Ответы к странице 108

Упражнение 227, с. 108

227. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о глаголах настоящего и будущего времени» по плану:

1. Как различить глаголы настоящего и будущего времени? Как они изменяются?

Чтобы различить глаголы настоящего и будущего времени, надо поставить вопрос что делает? – что делают? и что сделает? – что сделают?

Глаголы настоящего и будущего времени, как и личные местоимения, имеют форму лица. Глагол каждого лица имеет своё личное окончание. При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание.

Ты (2-е л., ед. ч.) рису[ешь] (2-е л., ед. ч.).
Мы (1-е л., мн. ч.) рису[ем](1-е л., мн. ч.).
Она (3-е л., ед. ч.) рису[ет] (3-е л., ед. ч.).

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.

2. Какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения?

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределённой форме.

Ко II спряжению относятся:
1. Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить (кроме брить, стелить), то есть имеют суффикс -и- перед -ть.
2. Глаголы-исключения: 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать), 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть).

К I спряжению относятся:
2. Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть.
3. Глаголы-исключения: брить и стелить.

3. Как определить, к какому спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями?

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:

1. Определить время, лицо, число глагола.
Мальчик броса..т (наст, вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.
Мальчик брос..т (буд. вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.

2. Поставить этот глагол в неопределённую форму.
(Что делает?) броса..т — (что делать?) бросать.
(Что сделает?) брос..т — (что сделать?) бросить.

3. Определить спряжение глагола (посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола). Проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям.
Бросать (I спр.), бросить (II спр.).

4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
Броса[ет] (3-е л., ед. ч., I спр.),
брос[ит] (3-е л., ед.ч., II спр.).

Упражнение 228, с. 108

228. Рассмотрите рисунки.

Определите тему текста, который можно составить по данным рисункам. Придумайте заголовок к тексту.

О том, как дети вырастили собаку, и она стала охранять границу.
Заголовки: «Юные помощники», «Мухтар».

Продумайте содержание всего текста. Соотнесите содержание каждой части с рисунком.
Составьте план. Подберите слова для связи частей текста.

План:
1. Находка.
2. Дрессировка собаки.
3. Служба Родине.

По плану и рисункам составьте текст. Подготовьтесь его рассказать. Запишите составленный рассказ.

              Мухтар
    Однажды, возвращаясь со школы, Сёма и его сестра нашли беззащитного, крошечного щеночка. Им стало его жалко. Ребята решили взять щенка к себе и дали ему кличку Мухтар.
   Спустя некоторое время, когда пёсик подрос, Сёма решил его дрессировать. Мальчик учил Мухтара многим командам, которые должна знать любая служебная собака.
   Мухтар был таким умным и послушным, что отец ребят стал брать его с собой на работу охранять границу. Так пёс стал служить Родине.