§ 36–37. «Государство правит по своей воле…» На путях к абсолютной монархии, страница 184
С какими процессами связано падение роли Земских соборов во второй половине XVII в.?
«Земский собор». Художник С. Иванов. Картины по русской истории из издания И. Кнебеля
△ Представители каких сословий принимали участие в работе Земских соборов? Укажите детали картины, по которым вы это определили.
1 Судьба земского представительства
Из курса лекций историка В. Ключевского
△ Как В. Ключевский характеризует роль Земских соборов в период царствования Михаила Романова?
«Азовское сидение». Художник В. Гурьев
△ Чем завершилось Азовское сидение донских казаков?
● Почему деятельность Земских соборов «угасала» при Алексее Михайловиче?
2 От сословно-представительной монархии к монархии абсолютной
Трон царя Алексея Михайловича
△ Выясните, где сейчас находится трон Алексея Михайловича.
● Какие факты свидетельствуют, что при Алексее Михайловиче осуществлялся переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму?
3 Алексей Михайлович и его окружение
● Как менялось положение Алексея Михайловича за годы его правления? Как это влияло на его действия?
Вопросы и задания
1. Каким образом Алексей Михайлович укреплял собственную власть?
2. Что тормозило переход России от сословно-представительной монархии к абсолютной?
3. Почему русское правительство не решилось вступить в войну с Турцией за Азов?
4. Кто из правителей обладал большей властью — Алексей Михайлович или Людо-
вик XIV? Объясните свой ответ.
5. Каким образом внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный
характер его правления?
6. Чем абсолютная монархия в России во второй половине XVII в. отличалась от мо-
нархий в странах Западной Европы (Франция, Англия)?
7.* Существует следующая точка зрения на роль Земских соборов: «Земские соборы
в первой половине XVII в. ограничивали царскую власть». Поддерживаете ли вы та-
кую оценку? Своё мнение подтвердите фактами.
8.* Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о рабо-
те приказа Тайных дел.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из исторического источника, выполните задания и ответьте на вопросы.
Чтобы Московского государства всяких чинов людей, от болшаго и до меншаго чину, суд и расправа была во всяких делех всем ровна. …И указал государь то всё Уложенье написать на список и закрепити тот список… и всякия дела делать по тому Уложению.
С Польским, и с Литовским, и с Немецким, и с иными окрестными государствы у государя царя и великого князя… всея Руси вечный мир… А будет которыми мерами с которым государством у Московского государства война зачнётся, или в которое время изволит государь кому своему государеву недругу мстити недружбу, и укажет послати на них своих государевых бояр и воевод, а с ними всяких чинов ратных людей, и для тоя службы велит государь своим государевым ратным людям всего Московского государства дати своё государево жалованье, и на то государево жалованье ратным людям деньги собирать со всего Московского государства, а побор положити смотря по службе.
…Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей с государевой службы не роспущати, и посулов и поминков не имати. …А будет кто на бояр и на воевод в посулех учнёт бити челом государю ложно, затеяв напрасно, а сыщется про то допряма, и тем за боярское и за воеводское бесчестие и за ложное их челобитье чинити жестокое же наказание, что государь укажет…
● 1. О каком документе идёт речь? Укажите год его принятия. Кто был правителем России в этот период? 2. Объясните, какие цели преследовали авторы документа и в чьих интересах он был составлен. 3. Укажите не менее трёх последствий принятия данного документа.
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Раскройте смысл понятия «абсолютная монархия». Приведите один исторический
факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: С какими процессами связано падение роли Земских соборов во второй половине XVII в.?