Ответы к странице 63

Упражнение 132

132. Прочитайте.

— … придумала! … нашла! — сказала … . — Пусть две из … возьмут в свои клювы прутик, а … прицеплюсь за … посередине. … будете лететь, а … ехать. Нужно только, чтобы … не крякали, а … не квакала, и всё будет превосходно.
                      В. Гаршин

Догадайтесь, из какой сказки этот текст. Кто произносит эти слова и к кому они обращены? Какое имя существительное и какие местоимения пропущены?

Это сказка «Лягушка-пу­тешественница».

Запишите, вставляя пропущенные личные местомиения. Подчеркните местоимения.

           Я придумала! Я нашла! — сказала лягушка. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно.

Составьте по рисунку свой текст. Подготовьтесь его рассказать.

   Жила-была жила необыкновенная лягушка. Когда-то она изобрела способ путешествия и попала в этот грязный пруд. Много лет она надеялась, что утки, которые её принесли, вернутся за ней и унесут на юг. Так бы и прождала она всю жизнь, потому что те думали, что Лягушка-путешественница упала и разбилась. Но однажды случилось одно происшествие.
   В то осеннее утро она как обычно ловила мошек и поглядывала на водную гладь. Вдруг показался клин уток, и Лягушка-путешественница от волнения начала квакать:
– Ква, ква! Наконец-то они прилетели за мной!
   Стая опустилась к воде, но оказалось, что это совсем другие утки. Среди них была молодая Уточка, которая первый раз летела на юг. Именно к ней и направилась взволнованная лягушка.
– Простите за беспокойство, госпожа Уточка! Вы летите на юг? – осмелилась спросить лягушка.
– На юг, – удивленно ответила Уточка.
– Возьмите меня с собой, я так хочу побывать в краях, где тёплые болота и много мошек. Я знаю способ, как вы можете доставить меня туда, – молила лягушка.
Уточка пожалела смелую квакушку, потому что и сама мечтала увидеть этот тёплый, но ещё неизвестный ей юг. Она уговорила двух сильных уток взять лягушку с собой. Они взяли тонкую палочку, а квакушка прицепилась ртом за неё. Так и отправились в путь.
   Когда летели, Уточка расспрашивала Лягушку-путешественницу о том, что же знает она о юге и что будет делать там. Умная лягушка лишь кивала головой в ответ, говоря либо да, либо нет, потому что решила, что в этот раз ни за что не откроет рта. Со временем эти странные беседы превратились в дружбу.
Много они пролетели, но вдруг началась страшная гроза. Раздался страшный грохот, и сверкнула молния. От страха Лягушка-путешественница неожиданно сама для себя квакнула и начала падать. Но никто не заметил этого, потому что все сами были напуганы. Когда    Уточка через несколько минут обернулась, она с ужасом поняла, что квакушки нет.
– Что же делать? Кря, кря! Какой ужас! Если я полечу вниз за квакушкой, стая не станет ждать меня, а без моей семьи я не смогу долететь, – думала она про себя.
   Но не бросать же подругу в беде. И Уточка бросилась вниз к озеру, над которым они в то время пролетали. Она долго искала Лягушку-путешественницу и нашла её возле берега в камышах. С квакушкой всё было в порядке, только она сильно была напугана. Уточка расправила крыло и накрыла им квакушку, чтоб та не боялась.
   А утром пролетала другая стая и забрала их на юг.
   Так и дружили Лягушка-путешественница и Уточка до глубокой старости, потому что настоящие друзья друг друга не теряют.

Упражнение 133

133. Прочитайте. Составьте из данных частей пословицы.

Когда я ем, я глух и нем.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не бойся работы, пусть она тебя боится.

Запишите составленные пословицы. Прочитайте их. Объясните смысл пословиц.

Когда я ем, я глух и нем. Необходимо молчать во время еды, чтобы не поперхнуться.
Корень учения горек, да плод его сладок. Учение — нелёгкое занятие, но тот, кто усердно учится, достигает многого.
Не бойся работы, пусть она тебя боится. Нужно браться за дело смело, тогда со всем быстро справляешься.

Найдите местоимения. Расскажите о любом из них: в форме какого лица, числа, рода (если это местоимение 3-го лица), падежа оно употреблено?
Образец рассуждения. Тебя — это местоимение, начальная форма ты, местоимение тебя употреблено в форме 2-го лица, в единственном числе, в винительном падеже.

Я — это местоимение, начальная форма я, местоимение я употреблено в форме 1-го лица, в единственном числе, в именительном падеже.

Его — это местоимение, начальная форма он, местоимение его употреблено в форме 3-го лица, в единственном числе, в родительном падеже.