Ответы к странице 126
Упражнение 268, с. 126
268. Вспомните: предложения бывают распространённые и нераспространённые, простые и сложные. Почему их так называют? Как их отличить друг от друга? Приведите примеры.
Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.
Наступает утро.
Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.
Наступает долгожданное утро.
Предложения бывают простые и сложные. В простом предложении одна грамматическая основа.
Вся поляна пестрела цветами.
Сложное предложение состоит из двух и более частей. Грамматических основ в сложном предложении столько же, сколько частей.
День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась.
Упражнение 269, с. 126
269. Прочитайте.
1. Ранн... ива распушалась, и к ней прил..тела пчела. 2. 3..гудели шм..ли, з..скр..пели жуки. 3. Звонкими г.. л..сами з..пели дрозды. 4. Св..стела иволга. 5. Урч..ли и квак..ли л..гушки. 6. В б..р..знякё куковала кукушка, а в с..сновом бору пел зяблик.
Определите тип каждого предложения по составу: простое или сложное, распространённое или нераспространённое? Как соединяются части сложного предложения?
1. Ранняя ива распушалась, и к ней прилетела пчела. (Сложное, распространённое, части сложного предложения соединены запятой и союзом и).
2. 3агудели шмели, заскрипели жуки. (Сложное, нераспространённое, части сложного предложения соединены запятой).
3. Звонкими голосами запели дрозды. (Простое, распространённое).
4. Свистела иволга. (Простое, нераспространённое).
5. Урчали и квакали лягушки. (Простое, нераспространённое с однородными сказуемыми).
6. В березняке куковала кукушка, а в сосновом бору пел зяблик. (Сложное, распространённое, части сложного предложения соединены запятой и союзом а).
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях грамматические основы.
Ранняя ива распушалась, и к ней прилетела пчела. 2. 3агудели шмели, заскрипели жуки. 3. Звонкими голосами запели дрозды. 4. Свистела иволга. 5. Урчали и квакали лягушки. 6. В березнякё куковала кукушка, а в сосновом бору пел зяблик.
Упражнение 270, с. 126
270. Составьте и запишите предложения, которые соответствуют таким схемам:
Алая рябина росла у крыльца. ©
У дороги рос высокий тополь.
Упражнение 271, с. 126
271. Вспомните: предложения бывают разными в зависимости от цели высказывания. Как определить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения? Приведите примеры таких предложений.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается (повествуется), — это повествовательные предложения. В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.
Гроза надвигается.
Предложения, которые содержат вопрос, — это вопросительные предложения. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Кто сломал ветку берёзки?
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют), — это побудительные предложения. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.
Не ломайте ветви деревьев.
Какие предложения называются восклицательными? Когда они употребляются в речи? Приведите примеры восклицательных предложений.
Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), — это восклицательные предложения. Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак(!).
Берегите нашу Землю!