§ 46–47. Культура России в XVII в., страница 232
Какие явления в развитии искусства свидетельствовали об обмирщении русской культуры в XVII в.?
«Тайная вечеря». Иконописец Симон Ушаков. Сергиев Посад, Государственный историко-художественный музей-заповедник
△ Какие новые черты живописи XVII в. проявились в иконе Симона Ушакова?
1 Литература
● 1. Почему у посадских людей был интерес к сатире? 2. Покажите на примерах литературных произведений, что в русской культуре XVII в. «старина и новизна перемешались».
2 Архитектура
«Терем царя Алексея Михайловича». Художник К. Рабус. Москва, Государственная Третьяковская галерея
△ Выясните, где находится Теремный дворец.
Храм Николы в Хамовниках
△ Определите архитектурный стиль изображённого храма. Свой ответ аргументируйте.
● 1. Какой новый архитектурный стиль появился в конце XVII в.? Укажите его отличительные признаки. 2. Назовите памятники архитектуры XVII в.
Церковь Покрова в Филях
△ Определите архитектурный стиль изображённого храма. Свой ответ аргументируйте.
3 Изобразительное искусство
● 1. Каким образом процесс обмирщения затронул живопись? 2. Что отличает иконопись Симона Ушакова?
4 Просвещение и образование
Памятник братьям Лихудам в Москве. Скульптор В. Клыков
До 1694 г. работу Славяно-греко-латинской академии возглавляли греки — братья Иоанникий и Софроний Лиху́ды, прибывшие в Москву в 1685 г.
△ Как вы думаете, за что братья Лихуды удостоились памятника в Москве?
Из «Истории образования и педагогической мысли» В. Г. Торосяна
△ В каком году было открыто учебное заведение, о котором говорится в тексте? Какие задачи перед ним ставились? Почему академию первоначально возглавляли греки?
● 1. Как вы думаете, насколько распространённым было образование в России XVII в.
2. Почему русские люди в XVII в. стремились получить образование? Какие возможности это давало?
5 Немецкая слобода
● Каким образом Немецкая слобода способствовала знакомству москвичей с западно-европейской культурой?
Вопросы и задания
1. Почему ХVII век можно назвать переходным от Средневековья к Новому времени? В чём проявилось своеобразие культурного развития России в XVII в.?
2. Заполните в тетради таблицу.
3. Сравните литературу XVI и XVII вв. Укажите, что было у них общее, а что — различалось.
4. Что общего можно отметить в развитии образования, науки и литературы в России и в странах Западной Европы в XVII в.? Какие были различия?
5. Сравните развитие искусства XVI и XVII вв. Укажите различия.
6. Какой характер носило западноевропейское влияние на русскую культуру в ХVII в.?
Чем можно объяснить усиление интереса к европейской культуре в российском обществе XVII в.?
7. Выделите характерные особенности архитектуры XVII в. Докажите, что московское (нарышкинское) барокко является оригинальным и самобытным направлением русского зодчества.
8.* Можно ли утверждать, что развитие искусства в России в XVII в. существенно отставало от западноевропейского? Аргументируйте ответ.
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Как вы понимаете понятие «обмирщение культуры»? В чём выразился процесс обмирщения в русском искусстве ХVII в.?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие явления в развитии искусства свидетельствовали об обмирщении русской культуры в XVII в.?