§ 38–39. Русская церковь в XVII в., страница 191

Почему церковный раскол стал трагической страницей в истории России?

1 «Чин молящихся»: церковь и духовенство в XVII в.

«Вербное воскресенье при Алексее Михайловиче». Художник В. Шварц. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
△   Кого вы видите на картине? К какому событию церковной истории отсылает художник? Почему вы так решили?

 

● Какими обстоятельствами определялась важная роль Русской православной церкви в жизни страны?

 

2 Грозный патриарх

Патриарх Никон
△  Каким образом государство ограничило юридические и владельческие права церкви?

 

3 Священство и царство

● Какой в представлении Никона должна была быть «симфония властей»?

 

4 Великий раскол

«Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги».
Художник А. Кившенко. Санкт-Петербург, Центральный военно-морской музей
△   Кто изображён на картине? Где происходит обсуждение новых богослужебных книг? В чём состоял предмет спора собравшихся?

 

● 1. Чем была вызвана необходимость церковной реформы? Какие расхождения были в обрядах и священных книгах русской церкви? 2. Какие новшества ввёл патриарх Никон? Как его характер повлиял на ход церковной реформы?

 

5 Низложение Никона

«Патриарх Никон перед Вселенским собором 1666 года». Художник С. Милорадович. Санкт-Петербург, Государственный музей истории религии
△   Мог ли Никон победить Алексея Михайловича в споре за власть? Объясните свой ответ.

 

● 1. В чём вы видите причины разногласий между патриархом и царём? 2. Кто и почему победил в споре «священства» и «царства»?

 

6 Гонения на старообрядцев

«Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 г.» Художник С. Милорадович. Москва, Государственная Третьяковская галерея
△   Почему монахи Соловецкого монастыря отказались поддерживать церковную реформу?

 

● 1. К чему призывали старообрядцы? 2. Как старообрядцы сопротивлялись нововведениям в церковной жизни?

 

Вопросы и задания

1. Сформулируйте не менее трёх задач церковной реформы. Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период?
2. Какие последствия имела церковная реформа Никона? Была ли она оправданна? Аргументируйте свой ответ.
3. В чём заключались противоречия между царём и патриархом? Назовите не менее двух противоречий. Почему стало возможным отстранение Никона от власти? Укажите две причины.
4. Сравните взгляды на православие (церковные догматы, обряды, ритуалы) патриарха Никона и протопопа Аввакума. Укажите, что было общим в их взглядах, а что различным.
5. Что общего вы можете выделить в характерах и судьбах патриарха Никона и протопопа Аввакума? Личность кого из них вас заинтересовала и почему?
6. Сравните спор между протестантами и католиками и разногласия между никонианами и старообрядцами. Что можно увидеть общего, а в чём заключаются различия этих противостояний?
7. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Церковная реформа патриарха Никона».
8. Существует следующая оценка церковной реформы: «Церковная реформа патриарха Никона способствовала прогрессу в развитии русского общества». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте фактами.
9.* Подготовьте сообщение на тему «Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) начало старообрядческого раскола; 2) осада Соловецкого монастыря; 3) Славная революция в Англии; 4) избрание Никона патриархом; 5) церковный собор с участием восточных патриархов.

 

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Раскройте смысл понятия «церковный раскол». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.

 

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему церковный раскол стал трагической страницей в истории России?