Ответы к странице 46

Упражнение 98

98. Прочитайте. Назовите птицу.

Не правда ли, красиво описание птицы? Какой вы представили лебедя?

Речь идёт о лебеде.

Какие имена прилагательные – эпитеты использует автор в этом описании? С чем сравнивается оперение лебедя?

Белый, блестящие, прозрачные, небольшие, с чёрный, с длинная, гибкая, красивая, невыразимо прекрасный, тёмно-синяя, гладкая.

Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имён прилагательных.

    Белый (И. п.), как снег, с блестящими (Т. п.), прозрачными (Т. п.) небольшими (Т. п.) глазами, с чёрным (Т. п.) носом и чёрными (Т. п.) лапами, с длинною (Т. п.), гибкою (Т. п.) и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно, плывёт между зеленых (Р. п.) камышей по тёмно-синей (Д. п.) гладкой (Д. п.) поверхности воды.
                     С. Аксаков

Объясните, почему имена прилагательные в творительном падеже имеют разные окончания.

Имена прилагательные имеют разные окончания, потому что употреблены в разном числе или роде.

Упражнение 99

99. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Костя принёс в класс пучок тонких прутиков багульника и поставил в банку с водой. Каждый день Костя менял воду.
    Однажды прутики зацвели. Они покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зелёные, ложечкой. А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.
    Ребята толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладкий аромат. Спрашивали, что за растение и почему оно цветёт. Все подумали, что Костя волшебник.
                      Ю. Яковлев

Определите тему и главную мысль текста.

Тема: волшебный багульник. Главная мысль: важно видеть необычное в обычных вещах.

Подготовьтесь к написанию изложения (см. Памятку 3).

   В первой части текста выясняются значения словосочетаний: пучок тонких прутиков, менял воду; обращается внимание на последовательность действий.
   Во второй части внимание школьников направляется: 1) на 1-е предложение и значение слова однажды; 2) на описание цветов и листьев багульника, правописание сложных прилагательных (светло-лиловыми, светло-зелёный) и имени существительного (почек-узелков); 3) на последнее предложение: почему оно начинается с союза а (противопоставление)?
   В третьей части рассматриваются: 1) значения слов толпились, уловить; 2) структура 2-го и 3-го предложений, а также первая часть 4-го сложного предложения (не имеют подлежащего); чтение этих предложений с длительной паузой между предложениями; глаголы обозначают длительность действия во времени. Желательно сохранить структуру этих предложений.

План:
1. Прутики багульника.
2. Однажды прутики зацвели.
3. Волшебный багульник.

Выпишите трудные слова. Напишите изложение данного текста. Проверьте себя.

Багульник, кристаллики, светло-лиловыми, светло-зелёный.