Ответы к странице 143

Упражнение 321

321. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над глаголами спряжение.

    Пингвины идут с пляжа молча4. Они держ..т в клювах камушки. Если урон..т пингвин камуш..к на землю, то обязательно остановится и поднимет его. Быва..т и так: другому пингвину покажется этот камуш..к лучш.. . Он свой выбрасывает и хвата..т чужой. Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнёзда строить.
               Г. Снегирёв

       Пингвины идутI спр. с пляжа молча. Они держатII спр. в клювах камушки. Если уронитII спр. пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и подниметI спр. его. БываетI спр. и так: другому пингвину покажется этот камушек лучше. Он свой выбрасываетI спр. и хватаетI спр. чужой. Пингвинам камушки нужны не игратьI спр., а чтобы гнёзда строитьII спр..

Пингвины идут с пляжа молча.
идут (откуда?) с пляжа, идут (как?) молча

Упражнение 322

322. Прочитайте. Определите тип текста и его тему.

    Панкрат отворил ворота, выпустил коня.4  Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька громко заплакал.

Тип текста: повествование. Тема: Филька и обиженный им конь.

Вспомните сказку К. Паустовского «Тёплый хлеб» и скажите, почему Филька заплакал.

Филька обидел раненого коня и из-за этого упал на деревню мороз. Филька почувствовал себя виноватым, думал, что конь его не простит.

Спишите. Выделите в глаголах приставки. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Панкрат отворил ворота, выпустил коня.
отворил (что?) ворота, выпустил (кого?) коня

Звуки и буквы

Упражнение 323, с. 143

323. Вспомните, одинаковое ли в русском языке количество гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки? согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки? Произнесите гласные звуки. Произнесите согласные звуки парные по твёрдости-мягкости, парные по глухости-звонкости.

Гласных букв больше, чем гласных звуков.
Гласные звуки: [а ], [о ], [и ], [ы ], [у ], [э ].

В русском языке согласных звуков больше, чем согласных букв.

Твёрдые согласные звуки     Мягкие согласные звуки
и их обозначение на             и их обозначение на
письме буквами                        письме буквами
булка [б]                                 [б’] белка
воз [в]                                      [в’] вёз
гора [г]                                   [г’] гиря
дом [д]                                   [д’] день
зонт [з]                                     [з’] зима
кот [к]                                     [к’] кит
лось [л]                                 [л’] льдина
мэр [м]                                   [м’] мяч
нос [н]                                     [н’] нёс
полка [п]                                 [п’] пила
рысь [р]                                 [р’] рис
сор [с]                                    [с’] сила
торт [т]                                   [т’] тюбик
фокус [ф]                                 [ф’] финиш
халат [х]                                 [х’] хищник
[ж], [ш], [ц]                             [й’], [ч’], [щ’]

Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяют в пары. Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

[б] [п] [б‘] [п’]
[в] [ф] [в‘] [ф‘]
[г] [к] [г‘] [к’]
[д] [т] [д‘] [т‘]
[ж] [ш] — —
[з] [с] [з‘] [с’]

Как обозначается мягкость согласных на письме? Когда произношение гласных и согласных звуков расходится с их обозначением на письме? Приведите примеры.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).

Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

[а] [а] [а]
вода, дрова, трава

Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами:

[ш] [ш] [т] [т]
ёрш — ёж мёд — рот