Ответы к странице 86

Упражнение 173, с. 86

173. Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.

Звонить — звонишь, спать — спишь, цвести — цветёшь, стучать — стучишь, плыть — плывёшь, лететь — летишь.

Упражнение 174, с. 86

174. Прочитайте диалог выразительно.

— Сизов, почему ты молчишь?
— Я слушаю тишь3.
— Разве можно слышать тишь?
— Можно, если ты помолчишь.
                                    О. Григорьев

Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников?

Разговаривают два собеседника о том, как хорошо послу­шать тишину.

Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложениях. Спишите диалог.

В слове тишь мягкий знак указы­вает на то, что это существительное женского рода, в слове молчишь, помолчишь — на то, что это глагол 2-го лица единственного числа. В первом предложении обращение выделено запятой.

— Сизов, почему ты молчишь?
— Я слушаю тишь.
— Разве можно слышать тишь?
— Можно, если ты помолчишь.

Определите «работу» мягкого знака (ь) в словах диалога.

Мягкий знак — показатель женского рода, 3-го склонения имён существительных, оканчивающихся на шипящий (слово тишь), и мягкий знак — показатель 2-го лица глагола настоящего или будущего времени единственного числа (слово молчишь, помолчишь).

Тишь — сущ., что?, н. ф. – тишь, нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл., в В. п., в ед. ч., дополнение.

Упражнение 175, с. 86

175. Прочитайте.

Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов.

Помощь (ж.р.), товарищ (м.р.), изучаешь (глаг.), ландыш (м.р.), помнишь (глаг.), смерч (м.р.), багаж (м.р.), грустишь (глаг.), мелочь (ж.р.),  беречь (глаг.), мышь (ж.р.),  вещь (ж.р.), полночь (ж.р.), брошь (ж.р.).

Существи­тельные женского рода с шипящими на конце — Ь пишем: помощь, мелочь, мышь, вещь, полночь, брошь.
Существительные мужского рода с шипящими на кон­це — Ь не пишем: товарищ, ландыш, смерч, багаж.
Глаголы 2-го лица единственного числа — Ь пишем: изучаешь, помнишь, грустишь, беречь.

Упражнение 176, с. 86

176. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

1. Поспешишь — людей насмешишь. Говорится как совет действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха и не вызвать насмешек.

2. Поживём — увидим. Будущее покажет. Говорится тогда, когда не хотят высказываться о том, что в данный момент не ясно, что станет ясным лишь со временем.

3. Слезами горю не поможешь. В беде нельзя опускать руки, плачем или сетованиями ситуацию к лучшему не изменить. Не стоит сильно горевать над тем, что уже случилось и над тем, что не в силах исправить. Используют когда хотят подбодрить расстроенного человека.

4. Соловья баснями не кормят. Разговорами не накормишь того, кто хочет есть, ему надо предложить еду. Говорят обычно хозяева дома, когда они, прекращая беседу, приглашают гостя к столу.

5. Маслом кашу не испортишь. Необходимое, полезное не приносит вреда даже в очень большом количестве. Говорится с одобрением или в оправдание, когда дано, получено, сказано или сделано сверх необходимого.

6. И сокол выше солнца не летает. Это выражение употребляется тогда, когда кто-то замахивается на что-то, чего явно не сможет осуществить. Нельзя сделать невозможное. Не нужно пытаться сделать то, чего невозможно осуществить.

Спишите. Выделите личные окончания глаголов.

1. Поспешишь]— людей насмешишь. 2. Поживём — увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.

Устно определите время, лицо и число каждого глагола.

1. Поспешишь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.) — людей насмешишь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.).
2. Поживём (буд. вр., 1-е л., мн. ч.) — увидим (буд. вр., 1-е л., мн. ч.).
3. Слезами горю не поможешь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.).
4. Соловья баснями не кормят (наст. вр., 3-е л., мн. ч.).
5. Маслом кашу не испортишь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.).
6. И сокол выше солнца не летает (наст. вр., 3-е л., ед. ч.).