Вопросы и задания к главе III
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Сравните это изображение с картиной художника А. Васнецова «Красная площадь при Иване Грозном». Какие вы видите различия? Можно ли по ним судить о развитии государства в XVII столетии? Ответ обоснуйте.
2. Что мешало, а что способствовало развитию экономики России в XVII в.? Что нового появилось в экономической жизни страны в этот период?
3. Существует следующая точка зрения: «Система управления в России в середине XVI в. и в середине XVII в. была сходна». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте фактами.
4. В чём были причины церковного раскола? В чём состояло его значение?
5. Какие изменения в центральном и местном управлении произошли в царствование Алексея Михайловича? Подумайте, с чем они могли быть связаны.
6. Приведите не менее трёх черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе страны к абсолютизму.
7. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Внешняя политика Михаила Фёдоровича».
8. Почему отношения с Речью Посполитой оставались главным направлением внешней политики России на протяжении всего XVII в.? Какие вооружённые конфликты велись в Европе в XVII в.? Можете ли вы назвать войну, по степени тяжести аналогичную русско-польской войне 1654—1667 гг.?
9. Каковы были результаты внешней политики России в XVII в.? Как изменилась территория европейской части России в XVII в.?
10. Докажите, что в XVII в. в культуре России происходил процесс обмирщения.
11. Сравните политическое развитие России в правление Михаила Фёдоровича и в правление Алексея Михайловича. Укажите черты сходства и различия.
12. Проведите дискуссию в классе, обсудив тезис: «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от стран Западной Европы».
13. Как развитие капиталистических отношений, становление абсолютизма, Реформация и Контрреформация в европейских странах повлияли на явления и процессы в истории России в XVI—XVII вв.? Приведите не менее трёх-четырёх примеров.
14. Чьи интересы защищала система местничества? Кто и когда её отменил? Почему?
15. Выясните, какие события XVII в. и как связаны с историей вашего края.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие изменения в развитии государства и общества позволяют рассматривать правление первых Романовых как переходный этап от Средневековья к Новому времени?
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1 События XVII в. глазами художников (В. И. Суриков, А. П. Рябушкин, Э. Э. Лисснер,
А. Васнецов и др.).
2 Мануфактуры в XVII в.
3 Деятельность приказа XVII в. (по выбору).
4 Мировоззрение старообрядцев (на примере протопопа Аввакума).
5 Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.
6 Мой край в XVII в.