Ответы к странице 133

Упражнение 288

288. Вспомните, какие буквы в корне слов требуют проверки на письме. Приведите примеры таких слов. Что общего в подборе проверочного слова для правильного обозначения буквами безударных гласных звуков, парных по глухости-звонкости согласных звуков, непроизносимых согласных звуков в корне слова?

Орфограммы в корне:

1. Безударные гласные, проверяемые ударением: вода — вóдный, река — рéки.

2. Не проверяемые безударные гласные: мороз, берёза.

3. Парные звонкие/глухие согласные: дубдубы, варежка — варежечка.

4. Непроизносимые согласные в корне: солнце — солнышко, лестница.

5. Удвоенные согласные в корне: класс, группа, тонна.

Общее в подборе проверочного слова то, что нужно подобрать такое слово, чтобы проверяемый гласный/согласный слышался чётко.

Упражнение 289

289. Прочитайте.

1. На воде др..жит з..л..тая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин) 2. В х..лодном оз..ре, в тени бр..дили сонные л..ни, и в глуб..не з..ркальных ок..н св..ркает п..л..сатый2 окунь. (В. Хлебников) 3. С..р..брится ячмень1 к..л..систый, з..л..неют привольно овсы. (И. Бунин) 4. Вот поднялись изд..л..ка гр..дою длинной обл..ка. (И. Никитин)

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин) 2. В холодном озере, в тени бродили сонные лини, и в глубине зеркальных окон сверкает полосатый окунь. (В. Хлебников) 3. Серебрится ячмень колосистый, зеленеют привольно овсы. (И. Бунин) 4. Вот поднялись издалека грядою длинной облака. (И. Никитин)

Выпишите любое из выделенных слов, а рядом запишите проверочные слова.

Полосатый  — пóлосы, полóски.
Колосистый — кóлос, колóсья.

полосатый (полос- – корень, -ат – суффикс, -ый – окончание, полосат- – основа слова)

ячмень [й’ач’м’эн’] - 2 слога
   [й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
я 〈
   [а] – гласн., безуд.
ч [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
м [м’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.
е [э] –гласн., ударн.
н [н’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ь [–]        
6 б., 6 зв.

Упражнение 290

290. Прочитайте.

Старательно п..сать, увлекательный рассказ, см..треть фейерверк, ехать очень тихо, очень красивая к..ртина, космическое судно, л..теть на аэроплане, прийти теперь, бл..стеть на со..нце, завоевать независимость, лимонный2 цвет.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.

     Аккуратно писать, увлекательный рассказ, смотреть фейерверк, ехать очень тихо, очень красивая картина, космическое судно, лететь на аэроплане, прийти теперь, блестеть на солнце, завоевать независимость, лимонный цвет.

лимонный (лимон- – корень, -н- – суффикс, -ый – окончание, лимонн- – основа слова)

Ответ к упражнению из старого учебника:

Прочитайте.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные слова и сочетания слов синонимами. Ими должны стать слова из словаря.
Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.

     Аккуратно писать, интересный рассказ, смотреть салют, ехать медленно, прекрасная картина, космическая ракета, лететь на самолёте, прийти сейчас, сверкать на солнце, завоевать свободу, жёлтый цвет.

лимонный (лимон- – корень, -н- – суффикс, -ый – окончание, лимонн- – основа слова)