§ 27–28. Завершение Смуты и иностранной интервенции, страница 134

Какие первоочередные задачи стояли перед новым царём Михаилом Романовым? Удалось ли их решить?

«Призвание на царство Романовых». Художник А. Кившенко. Санкт-Петербург, Центральный военно-морской музей им. императора Петра Великого
△   Романовы были одной из ветвей древнего старомосковского боярского рода. Что вам известно о его представителях?

 

1 Избрание Михаила Романова

«Послы Московского Земского собора и народ просят Михаила Фёдоровича Романова принять царский венец».
Миниатюра из «Книги об избрании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича». XVII в.
△   Какие детали изображённого на картине события доказывают, что представители различных сословий готовы оказать поддержку Михаилу Фёдоровичу?

 

● 1. Какую цель преследовал срочно созванный в 1613 г. Земский собор? Чем объясняется подобная спешка? 2. Почему царём был избран Михаил Фёдорович Романов?

 

2 Политика правительства первого Романова

Из работы историка С. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв.»
△   Согласны ли вы с мнением историка? Ответ подтвердите фактами.

 

● 1. Каково было положение Михаила Романова на троне в начале его правления? Почему народные волнения не утихли сразу после избрания нового царя? 2. Охарактеризуйте условия Столбовского мира и Деулинского перемирия. Почему Россия пошла на территориальные уступки Швеции и Польше?

 

3 Герои Смуты

△   За какие заслуги К. Минин и Д. Пожарский удостоились памятника на Красной площади в Москве?

 

Из работы историка Б. Флори «Польско-литовская интервенция в России и русское общество»
△   Согласны ли вы с мнением историка? Приведите несколько фактов, подтверждающих вашу точку зрения.

 

● Какие личные качества характерны для Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского? Являются ли они настоящими патриотами России?

 

4 Итоги и последствия Смутного времени

● 1. Охарактеризуйте основные итоги Смуты для России. 2. Каков, по вашему мнению, главный положительный и отрицательный урок Смутного времени?

 

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какое событие изображено на картине? Какие чины поддержали избрание на царский престол Михаила Фёдоровича Романова?
2. Какова была главная особенность Земского собора 1613 г.? С какой целью он был созван? В чём заключалась основная сложность поставленной на соборе задачи?
3. Какое значение для дальнейшего развития страны имело избрание Михаила Романова на российский престол? Сформулируйте не менее трёх положений.
4. К какому году и почему относят окончание Смутного времени? Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты для России?
5. Существует следующая оценка избрания на русский престол Михаила Романова: «Михаил Фёдорович в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало воз- можность достичь примирения и национального согласия». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте, подобрав несколько фактов и объяснив, как с их помощью можно аргументировать выбранную точку зрения.
6. Можно ли найти аналоги событий Смутного времени в зарубежной истории? Приведите несколько примеров.
7.* С помощью дополнительных источников информации узнайте о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Подготовьте сообщение на тему «Иван Сусанин — настоящий герой и патриот своего Отечества».
8. Расскажите, почему День народного единства празднуется у нас в стране 4 ноября.
9. Рассмотрите карту 1 в Приложении. Проследите по ней: 1) походы Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; 2) движение армии Ивана Болотникова от начала похода (г. Путивль) и до её полного разгрома; 3) вторжение польских и шведских войск; 4) действия Первого и Второго ополчений. Покажите территории, отторгнутые Швецией и Речью Посполитой.

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) Деулинское перемирие с Речью Посполитой; 2) избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство; 3) Столбовский мир со Швецией; 4) начало правления в Иране шаха Аббаса I Великого.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» историка Н. Костомарова. Выполните задание и ответьте на вопрос.
Мало в истории найдётся примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких… печальных обстоятельствах. С двумя государствами: Польшей и Швецией — не окончена была война. Оба эти государства владели окраинами Московской державы и выставляли двух претендентов на московский престол — двух соперников новоизбранному царю. Третьего соперника ему провозглашала казацкая вольница в Астрахани в особе малолетнего сына Марины, и Заруцкий во имя его затевал двинуть турок и татар на окончательное разорение Московского государства. Внутри государства многие города были сожжены дотла, и самая Москва находилась в развалинах. Внутренние области сильно обезлюдели. Поселяне ещё в прошлом году не могли убрать хлеба и умирали от голода. Повсюду господствовала крайняя нищета: в казне не было денег, и трудно было собрать их с разорённых подданных…

● 1. Назовите имя государя и год его венчания на царство. 2. Почему автор называет
обстоятельства вступления на престол нового царя печальными? Приведите не менее
трёх примеров, подтверждающих утверждение историка.

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие первоочередные задачи стояли перед новым царём Михаилом Романовым? Удалось ли их решить?