§ 25–26. Спасители Отечества, страница 125
Какие попытки предпринимались обществом в начале XVII в. для выхода России из политического кризиса и борьбы с интервентами?
«В Смутное время». Художник С. Иванов. Картины по русской истории из издания И. Кнебеля
△ Какие реалии эпохи Смутного времени вы можете указать на картине?
1 Гражданская война перерастает в войну национально-освободительную.
«Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту». Художник П. Чистяков. Санкт-Петербург, Музей Академии художеств
Памятник патриарху Гермогену. Скульптор С. Щербаков. Москва, Александровский сад
△ Какое событие изображено на картине? Почему поляки боялись патриарха Гермогена? Какие призывы он распространял? К чему это привело?
● 1. Почему провалились русско-польские переговоры? 2. Почему было создано Первое ополчение? Какие цели оно ставило перед собой?
2 Восстание в Москве
● 1. Почему москвичи поддержали ополченцев и подняли восстание против польского гарнизона? 2. Каким образом полякам удалось подавить выступление?
3 Первое ополчение
«Осада Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609—1611 гг.». Гравюра XVII в.
△ Почему полякам было важно захватить Смоленск?
Из «Курса русской истории» историка В. Ключевского
△ Cогласны ли вы с мнением В. Ключевского о Смуте? Свой ответ аргументируйте.
● Почему Первое ополчение не сумело освободить Москву?
4 Ополчение Минина и Пожарского
«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий к пожертвованиям». Художник К. Маковский. Нижегородский государственный художественный музей
△ Какие чувства вызывает у вас сюжет картины? Почему участникам Второго ополчения выплачивалось жалованье?
● Что нужно было учесть Минину и Пожарскому при организации Второго ополчения, чтобы не допустить ошибок лидеров Первого ополчения?
5 Освобождение Москвы
«Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского». Художник В. Савинский. Краснодар, Художественный музей им. А. Луначарского
△ Почему князю Д. Пожарскому было предложено стать военным руководителем Второго ополчения?
● 1. Почему осаждённые поляки отказывались сдаваться и оставались в Москве, неся существенные потери? 2. Какую роль сыграли К. Минин и Д. Пожарский при освобождении Москвы?
Вопросы и задания
1. В чём заключался просчёт Семибоярщины, решившей пригласить королевича Владислава на российский престол? Какие исторические события последовали после
заключения договора? Кто и почему поддержал призыв патриарха Гермогена изгнать поляков?
2. Сформулируйте несколько причин агрессии поляков против России в ходе Смуты.
3. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Что вы видите на картине? Опишите состав изображённого войска.
4. Что у Второго ополчения общего с Первым, а в чём имелись различия?
5. В каком положении оказались интервенты в Москве в 1612 г.? Почему Второму ополчению удалось их изгнать?
6. Подготовьте сообщение на тему «Деятельность патриарха Гермогена в период Смуты».
7. Можно ли найти примеры интервенции в истории зарубежных стран периода Нового времени? О чём это свидетельствует?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) перемирие между Испанией и Республикой Соединённых провинций Нидерландов; 2) освобождение Москвы от поляков; 3) договор об избрании на русский престол королевича Владислава; 4) создание Первого ополчения.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Приговора» Первого ополчения и ответьте на вопросы.
Московского государства разных земель царевичи, и бояре, и окольничие, и чашники, и стольники, и дворяне… и дети боярские… и казаки, и всякие служилые люди, и дворовые, которые стоят… за православную христианскую веру против разорителей веры христианские, польских и литовских людей, под Москвою, приговорили и выбрали всею Землёю бояр и воевод, князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, да Ивана Мартыновича Зapуцкого, да думного дворянина и воеводу Прокофья Петровича Ляпунова на том, что им, будучи в правительстве, земским и всяким ратным делом промышляти и расправы всякия меж всяких людей чинити в правду, а ратным и земским всяким людем их бояр во всяких земских и в ратных делах слушати всем…
● 1. Определите год события, о котором идёт речь в тексте. На основании чего вы это решили? 2. Кого выбрали руководителями? Почему именно их? 3. Каково было положение населения в этот период?
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Раскройте смысл понятия «интервенция». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие попытки предпринимались обществом в начале XVII в. для выхода России из политического кризиса и борьбы с интервентами?