Ответы к странице 107

Упражнение 224, с. 107

224. Прочитайте загадки.

1. Во..т, свист..т, ветки лома..т3, пыль поднима..т, всех с ног сбива..т. Слыш..ш.. его, да не вид..ш.. его. (В..т..р)
2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подиви. ..ся: лишь распуст..т птица хвост — и поднимемся до звёзд. (Р..к..т..)
3. Овсом не корм..т, кнутом не гон..т, а как паш..т — пять плугов тащ..т. (Тр..кт..р)

Спишите две загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, выделите их личные окончания.

1. ВоетI спр., свиститII спр., ветки ломаетI спр., пыль поднимаетI спр., всех с ног сбиваетI спр.. СлышишьII спр. его, да не видишьII спр. его. (Ветер)
2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться: лишь распуст[ит]II спр. птица хвост — и поднимемсяI спр. до звёзд. (Ракета)
3. Овсом не кормятII спр., кнутом не гонятII спр., а как пашетI спр. — пять плугов тащитII спр.. (Трактор)

Ломает — глаг., что делает?, н. ф. — ломать, I спр., в наст. вр., в 3-м. л., в ед. ч., сказ.

Упражнение 225, с. 107

225. Прочитайте.

Месяц. Туман. Солнце.
Дождик. Трава. Небо.
Звезда. Роса. Заря1.

Зеленеть. Синеть. Алеть1.
Лить. Белеть. Всходить.
Гаснуть. Сверкать. Светить.

Найдите пары слов, которые могут сочетаться друг с другом по смыслу. Составьте из них нераспространённые предложения, употребляя глаголы в настоящем времени. Запишите.

Зеленеет трава. Синеет туман. Алеет заря.
Льёт дождик. Белеет небо. Всходит солнце.
Гаснет звезда. Сверкает роса. Светит месяц.

заря [зар’á] - 2 слога
з [з] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.
а [а] – гласн., безуд.
р [р’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.
я [а] – гласн., ударн.
4 б., 4 зв.

алеть [ал’эт’] - 2 слога
а [а] – гласн., безуд.
л [л’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.
е [э] – гласн., ударн.
т [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь [—]       
5 б., 4 зв.

Упражнение 226, с. 107

226. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. Сам не научишься — никто не научит. У каждого человека свой ум, никто не может думать за другого.
2. Скорую работу не хвалят. Хорошая работа выполняется не спеша, вдумчиво, качественно.
3. Перо пишет, а ум водит. Мы пишем пером, но думаем головой.
4. Срубленное дерево не вырастет. Нужно хорошо подумать, прежде чем что-то сделать.

Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Сам не_научишься — никто не_научит.
Скорую работу не хвалят.
Перо пишет, а ум водит.
Срубленное дерево не вырастет.

Выполните устный и письменный разбор любого глагола как части речи (см. Памятку 1).

(Не) вырастет — глаг., что сделает?, н. ф. — вырасти, I спр., в буд. вр., в 3-м. л., в ед. ч., сказ.

Пишет — глаг., что делает?, н. ф. — писать, I спр., в наст. вр., в 3-м. л., в ед. ч., сказ.

(Не) хвалят — глаг., что делают?, н. ф. — хвалить, II спр., в наст. вр., в 3-м. л., во мн. ч., сказ.