Ответы к странице 130
Страница 130. Состав слова
Упражнение 279, с. 130
279. Вспомните, из каких значимых частей состоит слово. Какая из них является главной в слове? Почему?
Слово состоит из корня, приставки, суффикса, окончания, основы. Главной значимой частью слова является корень, потому что, в нём заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Для чего служат приставки? суффиксы? окончания? А что такое основа?
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Часть слова без окончания называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение.
Объясните, как найти значимые части в любом из данных слов.
Сынишка, золотистый, подсвечник, прочитаешь, заморозили, подснежники, безжалостный.
подснежники
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: подснежники — снежный, снег, заснеженный.
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: подснежники, подснежнику, подснежникам.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой: подснежники - снег, снежный.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом: подснежник, подснежники.
Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание.
подснежники
Сынишка, золотистый, подсвечник☐, прочитаешь, заморози ли, безжалост ный.
При объяснении следует помнить, чтов слове может быть 2 суффикса. Они находятся подбором однокоренных слов с тем же суффиксом. Безжалостный - жалость, заморозили - морозить.
Упражнение 280, с. 130
280. Прочитайте, вставляя пропущенный корень. Как образовались эти однокоренные слова? Объясните их лексическое значение.
Запишите однокоренные слова. Выделите в них значимые части. Рядом с каждым словом в скобках укажите, какой частью речи оно является.
дождик (сущ.) носик (сущ.)
дождище (сущ.) носок (сущ.)
дождинка (сущ.) носишко (сущ.)
дождев[ой] (прил.) носище (сущ.)
дождлив[ый] (прил.) носовой (прил.)
дожди ть (гл.) переносица (сущ.)
Упражнение 281, с. 130
281. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Что за славные имена у птиц! Если пухленькая — то пухляк, если пёстр..нькая — то п..струшка, если с хохолком2 — х..хлатка. З..лёная — зел..нушка, п..щит — п..щуха, полза..т3 по стволу — поползень. К..дровка — это та, которая орешки1 кадровые собирает.
Н. Сладков
Обсудите, почему птицам дали такие имена.
Название птиц произошло от особенностей их внешнего вида.
Что за славные имена у птиц! Если пухленькая — то пухляк, если пёстренькая — то пеструшка, если с хохолком — хохлатка. Зелёная — зеленушка, пищит — пищуха, ползает по стволу — поползень. Кедровка — это та, которая орешки кадровые собирает.
пухл енькая (пух- – корень, -л – суффикс, -еньк- – суффикс, -ая – окончание, пухленьк- – основа слова)
хохолком (хохол- – корень, -к – суффикс, -ом – окончание, хохолк- – основа слова)
орешки [ар’эшк’и] - 3 слога
о [а] – гласн., безуд.
р [р’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.
е [э] – гласн., ударн.
ш [ш] – согл., глух. парн., твёрд. непарн.
к [к’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
и [и] – гласн., безуд.
6 б., 6 зв.
Ползает — глаг., что делает?, н. ф. — ползать, I спр., в наст. вр., в 3-м. л., в ед. ч., сказ.