§ 44. «Встречь солнцу». Освоение Сибири и Дальнего Востока, страница 219
Какое значение имело для России освоение Сибири и Дальнего Востока?
«Землепроходцы». Художник Ю. Колдаев. Петропавловск-Камчатский, Камчатский краевой художественный музей
△ С какими трудностями сталкивались русские землепроходцы?
1 Открыватели «землиц»
«Коч Дежнёва в Белом море». Художник Е. Войшвилло. Калининград, Музей Мирового океана
△ Какие преимущества и недостатки имел коч?
● Какие территории были открыты в ходе экспедиций Семёна Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова и Владимира Атласова?
2 Нерчинский договор
● Почему русское правительство было заинтересовано в дружеских отношениях с Китаем?
3 Народы Сибири
«Ненец (самоед)». Рисунок XIX в.
«Якуты на реке Лене». Рисунок XIX в.
△ Используя карту на заднем форзацзе, найдите, где проживали изображённые народы.
«Сбор ясака казаками Енисейской губернии». Неизвестный художник. XIX в. Красноярский краеведческий музей
△ Опишите картину. Чем коренное население Сибири платило ясак?
● Каковы были основные занятия местных жителей, населявших Сибирь и Дальний Восток?
Вопросы и задания
1. Укажите не менее двух причин освоения Россией Сибири и Дальнего Востока. Сформулируйте не менее трёх особенностей продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в.
2. Можно ли освоение Сибири и Дальнего Востока отнести к Великим географическим открытиям? Ответ объясните.
3. Укажите не менее трёх ключевых, на ваш взгляд, событий (географических открытий) освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Каково было значение этих открытий? Сформулируйте не менее двух итогов.
4. Сравните отношение к местному населению землепроходцев при освоении Сибири и Дальнего Востока с процессом колонизации Северной и Южной Америки. Что можно увидеть общего в этих процессах, а в чём заключаются принципиальные различия?
5. Существует следующая точка зрения: «Присоединение к России народов Сибири и Дальнего Востока оказало положительное влияние на их дальнейшее развитие». Как вы можете доказать такую оценку? Своё мнение подтвердите фактами.
6.* Подготовьте сообщение (презентацию) на тему «Взаимоотношения русских и местного населения Сибири и Дальнего Востока» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
7. Проследите по карте на заднем форзаце маршруты экспедиций Семёна Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова и Владимира Атласова. Кто ещё участвовал в освоении Сибири и Дальнего Востока? Входила ли территория вашего региона в состав России к концу XVII в.?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) поход Семёна Дежнёва; 2) Нерчинский договор; 3) начало завоевания Китая маньчжурами; 4) поход Ерофея Хабарова.
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Дайте определение понятия «ясак». Почему его собирали не в денежной, а в натуральной форме (в основном пушниной)?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какое значение имело для России освоение Сибири и Дальнего Востока?