Ответы к странице 21

Упражнение 39

39. Прочитайте.

Широко ты, степь, пораскинулась,
К морю Чёрному понадвинулась!
                                 А. Кольцов

Напишите предложение по памяти. Проверьте себя.
Докажите, что имя прилагательное в предложении употреблено в форме дательного падежа. Выделите его окончание.
Подчеркните в предложении обращение.

Широко ты, степь, пораскинулась,
К морю Чёрному понадвинулась!

К морю какому? Чёрному (Д. п.).  Имена прилагательные мужского рода в дательном падеже имеют окончания -ому, -ему.

Упражнение 40

40. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Идут они по дальн… пути, по широк… полю, и захотелось Иванушк.. пить.2. По щучь… веленью вёдра сами пошлив гору. 3. Покатится яблочко по сереб-рян… блюдечку3, и предстанет Финист —Ясный сокол.

Спишите, вставляя пропущенные окончания. Над именами прилагательными укажите их род и падеж.

1. Идут они по дальнему Д. п. пути, по широкому Д. п. полю, и захотелось Иванушке пить. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
2. По щучьему Д. п. веленью вёдра сами пошли в гору. (“По щучьему веленью”)
3. Покатится яблочко по серебряному Д. п. блюдечку, и предстанет Финист — Ясный сокол. (“Финист — Ясный сокол”)

Объясните, как вы определяли падеж имён прилагательных.

Какому? дальнему, широкому, щучьему, серебряному (Д. п.) Имена прилагательные мужского рода в дательном падеже имеют окончания -ому, -ему.

(По) блюдечку – сущ. (по чему?), н.ф. – блюдечко, нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., в Д. п., в ед.ч., дополнение.

В упражнении 40 из старого учебника нужно указать род и падеж

1. Идут они по дальнему (м. р. Д. п.) пути, по широкому (ср. р., Д. п.) полю, и захотелось Иванушке пить. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
2. По щучьему (ср. р., Д. п.) веленью вёдра сами пошли в гору. (“По щучьему веленью”)
3. Покатится яблочко по серебряному (ср. р., Д. п.) блюдечку, и предстанет Финист — Ясный сокол. (“Финист — Ясный сокол”)

Упражнение 41

41. Прочитайте.

1. Как долго стучал по дереву дятел? (Раннее утро, с, до, поздний вечер.) 2. Откуда и куда летела пчёлка? (Пчелиный улей, из, к, душистый клевер.) 3. Чему радовались дети? (Ясное утро, зимнее солнце, пушистый снег.)

Выберите любой вопрос и запишите ответ, употребляя в нём данные в скобках словосочетания в нужном падеже.
Укажите падеж имён прилагательных, выделите их окончания.

1. С раннего (Р. п.) утра до позднего (Р. п.) вечера.
2. Из пчелиного (Р. п.) улья к душистому (Д. п.) клеверу.
3. Ясному утру (Д. п.), зимнему солнцу (Д. п.), пушистому снегу (Д. п.).

Упражнение 41 из старого учебника

1. Как долго стучал по дереву дятел? (Раннее утро, с, до, поздний вечер.) 2. Откуда и куда летела пчёлка? (Пчелиный улей, из, к, душистый клевер.) 3. Где и куда плыл корабль? (Синее море, по, мимо, к, скалистый остров, далёкий горизонт.) 4. Чему радовались дети? (Ясное утро, зимнее солнце, пушистый снег.)

Выберите любой вопрос и запишите ответ, употребляя в нём данные в скобках словосочетания в нужном падеже.
Укажите падеж имён прилагательных, выделите их окончания.

1. С раннего (Р. п.) утра до позднего (Р. п.) вечера.
2. Из пчелиного (Р. п.) улья к душистому (Д. п.) клеверу.
3. По синему (Д. п.) морю мимо скалистого (Р. п.) острова к далёкому горизонту (Д. п.).
4. Ясному утру (Д. п.), зимнему солнцу (Д. п.), пушистому снегу (Д. п.).