Ответы к странице 134

Упражнение 291

291. На форзацах учебника (4 класс, части 1 и 2) даны орфограммы, которые вы изучили. Выберите любую орфограмму, подберите слова, в которых встречается эта орфограмма.

   На конце имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак: дочь, мышь, рожь.
   На конце имён существительных мужского рода в единственном числе после шипящих мягкий знак не пишем: обруч, марш, багаж.

Составьте текст-совет на тему «Что надо знать, чтобы правильно написать слова с данной орфограммой».

   Чтобы правильно написать слова с орфограммой "мягкий знак на конце существительных после шипящей", сначала определи, является ли слово с шипящим звуком на конце именем существительным. Определи род имени существительного. Если существительное женского рода и стоит в единственном числе, нужно писать Ь. Если существительное мужского рода, писать Ь не нужно.

Упражнение 292

292. Прочитайте.

У[сн]ая про[з’]ба, чуде[сн]ая окре[сн]ость, лё[х’к’]ие заморо[с]ки, вку[сн]ый пиро[к], чу[т]кое се[рц]е, ги[п]кий тро[с’н’]ик, радо[сн]ое чу[ст]во, преле[сн]ый пейза[ш], ужа[сн]ая оши[п]ка, мя[хк]ая поду[ш]ка, изве[сн]ая ме[сн]ость, опа[сн]ая ле[с’н’]ица, скоро[сн]ой поез[т].

Запишите, обозначая буквами звук или звуки, данные в скобках.

Устная просьба, чудесная окрестность, лёгкие заморозки, вкусный пирог, чуткое сердце, гибкий тростник, радостное чувство, прелестный пейзаж, ужасная ошибка, мягкая подушка, известная местность, опасная лестница, скоростной поезд.

К каким словам можно подобрать антонимы?

Устная — письменная, чудесная — обыденный, лёгкие (заморозки) — сильные, вкусный — неприятный, чуткое — бессердечное, гибкий — жёсткий, радостное — грустное, прелестный — некрасивый, ужасная — замечательная, мягкая — жёсткая, известный — непопулярный, скоростной — медленный.

Упражнение 293

293. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
                Ю. Киринец

Определите тему и главную мысль стихотворения.

Тема: памятник Неизвестному солдату. Главная мысль: вся страна скорбит над могилой Неизвестного солдата и помнит своих героев.

Упражнение 294

294. Прочитайте стихотворение из упр. 293 ещё раз. Скажите, когда люди приходят к Могиле Неизвестного Солдата? Что они вспоминают, что чувствуют, на что надеются, находясь в этом священном месте? Составьте текст на эту тему, придумайте к нему заголовок.

Запишите заголовок и составленный текст.

                  Могила Неизвестного Солдата 
        Люди приходят к Могиле Неизвестного Солдата, чтобы почтить память павших безымянных воинов. В День Победы люди посещают памятник, чтобы возложить к нему цветы. Они вспоминают тех, кто погиб, защащая Родину. Люди надеются, что былое не повторится, что не будет больше таких кровопролитных войн. 

Еще текст:

                Могила Неизвестного солдата
    Могила Неизвестного солдата — памятник-символ в честь воинов, погибших в боях. На надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени. На гранитной плите надгробия начертано: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». К Могиле Неизвестного солдата возлагают венки и цветы в память о погибших за Россию на полях сражений. Люди молча останавливаются и вспоминают, кому обязаны своей жизнью.
   Бои шли на земле, на воде и в воздухе. Немцы старались разрушить наши города, сёла, мосты. Они с самолётов днём и ночью бомбили города. Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!» Это добытая огнём и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
    8 мая 1967 года у Кремлёвской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжён Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны.