Глава II. Смута в России, страница 99
Что позволило сохранить независимость Российского государства в период Смутного времени?
§ 20. В преддверии грозных испытаний: кризис власти и общества на рубеже XVI–XVII вв., страница 100
Почему избрание на царство Бориса Годунова и проводившаяся им политика не стали началом объединения государства и общества, а привели страну к Смуте?
«Великий государь, царь и самодержец всея Руси».
Художник С. Иванов. Картины по русской истории из издания И. Кнебеля
△ Какое значение имела фигура царя в представлении русских людей начала XVII в.?
1 Избрание Бориса Годунова на царство
● 1. Почему в 1598 г. царём был избран Борис Годунов? 2. Верно ли, что избрание Бориса на царство поддержали все слои общества?
2 Политика Годунова
Кубок боярина и конюшего Бориса Годунова, Держава и Трон Бориса Годунова
△ Какое было предназначение у предметов, изображённых на иллюстрациях?
● 1. Какой путь к царскому трону преодолел Борис Годунов? Какие личные качества помогли ему подняться на вершину власти? 2. Дайте оценку внутренней политики Годунова.
3 Голод 1601—1603 гг. и обострение кризиса
«Голод в Москве при Борисе Годунове». Художник Б. Чориков.
Из книги «Живописный Карамзин, или Русская история в картинах»
△ Почему во время голода 1601—1603 гг. люди отовсюду стекались в Москву?
Из «Истории государства Российского» историка Н. Карамзина
△ 1. О ком идёт речь в отрывке? На основе каких слов в тексте вы это определили?
2. Как историк оценивает деятельность этого правителя? Согласны ли вы с его оценкой? Ответ объясните
● 1. Какие меры предпринимались властями для борьбы с голодом? Были ли они эффективны? 2. Почему в 1603 г. начались народные волнения?
4 Смута — что это такое?
● Почему начало XVII в. называют Смутным временем (Смутой)?
5 Причины Смуты
● Назовите причины Смуты. Как они связаны с правлением Ивана IV и Речью Посполитой?
Вопросы и задания
1. Как пытался укрепиться на престоле Борис Годунов? Какие меры, предпринятые им, способствовали выходу из кризиса, а какие — создавали условия для социального взрыва?
2. Существует мнение, что одной из причин Смуты была опричнина. Согласны ли вы с такой позицией? Свою точку зрения обоснуйте.
3. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Кто на ней изображён? По каким деталям вы это определили?
4. Какие успехи были достигнуты Россией за время правления Бориса Годунова? Почему его политикой были недовольны различные группы населения в стране?
5.* Существует следующая оценка личности, политики и правительственного курса Бориса Годунова: «Борис Годунов — талантливый государственный деятель, царь, задумавший преобразования, призванные обеспечить развитие страны». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение аргументируйте фактами.
6. Некоторые историки считают, что, несмотря на различия, в политике Ивана Грозного и Бориса Годунова было много общего. Приведите несколько фактов, подтверждающих мнение историков.
7. Приведите несколько примеров европейского влияния на Россию в царствование Бориса Годунова.
8.* Составьте в тетради простой план ответа по теме «Политика Бориса Годунова: достижения и ошибки».
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Прочитайте отрывок из работы историка С. Платонова и ответьте на вопрос.
Началась она явлением случайным — прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого. [Поэтому] и являлось у нас так много различных мнений и теорий о её происхождении и причинах.
● О каком явлении идёт речь в тексте отрывка? Дайте определение этого явления и запишите его в тетрадь.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Почему избрание на царство Бориса Годунова и проводившаяся им политика не стали началом объединения государства и общества, а привели страну к Смуте?