§ 44. «Встречь солнцу». Освоение Сибири и Дальнего Востока, страница 219

Какое значение имело для России освоение Сибири и Дальнего Востока?

«Землепроходцы». Художник Ю. Колдаев. Петропавловск-Камчатский, Камчатский краевой художественный музей
△   С какими трудностями сталкивались русские землепроходцы?

 

1 Открыватели «землиц»

«Коч Дежнёва в Белом море». Художник Е. Войшвилло. Калининград, Музей Мирового океана
△   Какие преимущества и недостатки имел коч?

 

● Какие территории были открыты в ходе экспедиций Семёна Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова и Владимира Атласова?

 

2 Нерчинский договор

● Почему русское правительство было заинтересовано в дружеских отношениях с Китаем?

 

3 Народы Сибири

«Ненец (самоед)». Рисунок XIX в.
«Якуты на реке Лене». Рисунок XIX в.
△   Используя карту на заднем форзацзе, найдите, где проживали изображённые народы.

 

«Сбор ясака казаками Енисейской губернии». Неизвестный художник. XIX в. Красноярский краеведческий музей
△   Опишите картину. Чем коренное население Сибири платило ясак?

 

● Каковы были основные занятия местных жителей, населявших Сибирь и Дальний Восток?

 

Вопросы и задания

1. Укажите не менее двух причин освоения Россией Сибири и Дальнего Востока. Сформулируйте не менее трёх особенностей продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в.
2. Можно ли освоение Сибири и Дальнего Востока отнести к Великим географическим открытиям? Ответ объясните.
3. Укажите не менее трёх ключевых, на ваш взгляд, событий (географических открытий) освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Каково было значение этих открытий? Сформулируйте не менее двух итогов.
4. Сравните отношение к местному населению землепроходцев при освоении Сибири и Дальнего Востока с процессом колонизации Северной и Южной Америки. Что можно увидеть общего в этих процессах, а в чём заключаются принципиальные различия?
5. Существует следующая точка зрения: «Присоединение к России народов Сибири и Дальнего Востока оказало положительное влияние на их дальнейшее развитие». Как вы можете доказать такую оценку? Своё мнение подтвердите фактами.
6.* Подготовьте сообщение (презентацию) на тему «Взаимоотношения русских и местного населения Сибири и Дальнего Востока» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
7. Проследите по карте на заднем форзаце маршруты экспедиций Семёна Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова и Владимира Атласова. Кто ещё участвовал в освоении Сибири и Дальнего Востока? Входила ли территория вашего региона в состав России к концу XVII в.?

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) поход Семёна Дежнёва; 2) Нерчинский договор; 3) начало завоевания Китая маньчжурами; 4) поход Ерофея Хабарова.

 

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Дайте определение понятия «ясак». Почему его собирали не в денежной, а в натуральной форме (в основном пушниной)?

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какое значение имело для России освоение Сибири и Дальнего Востока?