§ 46–47. Культура России в XVII в., страница 232

Какие явления в развитии искусства свидетельствовали об обмирщении русской культуры в XVII в.?

«Тайная вечеря». Иконописец Симон Ушаков. Сергиев Посад, Государственный историко-художественный музей-заповедник
△   Какие новые черты живописи XVII в. проявились в иконе Симона Ушакова?

 

1 Литература

● 1. Почему у посадских людей был интерес к сатире? 2. Покажите на примерах литературных произведений, что в русской культуре XVII в. «старина и новизна перемешались».

 

2 Архитектура

«Терем царя Алексея Михайловича». Художник К. Рабус. Москва, Государственная Третьяковская галерея
△   Выясните, где находится Теремный дворец.

 

Храм Николы в Хамовниках
△   Определите архитектурный стиль изображённого храма. Свой ответ аргументируйте.

 

● 1. Какой новый архитектурный стиль появился в конце XVII в.? Укажите его отличительные признаки. 2. Назовите памятники архитектуры XVII в.

 

Церковь Покрова в Филях
△   Определите архитектурный стиль изображённого храма. Свой ответ аргументируйте.

 

3 Изобразительное искусство

● 1. Каким образом процесс обмирщения затронул живопись? 2. Что отличает иконопись Симона Ушакова?

 

4 Просвещение и образование

Памятник братьям Лихудам в Москве. Скульптор В. Клыков
До 1694 г. работу Славяно-греко-латинской академии возглавляли греки — братья Иоанникий и Софроний Лиху́ды, прибывшие в Москву в 1685 г.
△   Как вы думаете, за что братья Лихуды удостоились памятника в Москве?

 

Из «Истории образования и педагогической мысли» В. Г. Торосяна
△   В каком году было открыто учебное заведение, о котором говорится в тексте? Какие задачи перед ним ставились? Почему академию первоначально возглавляли греки?

 

● 1. Как вы думаете, насколько распространённым было образование в России XVII в.
2. Почему русские люди в XVII в. стремились получить образование? Какие возможности это давало?

 

5 Немецкая слобода

● Каким образом Немецкая слобода способствовала знакомству москвичей с западно-европейской культурой?

 

Вопросы и задания

1. Почему ХVII век можно назвать переходным от Средневековья к Новому времени? В чём проявилось своеобразие культурного развития России в XVII в.?
2. Заполните в тетради таблицу.
3. Сравните литературу XVI и XVII вв. Укажите, что было у них общее, а что — различалось.
4. Что общего можно отметить в развитии образования, науки и литературы в России и в странах Западной Европы в XVII в.? Какие были различия?
5. Сравните развитие искусства XVI и XVII вв. Укажите различия.
6. Какой характер носило западноевропейское влияние на русскую культуру в ХVII в.?
Чем можно объяснить усиление интереса к европейской культуре в российском обществе XVII в.?
7. Выделите характерные особенности архитектуры XVII в. Докажите, что московское (нарышкинское) барокко является оригинальным и самобытным направлением русского зодчества.
8.* Можно ли утверждать, что развитие искусства в России в XVII в. существенно отставало от западноевропейского? Аргументируйте ответ.

 

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Как вы понимаете понятие «обмирщение культуры»? В чём выразился процесс обмирщения в русском искусстве ХVII в.?

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие явления в развитии искусства свидетельствовали об обмирщении русской культуры в XVII в.?