§ 16–17. Россия при царе Фёдоре Ивановиче, страница 75
Удалось ли России в годы царствования Фёдора Ивановича преодолеть социально-экономический кризис?
1 Вступление на престол Фёдора Ивановича
● 1. Как отреагировали бояре на усиление влияния Бориса Годунова? 2. Как и благодаря чему Годунову удалось победить в борьбе остальных опекунов царя?
2 Политика, направленная на преодоление кризиса.
● 1. Охарактеризуйте политику правительства по выходу из кризиса, осуществлявшуюся под руководством Бориса Годунова. 2. Как введение патриаршества отразилось на положении Русской православной церкви в мире?
3 Закрепощение крестьян
● 1. Чем было вызвано закрепощение крестьян в России? 2. Каково основное содержание законов конца ХVI в., направленных на закрепощение крестьян?
4 Внешняя политика
● 1. Охарактеризуйте внешнюю политику правительства Фёдора Ивановича. 2. Каковы были условия Тявзинского мира?
5 Пресечение династии московских Рюриковичей.
«Смерть царевича Дмитрия, 1591».
Художник Б. Чориков. Из книги «Живописный Карамзин, или Русская история в картинах»
△ Какое событие изображено на картине? К каким последствиям оно привело?
● 1. В чём суть «угличского дела»? Почему оно породило огромную волну слухов в народе? 2. Как вы думаете, был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия? Свой ответ объясните.
Вопросы и задания
1. Назовите меры, предпринимавшиеся правительством для прекращения бегства крестьян. Проверьте себя по тексту пункта 3 параграфа.
2. Как изменялось положение Русской православной церкви на протяжении XVI в.? Соответствовало ли концепции «Москва — Третий Рим» введение патриаршества в России? Объясните свой ответ.
3. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России в конце XVI в. Чем вызваны особенности её развития в сравнении со странами Западной Европы этого же периода?
4. Сравните систему управления Российским государством в начале XVI в. и в 1580-х гг. В чём вы видите общие черты и различия?
5.* Составьте в тетради простой план ответа по теме «Правление Фёдора Ивановича».
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) указ об урочных летах; 2) учреждение в России патриаршества; 3) разгром Англией Непобедимой армады; 4) гибель царевича Дмитрия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из сочинения английского путешественника Р. Ченслера, побывавшего в России, и ответьте на вопросы.
…В северной части страны находятся места, где водится пушнина — соболя, куницы, молодые бобры, белые, чёрные и рыжие лисицы, выдры, горностаи, олени.
Там добывают рыбий зуб; рыба эта называется морж. Ловцы её живут в месте, называемом Пустозеро, и привозят рыбий зуб на оленях в Лампожию на продажу, а из Лампожии везут в место, называемое Холмогоры, где бывает в Николин день большая ярмарка. К западу от Холмогор есть город Новгород, где растёт много хорошего льна и конопли, а также имеется очень много воска и мёда. У голландских купцов есть там склады. Там также очень много кож, равно как и в городе, называемом Псковом; и во Пскове много льна, конопли, воска и мёда; город этот находится от Холмогор в 120 милях. Есть там город, называемый Вологда; тамошние товары — сало, воск и лён, но там их не так много, как в Новгороде…
● 1. О каких занятиях населения России XVI в. свидетельствует продукция, перечисленная Р. Ченслером? 2. Какие продукты русских промыслов и сельского хозяйства становились товарами, реализуемыми в ходе международной торговли? 3. Какие города упоминаются в документе? Найдите их на карте.
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Раскройте смысл понятия «урочные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Удалось ли России в годы царствования Фёдора Ивановича преодолеть социально-экономический кризис?