите общие черты, укажите различия.
10. Каковы были, по вашему мнению, итоги и значение военных реформ Ивана IV и Избранной рады?
Ответы:
1. Какие перемены в области военного дела произошли в раннее Новое время в мире? Когда эти новшества появились в России? Почему было важно научиться их использовать?
Ответ: В мире произошла «пороховая революция»: возросла роль огнестрельного оружия, появилась регулярная пехота. В России эти новшества внедрены в середине XVI в. Их использование было важно для усиления армии и защиты от внешних угроз (Крым, Ливония).
2. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Кто составлял основу поместного войска? Какие задачи перед ним стояли? Придумайте своё название картины.
Ответ: На картине изображён смотр служилых людей. Основу поместного войска составляли дворяне и дети боярские. Задачи: демонстрация готовности к службе, проверка вооружения. Название: «Смотр ратных сил государевых».
3. Перечислите основные мероприятия военных реформ 1550-х гг. Можно ли назвать их результативными? Почему вы так считаете?
Ответ: Мероприятия: создание стрелецкого войска, Уложение о службе (1556 г.), усиление артиллерии, ограничение местничества. Реформы были результативны, так как армия стала сильнее (взятие Казани, успехи в Ливонской войне).
4. Какие сословные группы в XVI в. входили в состав служилых людей? Как изменилось их социальное положение в результате реформ 1550-х гг.?
Ответ: Служилые «по отечеству» (дворяне, бояре) и «по прибору» (стрельцы, пушкари). Реформы укрепили положение дворян (получение земель) и создали новые категории (стрельцы), зависимые от государства.
5. Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и Ивана IV. Выделите общие черты и различия.
Ответ: Общее: Опора на дворянское ополчение. Различия: При Иване IV появились постоянные стрелецкие полки, усилена артиллерия, введено единое командование.
6. Почему учёные называют стрелецкое войско полурегулярным? Сформулируйте два аргумента.
Ответ: 1. Стрельцы получали постоянное жалованье и находились на службе круглый год. 2. Но они также занимались ремеслом и торговлей, что не характерно для полностью регулярной армии.
7. Сформулируйте не менее трёх отличий казаков от остальных групп российского населения XVI в.
Ответ: 1. Казаки были вольными, не платили taxes. 2. Жили в самоуправляемых общинах на окраинах. 3. Основным занятием была военная добыча и охрана границ.
8. Рассмотрите иллюстрации, которые помещены в параграфе. Какие из них являются фотографиями исторических источников, а какие — художественными произведениями? Почему важно отличать исторический источник от художественного произведения?
Ответ: Фотографии пушечного двора и пушки — исторические источники. Картины Иванова и Васнецова — художественные произведения. Важно отличать их, так как источники дают точные данные, а произведения могут содержать вымысел.
9. Сравните службу русских стрельцов и мушкетёров во Франции. Назовите общие черты, укажите различия.
Ответ: Общее: Использование огнестрельного оружия, постоянная служба. Различия: Стрельцы совмещали службу с ремеслом, а мушкетёры были частью регулярной армии.
10. Каковы были, по вашему мнению, итоги и значение военных реформ Ивана IV и Избранной рады?
Ответ: Итоги: создание боеспособной армии, успехи в расширении территории (Поволжье). Значение: укрепление обороноспособности России и усиление роли государства в управлении войсками.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) запрет местнических споров между воеводами во время войны; 2) завоевание испанцами во главе с Ф. Писарро державы инков; 3) принятие Уложения о службе; 4) открытие Тридентского собора.
Ответ: 2) 1532–1535 гг., 4) 1545 г., 1) 1550 г., 3) 1556 г.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из сочинения «Рассуждение о делах Московии» венецианца Ф. Тьеполо, побывавшего в России в середине XVI в., и ответьте на вопросы.
Конница из более знатных и богатых одевается в панцирь из тонких и хорошо закалённых металлических пластин и островерхий шлем, равным образом сделанный из пластинок; причём всё это производится в Персии.
Эти [конники] в большинстве своём действуют копьём, прочие же вместо лат носят толстые [стёганые] кафтаны, очень плотно набитые хлопком, они хорошо противостоят ударам, особенно стрелами. Среди них есть большой отряд аркебузьеров [вооружённые огнестрельным оружием], а все другие действуют луком.
Общим для всех оружием являются меч и кинжал, а немногие выделяются железными палицами. Лошади у них малорослые, но весьма приспособлены к [воинскому] труду и всяким невзгодам, а сверх того и к холоду.
● 1. Опишите набор вооружения русских воинов. Какие виды оружия преобладали?
2. Почему только знатные люди носили панцирь и шлем из металлических пластин?
3. Кто такие аркебузьеры? Много ли их было в дворянской коннице? Объясните почему.
Ответ: 1. Копья, луки, сабли, пищали. 2. Дороговизна доспехов делала их доступными лишь знати. 3. Воины с огнестрельным оружием; их было немного, так как дворяне предпочитали традиционную конницу.
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Раскройте смысл понятия «местничество». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.
Ответ: Местничество — система распределения должностей по знатности рода. Пример: воевода мог отказаться от назначения, если считал его «невместным» для своего статуса.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Чем были вызваны военные реформы, осуществлённые в России в середине XVI в.?
Ответ на главный вопрос параграфа:
Военные реформы в России середины XVI в. были вызваны необходимостью модернизации армии для противодействия внешним угрозам, укрепления централизованной власти и преодоления внутренних слабостей военной системы.
Аргументы:
-
Внешние угрозы и геополитические вызовы:
— Активная экспансия на восток (борьба с Казанским и Астраханским ханствами) и запад (Ливонская война) требовала профессиональной армии.
— Угроза со стороны Крымского ханства и Османской империи вынуждала укреплять южные границы и создавать мобильные войска. -
Внутренние проблемы военной организации:
— Устаревшая система дворянского ополчения была недостаточно эффективной: сбор войска занимал время, а воины не имели единой подготовки и вооружения.
— Местнические споры подрывали дисциплину и мешали назначению компетентных командиров. -
Технологические изменения и "пороховая революция":
— Распространение огнестрельного оружия (артиллерия, пищали) требовало создания новых родов войск (стрельцы, пушкари) и пересмотра тактики.
— Необходимость централизованного управления ресурсами (снабжение, единые стандарты вооружения) для повышения боеспособности.
Обоснование:
Реформы Ивана IV и Избранной рады (создание стрелецкого войска, Уложение о службе 1556 г., усиление артиллерии) позволили России сформировать современную для своего времени армию, способную решать стратегические задачи. Это подтверждается успехами в завоевании Казани (1552) и Астрахани (1556), а также первоначальными победами в Ливонской войне.