UNIT 2. The World Can’t Do Without You

SECTION 1. Any Problems? Any Solutions

1. Read the following warnings and slogans. Match them with the pictures.
a) Stop using your car!
b) Please keep off the grass!
c) No smoking!
d) Feeding animals strictly prohibited!
e) All dogs must be on a lead!
f) This area is not a dog toilet. It’s for recreation and play!
g) Protect historic buildings!
h) Save the tigers!
i) Keep away from water. Crocodiles!
j) No fishing here!
k) Protect the forest! Take your garbage home with you!

Прочтите следующие предупреждения и лозунги. Совместите их с картинками.
а) Прекратите пользоваться автомобилем!
b) Пожалуйста, держитесь подальше от травы!
c) Не курить!
d) Кормление животных строго запрещено!
e) Все собаки должны быть на поводке!
f) Эта зона не является туалетом для собак. Это для отдыха и игр!
g) Защитите исторические здания!
h) Спасите тигров!
i) Держитесь подальше от воды. Крокодилы!
j) Здесь нет рыбалки!
k) Защитите лес! Возьмите мусор с собой домой!

Ответ:

a − 11, b − 4, c − 10, d − 8, e − 3, f − 6, g − 9, h − 1, i − 7, j − 5, k − 2.

2. Listen to check if you were right.

Послушайте, чтобы проверить, были ли вы правы.

Аудио к заданию:

Picture 1 − Save the tigers!
Picture 2 − Protect the forest! Take your garbage home with you!
Picture 3 − All dogs must be on a lead!
Picture 4 − Please keep off the grass!
Picture 5 − No fishing here!
Picture 6 − This area is not a dog toilet! It's for recreation and play.
Pisture 7 − Keep away from water! Crocodiles!
Picture 8 − Feeding animals strictly prohibited!
Picture 9 − Protect historic buildings.
Picture 10 − No smoking!
Picture 11 − Stop using your car!

Рисунок 1 − Спасите тигров!
Рисунок 2 − Защитите лес! Возьмите мусор с собой домой!
Рисунок 3 − Все собаки должны быть на поводке!
Рисунок 4 − Держитесь подальше от травы!
Рисунок 5 − Здесь не рыбачить!
Рисунок 6 − Это не туалет для собак! Это для отдыха и игр.
Pisture 7 − Держитесь от воды подальше! Крокодилы!
Рисунок 8 − Кормление животных категорически запрещено!
Рисунок 9 − Защищайте исторические здания.
Рисунок 10 − Не курить!
Рисунок 11 − Прекратите пользоваться автомобилем!

3. Look at the signs again. Explain:
• what the signs mean;
• where they can be seen.
Example: No fishing here! − This sign means that you shouldn’t catch fish in this place for some reason. The sign can be seen by the city’s ponds, at the zoo and on river banks.

Посмотрите на знаки еще раз. Объясните:
• что означают знаки;
• где их можно увидеть.
Пример: Здесь не рыбачить! − Этот знак означает, что в этом месте по какой−либо причине нельзя ловить рыбу. Знак можно увидеть у городских прудов, в зоопарке и на берегах рек.

Ответ:

1. Stop using your car! − This sign means that you shouldn't drive in this place. You can see this sign in parks or in other walking areas.
2. Please keep off the grass! − This sign means that you can't walk on the grass. This sign can be seen in parks or private houses.
3. No smoking! − This sign means that smoking is strictly prohibited in this place. This sign can be seen in restaurants, office buildings, at airports and other public places.
4. Feeding animals strictly prohibited! − This sign means that you can't feed the animals. You can see this sign in zoos,
5. All dogs must be on a lead! − This sign means that you have to keep your dog on a lead. This sign can be seen in parks, streets and other walking areas.
6. This area is not a dog toilet. It’s for recreation and play! − This sign means that you shouldn't bring your dog here. This sign can be seen on children's playgrounds, beaches, stadiums.
7. Protect historic buildings! − This sign means that you shouldn't destroy historic buildings. You can see this sign on old buildings.
8. Save the tigers! − This sign means that you can't hunt at this place. This sign can be seen in a reserve.
9. Keep away from water. Crocodiles! − This sign means that you shouldn't swim in this place and you have to stay away from water because of crocodiles. This sign can be seen near rivers in southern countries.
10. No fishing here! − This sign means that it's not allowed to fish in this place. This sign can be seen by ponds or lakes.
11. Protect the forest! Take your garbage home with you! − This sign means that you shouldn't throw garbage in the forest. This sign can be seen near forests.

Перевод:

1. Прекратите пользоваться своей машиной! − Этот знак означает, что в этом месте нельзя водить машину. Вы можете увидеть этот знак в парках или в других местах для прогулок.
2. Держитесь подальше от травы! − Этот знак означает, что по траве нельзя ходить. Этот знак можно увидеть в парках или частных домах.
3. Не курить! − Этот знак означает, что курение в этом месте строго запрещено. Этот знак можно увидеть в ресторанах, офисных зданиях, в аэропортах и ​​других общественных местах.
4. Кормить животных категорически запрещено! − Этот знак означает, что кормить животных нельзя. Вы можете увидеть этот знак в зоопарках,
5. Все собаки должны быть на поводке! − Этот знак означает, что вы должны держать собаку на поводке. Этот знак можно увидеть в парках, на улицах и в других местах для прогулок.
6. Эта зона не является туалетом для собак. Она для отдыха и игр! − Этот знак означает, что сюда нельзя приводить собаку. Этот знак можно увидеть на детских площадках, пляжах, стадионах.
7. Защищайте исторические здания! − Этот знак означает, что нельзя разрушать исторические здания. Вы можете увидеть этот знак на старых зданиях.
8. Спасите тигров! − Этот знак означает, что здесь нельзя охотиться. Этот знак можно увидеть в заповеднике.
9. Беречь от воды. Крокодилы! − Этот знак означает, что купаться в этом месте нельзя и вы должны держаться подальше от воды из−за крокодилов. Этот знак можно увидеть у рек в южных странах.
10. Здесь не рыбачить! − Этот знак означает, что в этом месте нельзя ловить рыбу. Этот знак можно увидеть у прудов или озер.
11. Защитите лес! Заберите мусор с собой домой! − Этот знак означает, что нельзя выбрасывать мусор в лесу. Этот знак можно увидеть возле леса.

4. Read and remember the words and word combinations.
pollute (загрязнять) − to pollute the Earth; air pollution (загрязнение), water / river / sea pollution, noise / light pollution
protect (защищать, предохранять) − to protect somebody, to protect from pollution; protection (защита) of wildlife, good / effective protection
environment (окружающая среда) − to protect the environment, pollution of the environment; environmental problems / research
waste (отходы) − chemical waste, waste paper
waste (трата) − It’s a waste of time; industrial waste

Прочтите и запомните слова и словосочетания.
загрязнять (загрязнять) − загрязнять Землю; загрязнение воздуха, загрязнение воды / реки / моря, шумовое / световое загрязнение
защитить (защищать, предохранять) − защитить кого−нибудь, защитить от загрязнения; охрана (защита) животного мира, хорошая / эффективная защита
окружающая среда (окружающая среда) − для защиты окружающей среды, загрязнения окружающей среды; экологические проблемы / исследования
отходы (отходы) − химические отходы, макулатура
отходы (трата) − это пустая трата времени; промышленные отходы

5. a) Read the text and fill in the blanks with the words from the box.

waste, protect, environment, pollution, environmental, polluting

For thousands of years the Earth has taken care of people, animals, plants and insects. Nowadays our planet and its inhabitants are suffering from … . Air, sea and land pollution are the main causes of numerous … problems. Scientists’ predictions are really frightening. We must stop … the Earth and cut down our household and industrial … .
There are plenty of people in the world who want to … the environment and save the planet from catastrophe. Only all together we are able to take care of the … .
b) Answer the questions.
1. What are people and wildlife suffering from?
2. What is the reason for several environmental problems?
3. Why do scientists worry about our planet?
4. What must people do to help our planet and its inhabitants?
5. Is there anybody who wants to change the current environmental situation?

а) Прочтите текст и заполните пропуски словами из рамки.
отходы, защита, окружающая среда, загрязнение, окружающая среда, загрязнение
На протяжении тысячелетий Земля заботилась о людях, животных, растениях и насекомых. В настоящее время наша планета и ее жители страдают от … . Загрязнение воздуха, моря и суши − главные причины многих … проблем. Прогнозы ученых действительно пугающие. Мы должны остановить … Землю и вырубить наши домашние и промышленные … .
В мире много людей, которые хотят … защитить окружающую среду и спасти планету от катастрофы. Только все вместе мы можем позаботиться о … .
b) Ответьте на вопросы.
1. От чего страдают люди и дикие животные?
2. В чем причина некоторых экологических проблем?
3. Почему ученые беспокоятся о нашей планете?
4. Что должны делать люди, чтобы помочь нашей планете и ее жителям?
5. Есть ли кто−нибудь, кто хочет изменить нынешнюю экологическую ситуацию?

Ответ:

a)
For thousands of years the Earth has taken care of people, animals, plants and insects. Nowadays our planet and its inhabitants are suffering from pollution. Air, sea and land pollution are the main causes of numerous environmental problems. Scientists’ predictions are really frightening. We must stop polluting the Earth and cut down our household and industrial waste.
There are plenty of people in the world who want to protect the environment and save the planet from catastrophe. Only all together we are able to take care of the environment.
b)
1. People and wildlife are suffering from pollution.
2. Air, sea and land pollution is the reason for several environmental problems.
3. Scientists worry about our planet because their predictions are really frightening.
4. People must stop polluting the Earth and cut down our household and industrial waste.
5. There are plenty of people in the world who want to protect the environment and save the planet from catastrophe.

Перевод:

а)
На протяжении тысячелетий Земля заботилась о людях, животных, растениях и насекомых. В настоящее время наша планета и ее жители страдают от загрязнения. Загрязнение воздуха, моря и земли являются основными причинами многочисленных экологических проблем. Прогнозы ученых действительно пугающие. Мы должны прекратить загрязнять Землю и сократить объем бытовых и промышленных отходов.
В мире много людей, которые хотят защитить окружающую среду и спасти планету от катастроф. Только все вместе мы сможем позаботиться об окружающей среде.
b)
1. Люди и дикая природа страдают от загрязнения.
2. Загрязнение воздуха, моря и суши является причиной ряда экологических проблем.
3. Ученые беспокоятся о нашей планете, потому что их прогнозы действительно пугающие.
4. Люди должны прекратить загрязнять Землю и сократить объем бытовых и промышленных отходов.
5. В мире много людей, которые хотят защитить окружающую среду и спасти планету от катастрофы.

6. Look at the slogans again (Ex.1). Say what problems they are trying to prevent. The list of problems is given below.
Example: The slogans ‘All dogs must be on a lead’ and ‘Keep away from water. Crocodiles!’ prevent the problem of dangerous animals.
Endangered animals
Water pollution
Land pollution
Air pollution
Dangerous animals
People’s behaviour
Destroying cultural heritage
Pollution of places for recreation and rest
Danger to health

Посмотрите еще раз на лозунги (упр 1). Скажите, какие проблемы они пытаются предотвратить. Список проблем приведен ниже.
Пример: Лозунги "Все собаки должны быть на поводке" и "Держаться подальше от воды. Крокодилы!" предотвращают проблемы от опасных животных.
Находящихся под угрозой исчезновения животных
Загрязнение воды
Загрязнение земли
Загрязнение воздуха
Опасные животные
Поведение людей
Уничтожение культурного наследия
Загрязнение мест отдыха и развлечений
Опасность для здоровья

Ответ:

1. The slogan 'Save the tigers!' prevents the problem of endangered animals.
2. The slogan 'Protect the forest! Take your garbage home with you!' prevents the problem of water and land pollution.
3. The slogan 'All dogs must be on a lead!' prevents the problem of dangerous animals.
4. The slogan 'Please keep off the grass!' prevents the problem of land pollution and people’s behaviour.
5. The slogan 'No fishing here!' prevents the problem of water pollution and endangered animals.
6. The slogan 'This area is not a dog toilet! It's for recreation and play.' prevents the problem of people’s behaviour.
7. The slogan 'Keep away from water! Crocodiles!' prevents the problem of dangerous animals.
8. The slogan 'Feeding animals strictly prohibited!' prevents the problem of endangered animals.
9. The slogan 'Protect historic buildings.' prevents the problem of destroying cultural heritage.
10. The slogan 'No smoking!' prevents the problem of air pollution and danger to health.
11. The slogan 'Stop using your car!' prevents the problem of air pollution.

Перевод:

1. Лозунг "Спасите тигров!" предотвращает проблему исчезающих животных.
2. Лозунг "Защити лес! Возьмите мусор с собой домой!" предотвращает проблему загрязнения воды и земли.
3. Лозунг "Все собаки должны быть на поводке!" предотвращает проблему опасных животных.
4. Лозунг "Держитесь подальше от травы!" предотвращает проблему загрязнения земли и поведения людей.
5. Логунг "Здесь не рыбачить!» предотвращает проблему загрязнения воды и находящихся под угрозой исчезновения животных.
6. Лозунг "Это не туалет для собак! Здесь зона для отдыха и игр." предотвращает проблему поведения людей.
7. Лозунг "Держитесь подальше от воды! Крокодилы!" предотвращает проблему опасных животных.
8. Лозунг "Кормить животных категорически запрещено!" предотвращает проблему исчезающих животных.
9. Лозунг "Защищать исторические здания." предотвращает проблему уничтожения культурного наследия.
10. Лозунг "Не курить!" предотвращает проблему загрязнения воздуха и опасности для здоровья.
11. Лозунг "Прекратите пользоваться автомобилем!" предотвращает проблему загрязнения воздуха.

7. Work in pairs. a) Decide what types of environment the signs in Ex.1 relate to.
physical − environment which has not been changed much by people
biological − environment consisting of living organisms
man−made geographical − environment which has been changed by human activity
b) Classify the words and word combinations in the box according to the types of environment.

towns, human beings, roads, planets, climate, weather, cars, mountains, forests, fish, the Sun, plant species, houses, lakes, seas, oceans, continents, man−made canals, trees, minerals, air, water, natural rivers, national park, railways, islands, animals, land, farms, factories, picture galleries, insect species, the Moon, flowers, stadiums, birds, castles

Physical environment:
Biological environment:
Man−made geographical environment:

Работа в парах. а) Решите, к какому типу окружающей среды относятся знаки в Упражнении 1.
физическая − среда, которая не сильно изменилась людьми
биологическая − среда, состоящая из живых организмов
антропогенная география − окружающая среда, измененная в результате деятельности человека.
b) Классифицируйте слова и словосочетания в поле по типам среды.

города, люди, дороги, планеты, климат, погода, автомобили, горы, леса, рыба, солнце, виды растений, дома, озера, моря, океаны, континенты, искусственные каналы, деревья, полезные ископаемые, воздух, вода, естественные реки, национальный парк, железные дороги, острова, животные, земля, фермы, фабрики, картинные галереи, виды насекомых, луна, цветы, стадионы, птицы, замки

Физическая среда:
Биологическая среда:
Искусственная географическая среда:

Ответ:

a) In my opinion the signs related to
Physical environment are 'Feeding animals strictly prohibited!', 'This area is not a dog toilet! It's for recreation and play.', 'Please keep off the grass!', 'All dogs must be on a lead!', 'Protect the forest! Take your garbage home with you!'.
Biological environment are 'Keep away from water! Crocodiles!', 'No fishing here!', 'Save the tigers!'.
Man−made geographical environment are 'Protect historic buildings.', 'No smoking!', 'Stop using your car!'
b)
Physical environment: planets, climate, weather, the Sun, lakes, seas, oceans, continents, air, water, natural rivers, national park, islands, land, the Moon
Biological environment: human beings, mountains, forests, fish, plant species, trees, minerals, animals, insect species, flowers, birds
Man−made geographical environment: towns, roads, cars, houses, man−made canals, railways, farms, factories, picture galleries, stadiums, castles

Перевод:

а) На мой взгляд, знаки, относящиеся к
Физическая среда − "Кормить животных строго запрещено!", "Эта зона не является туалетом для собак! Она для отдыха и игр", "Пожалуйста, держитесь подальше от травы!", "Все собаки должны быть на поводке!", "Защитите лес! Возьмите мусор с собой домой!".
Биологическая среда − "Держитесь подальше от воды! Крокодилы!", "Здесь не рыбачить!", "Спасайте тигров!".
Созданная человеком географическая среда − "Защитите исторические здания", "Не курить!", "Прекратите пользоваться автомобилем!"
b)
Физическая среда: планеты, климат, погода, Солнце, озера, моря, океаны, континенты, воздух, вода, естественные реки, национальный парк, острова, земля, Луна
Биологическая среда: люди, горы, леса, рыбы, виды растений, деревья, полезные ископаемые, животные, виды насекомых, цветы, птицы
Искусственная географическая среда: города, дороги, автомобили, дома, искусственные каналы, железные дороги, фермы, фабрики, картинные галереи, стадионы, замки

8. Remember how to use the with the features of the environment.
We don’t use any article with the names of:
continents: Europe, Asia, South America, Africa
countries: Switzerland, Norway, Russia, New Zealand
But: we use the in names with ‘Republic’, ‘Federation’, ‘State’, ‘Kingdom’:
the Czech Republic, the Russian Federation, the USA, the United Kingdom (the UK).
mountains: Everest, Elbrus, Ben Nevis
But: we use the with mountain chains: the Alps, the Caucasus [ˈkɔ:kəsəs], the Pamirs [pəˈmɪəz]
islands: Greenland, Iceland, Newfoundland
But: we use the with the group of islands: the Bahamas, the British Isles, the Maldives.
lakes: Lake Ontario, Lake Ladoga, Lake Victoria
But:the Baikal, the Ladoga
We use the with the names of:
oceans: the Pacific Ocean, the Atlantic Ocean
seas: the Caribbean Sea, the Irish Sea, the Mediterranean Sea
channels / canals: the Suez Canal, the Panama Canal, the English Channel
rivers: the Volga [ˈvɒlɡə], the Angara, the Thames [temz]

Запомните, как использовать the с предметами окружающей среды.
Мы не используем никакой артикль с названиями:
континентов: Европа, Азия, Южная Америка, Африка.
стран: Швейцария, Норвегия, Россия, Новая Зеландия
Но: мы используем the в названиях со словом "Республика", "Федерация", "Штат", "Королевство":
Чехия, Российская Федерация, США, Великобритания (Великобритания).
гор: Эверест, Эльбрус, Бен−Невис
Но: мы используем the с горными цепями: Альпы, Кавказ [ˈkɔ:kəsəs], Памиры [pəˈmɪəz]
островов: Гренландия, Исландия, Ньюфаундленд.
Но: мы используем the с группой островов: Багамы, Британские острова, Мальдивы.
озер: озеро Онтарио, Ладожское озеро, озеро Виктория.
Но: Байкал, Ладога.
Мы используем the с именами:
океанов: Тихий океан, Атлантический океан
морей: Карибское море, Ирландское море, Средиземное море
каналов / каналов: Суэцкий канал, Панамский канал, Ла−Манш
рек: Волга [ˈvɒlɡə], Ангара, Темза [temz]

9. Use the correctly. Choose the form with or without an article. Listen and check your choice.
1. Severn / The Severn is the longest river in UK / the UK.
2. USA / The USA is in North America / the North America.
3. The highest mountain in the world is Mount Everest / the Everest.
4. United Kingdom / The United Kingdom consists of Great Britain / the Great Britain and Northern Ireland / the Northern Ireland.
5. Have you ever been to Lake Onega / the Lake Onega?
6. Maldives / The Maldives are a group of islands in Indian Ocean / the Indian Ocean.
7. Irkutsk/The Irkutsk is situated not far from Lake Baikal / the Lake Baikal.
8. Lots of tourists go skiing in Alps / the Alps.
9. The capital of Canada / the Canada is Ottawa / the Ottawa, though some people think it’s Montreal / the Montreal.

Используйте the правильно. Выберите форму с артиклем или без. Послушайте и проверьте свой выбор.
1. Severn / The Severn − самая длинная река в UK / the UK.
2. USA / The USA находятся в North America / the North America.
3. Самая высокая гора в мире − гора Everest / the Everest.
4. United Kingdom / The United Kingdom состоит из Great Britain / the Great Britain и Northern Ireland / the Northern Ireland.
5. Вы когда−нибудь были на Lake Onega / the Lake Onega?
6. Maldives / The Maldives − группа островов в Indian Ocean / the Indian Ocean.
7. Irkutsk/The Irkutsk расположен недалеко от Lake Baikal / the Lake Baikal.
8. Многие туристы катаются на лыжах в Alps / the Alps.
9. Столица Canada / the Canada − Ottawa / the Ottawa, хотя некоторые люди думают, что это Montreal / the Montreal.

Ответ:

1. The Severn is the longest river in the UK.
2. The USA is in North America.
3. The highest mountain in the world is Mount Everest.
4. The United Kingdom consists of Great Britain and Northern Ireland.
5. Have you ever been to Lake Onega?
6. The Maldives are a group of islands in the Indian Ocean.
7. Irkutsk is situated not far from Lake Baikal.
8. Lots of tourists go skiing in the Alps.
9. The capital of Canada is Ottawa, though some people think it’s Montreal.

Перевод:

1. Северн − самая длинная река Великобритании.
2. США находится в Северной Америке.
3. Самая высокая гора в мире − гора Эверест.
4. Соединенное Королевство состоит из Великобритании и Северной Ирландии.
5. Вы когда−нибудь были на Онежском озере?
6. Мальдивы − группа островов в Индийском океане.
7. Иркутск расположен недалеко от озера Байкал.
8. Многие туристы катаются на лыжах в Альпах.
9. Столица Канады − Оттава, хотя некоторые думают, что это Монреаль.

10. Do the quiz. Choose the correct answer. Use the if necessary. Listen and check if you were right.
1. Which is the longest river in Europe? (Danubе, Don, Volga)
2. Which is the highest mountain in the world? (Mont Blanc, Everest, Elbrus)
3. Which is the smallest continent in the world? (North America, Africa, Australia)
4. Which country is Canberra the capital of? (Australia, New Zealand, India)
5. Which of the oceans has a ‘peaceful’ name? (Pacific, Indian, Arctic, Atlantic)
6. Which is the largest lake in the world? (Onega, Caspian Sea, Baikal)
7. Which is the deepest lake in the world? (Ontario, Michigan, Baikal)
8. Which is the largest country in the world? (USA, Australia, Russia)

Пройдите тест. Выберите правильный ответ. При необходимости используйте the. Послушайте и проверьте, были ли вы правы.
1. Какая река самая длинная в Европе? (Дунай, Дон, Волга)
2. Какая самая высокая гора в мире? (Монблан, Эверест, Эльбрус)
3. Какой самый маленький континент в мире? (Северная Америка, Африка, Австралия)
4. Столица какой страны Канберра? (Австралия, Новая Зеландия, Индия)
5. Какой из океанов носит "мирное" название? (Тихий океан, Индия, Арктика, Атлантика)
6. Какое озеро самое большое в мире? (Онега, Каспий, Байкал)
7. Какое озеро самое глубокое в мире? (Онтарио, Мичиган, Байкал)
8. Какая самая большая страна в мире? (США, Австралия, Россия)

Ответ:

1. The Volga is the longest river in Europe.
2. Everest is the highest mountain in the world.
3. Australia is the smallest continent in the world.
4. Canberra the capital of Australia.
5. The Pacific ocean has a ‘peaceful’ name.
6. The Caspian sea is the largest lake in the world.
7. The Baikal is the deepest lake in the world.
8. Russia is the largest country in the world.

Перевод:

1. Волга − самая длинная река в Европе.
2. Эверест − самая высокая гора в мире.
3. Австралия − самый маленький континент в мире.
4. Канберра − столица Австралии.
5. Тихий океан носит "мирное" название.
6. Каспийское море − самое большое озеро в мире.
7. Байкал − самое глубокое озеро в мире.
8. Россия − самая большая страна в мире.

11. Read the text and choose the best title for it. Explain your choice.
1. What an Amazing World We Live in
2. A Miserable Future
3. Sad Results of Human Activity
Look around you. What a wonderful world we live in! For millions of years our planet has given support to all forms of life − human beings, animals, birds, fish, insects and plants. Human beings appeared on the Earth only 6 − 7 million years ago. In the beginning they were as friendly to the planet as the other species. But now people are killing the planet.
Already many species of animals and birds have disappeared. Millions of animals die every year because man has polluted their natural homes. Also, people don’t stop cutting down trees, building more roads, and using more and more land for farming. As a result, there are fewer jungles, fields and forests for wildlife.
Looking for new sources of energy, people build power stations that pollute the air and the land. Most rivers, once clean and fresh, are now empty of fish. And in some rivers you can even see a thick foam caused by chemical waste.
Scientists warn that the forests are disappearing because of human activity. All over the world people cut trees down because they need wood and paper. Sometimes they do it to find new places for their farms and houses. It’s an international disaster. Even if new trees are planted, it takes many years for them to grow.
Have you been to the beach recently? You can see a lot of litter on the beach. Some of it was left by people after picnics and some was brought by the water. Lots of litter and waste is thrown away from the ships into the sea.
Why don’t people realize that pollution is very dangerous for them, for wildlife and the environment? People don’t just pollute the environment. They pollute themselves with cigarettes, alcohol and junk food. They breathe in the air polluted by their cars and factories.
Can anyone predict what will happen if we don’t start solving these serious environmental problems? We shouldn’t wait any more.

Прочтите текст и выберите для него лучший заголовок. Объясните свой выбор.
1. В каком удивительном мире мы живем
2. Жалкое будущее
3. Печальные результаты человеческой деятельности
Оглянись. В каком чудесном мире мы живем! На протяжении миллионов лет наша планета поддерживала все формы жизни − люди, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения. Человек появился на Земле всего 6−7 миллионов лет назад. Вначале они были так же дружелюбны к планете, как и другие виды. Но теперь люди убивают планету.
Уже исчезли многие виды животных и птиц. Миллионы животных умирают каждый год из−за загрязнения человеком их естественных жилищ. Кроме того, люди не перестают рубить деревья, строить больше дорог и использовать все больше и больше земли для ведения сельского хозяйства. В результате остается меньше джунглей, полей и лесов для дикой природы.
В поисках новых источников энергии люди строят электростанции, загрязняющие воздух и землю. В большинстве рек, когда−то чистых и свежих, теперь нет рыбы. А в некоторых реках даже можно увидеть густую пену от химических отходов.
Ученые предупреждают, что леса исчезают из−за деятельности человека. Во всем мире люди рубят деревья, потому что им нужны древесина и бумага. Иногда они делают это, чтобы найти новые места для своих ферм и домов. Это международная катастрофа. Даже если посадить новые деревья, им понадобится много лет, чтобы вырасти.
Вы недавно были на пляже? На пляже много мусора. Часть его оставили люди после пикников, а часть принесла вода. С кораблей в море выбрасывается много грязи и мусора.
Почему люди не осознают, что загрязнение очень опасно для них, для дикой природы и окружающей среды? Люди не просто загрязняют окружающую среду. Они загрязняются сигаретами, алкоголем и нездоровой пищей. Они вдыхают воздух, загрязненный их машинами и заводами.
Может ли кто−нибудь предсказать, что произойдет, если мы не начнем решать эти серьезные экологические проблемы? Мы не должны больше ждать.

Ответ:

I think "Sad Results of Human Activity" is the best title for the text because it's written about serious environmental problems.

Перевод:

Я думаю, что «Печальные результаты человеческой деятельности» − лучшее название для текста, потому что в нем написано о серьезных экологических проблемах.

12. Read the text and underline the words that you don’t understand. See ‘How to guess the meaning of a new word’ in the Learning Strategies.

Прочтите текст и подчеркните слова, которые вы не понимаете. Посмотри Раздел "Как угадать значение нового слова" в Стратегиях обучения.

Ответ:

1. Looking for new sources of energy, people build power stations that pollute the air and the land. Most rivers, once clean and fresh, are now empty of fish. And in some rivers you can even see a thick foam caused by chemical waste.
sources − источники,
2. Why don’t people realize that pollution is very dangerous for them, for wildlife and the environment? People don’t just pollute the environment. They pollute themselves with cigarettes, alcohol and junk food. They breathe in the air polluted by their cars and factories.
realize − понимать, осознавать

Перевод:

1. В поисках новых источников энергии люди строят электростанции, загрязняющие воздух и землю. В большинстве рек, когда−то чистых и свежих, теперь нет рыбы. А в некоторых реках даже можно увидеть густую пену от химических отходов.
sources − источники,
2. Почему люди не осознают, что загрязнение очень опасно для них, для дикой природы и окружающей среды? Люди не просто загрязняют окружающую среду. Они загрязняются сигаретами, алкоголем и нездоровой пищей. Они вдыхают воздух, загрязненный их машинами и заводами.
realize − понимать, осознавать

13. Work in pairs. Write a plan of the text (Ex.11) using your own statements.
The statements should express the main idea of the paragraphs. Compare your plan with those of your classmates.
Example: 1. The Earth is home to all forms of life.
2. ...

Работа в парах. Напишите план текста (Упражнение 11), используя свои собственные утверждения.
Утверждения должны выражать основную идею абзацев. Сравните свой план с планами одноклассников.
Пример: 1. Земля является домом для всех форм жизни.
2. ...

Ответ:

1. The Earth is home to all forms of life.
2. Ways to destroy our planet.
3. Problems caused by power stations.
4. Problems of deforestation.
5. Water pollution.
6. How people pollute themselves.
7. We should save the Earth.

Перевод:

1. Земля является домом для всех форм жизни.
2. Способы уничтожить нашу планету.
3. Проблемы, вызванные электростанциями.
4. Проблемы вырубки лесов.
5. Загрязнение воды.
6. Как люди загрязняют себя.
7. Мы должны спасти Землю.

14. Write captions for the pictures using the text in Ex.11. Compare your captions with the captions of other students.

Напишите подписи к изображениям, используя текст из Упражнения 11. Сравните свои подписи с подписями других студентов.

Ответ:

1. Deforestation
2. Air pollution
3. Water pollution
4. Litter is everywhere

Перевод:

1. Вырубка леса
2. Загрязнение воздуха
3. Загрязнение воды
4. Мусор везде

15. Answer the questions.
1. What forms of life exist on the Earth?
2. Why don’t some species of animals and birds exist anymore?
3. What kinds of pollution do we see around us at present?
4. Why shouldn’t we cut down trees?
5. How do people pollute themselves?
6. What did you learn from the text?

Ответь на вопросы.
1. Какие формы жизни существуют на Земле?
2. Почему больше не существует некоторых видов животных и птиц?
3. Какие виды загрязнения мы видим вокруг себя в настоящее время?
4. Почему нельзя вырубать деревья?
5. Как люди загрязняют себя?
6. Что вы узнали из текста?

Ответ:

1. For millions of years our planet has given support to all forms of life − human beings, animals, birds, fish, insects and plants.
2. Millions of animals die every year because man has polluted their natural homes. Also, people don’t stop cutting down trees, building more roads, and using more and more land for farming. As a result, there are fewer jungles, fields and forests for wildlife.
3. Air pollution, water pollution, land pollution.
4. Many animal and bird species are disappearing because there are fewer jungles, fields and forests for wildlife.
5. People pollute themselves with cigarettes, alcohol and junk food. They breathe in the air polluted by their cars and factories.
6. Human beings appeared on the Earth only 6 − 7 million years ago. In the beginning they were as friendly to the planet as the other species. But now people are killing the planet. We have to start solving serious environmental problems. We shouldn’t wait any more.

Перевод:

1. На протяжении миллионов лет наша планета поддерживала все формы жизни − людей, животных, птиц, рыб, насекомых и растения.
2. Миллионы животных умирают каждый год из−за загрязнения человеком их естественных жилищ. Кроме того, люди не перестают вырубать деревья, строить больше дорог и использовать все больше и больше земли для ведения сельского хозяйства. В результате остается меньше джунглей, полей и лесов для дикой природы.
3. Загрязнение воздуха, воды, земли.
4. Многие виды животных и птиц исчезают, потому что остается меньше джунглей, полей и лесов для дикой природы.
5. Люди загрязняют себя сигаретами, алкоголем и нездоровой пищей. Они вдыхают воздух, загрязненный их машинами и заводами.
6. Человек появился на Земле всего 6−7 миллионов лет назад. Вначале они были так же дружелюбны к планете, как и другие виды. Но теперь люди убивают планету. Мы должны приступить к решению серьезных экологических проблем. Мы не должны больше ждать.

16. Read and translate the following words. Pay attention to the suffixes.
1. Sometimes a verb and a noun have the same form:
to waste − waste
to research − research
2. −tion / −ion is used to make nouns from verbs:
to introduce − introduction
to protect − protection
3. −al is used to make adjectives from nouns:
ecology − (ecologic) − ecological
nation − national
4. −ist is used to make nouns from nouns:
science − a scientist
biology − a biologist

Прочтите и переведите следующие слова. Обратите внимание на суффиксы.
1. Иногда глагол и существительное имеют одинаковую форму:
тратить − трата
исследовать − исследование
2. −tion / −ion используется для образования существительных от глаголов:
познакомить − знакомство, представление
защищать − защита
3. − al используется для образования прилагательных от существительных:
ecology − (экологический) − экологический
нация − национальный
4. − ist используется для образования существительных от существительных:
наука − ученый
биология − биолог

17. Make new words from the words given below. Use the information from Ex.16. Consult the dictionary if necessary.
1. without any suffix
to damage − …
to play − …
to start − …
to hurt − …
to award − …
2. with suffix −tion / −ion
to pollute − …
to predict − …
to educate − …
to attract − …
3. with suffix −al / (−ic + −al)
geography − ...
biology − …
environment − …
history − …
nature − …
4. with suffix −ist
art − …
piano − …
flora − …
journal − …
ecology − …

Составьте новые слова из слов, приведенных ниже. Используйте информацию из упр.16. При необходимости обратитесь к словарю.
1. без суффикса
повреждать − …
играть − …
начать − …
причинять боль − …
наградить − …
2. с суффиксом −tion / −ion
загрязнять − …
предсказывать − …
обучать − …
привлекать − …
3. с суффиксом −al / (−ic + −al)
география − ...
биология −…
окружающая среда − …
история −…
природа − …
4. с суффиксом −ist
искусство − …
фортепиано −…
флора −…
журнал −…
экология −…

Ответ:

1.
to damage − damage
to play − play
to start − start
to hurt − hurt
to award − award
2.
to pollute − pollution
to predict − prediction
to educate − education
to attract − attraction
3.
geography − geographical
biology − biological
environment − environmental
history − historical
nature − natural
4.
art − artist
piano − pianist
flora − florist
journal − journalist
ecology − ecologist

Перевод:

1.
повредить − повреждение
играть − пьеса
начать − начало
причинять боль − боль
награждать − награда
2.
загрязнять − загрязнение
предсказывать − предсказание
обучать − образование
привлекать − привлечение
3.
география − географический
биология − биологический
окружающая среда − относящийся к окружающей среде
история − исторический
природа − натуральный
4.
искусство − художник
фортепиано − пианист
флора − флорист
журнал − журналист
экология − эколог

18. Write a short essay about your area (city, town, village). Use the following guidelines.
• Write where it is situated, how far it is from the capital city of the country and your region.
• Write about its population (how many people, what nationalities, what languages are spoken and taught).
• Describe its geographical features and wildlife (weather, rivers, plants and animals etc).

Напишите небольшое сочинение о своем районе (городе, поселке, селе). Используйте следующие рекомендации.
• Напишите, где он расположен, как далеко от столицы страны и вашего региона.
• Напишите о его населении (сколько людей, какой национальности, на каких языках говорят и какие языки изучаются).
• Опишите его географические особенности и дикую природу (погода, реки, растения, животные и т. д.).

Ответ:

Nizhny Novgorod is the administrative centre of Nizhny Novgorod Oblast and the Volga Federal District. The city is located at the confluence of the Oka and the Volga rivers in Central Russia, with a population of over 1.2 million residents. Nizhny Novgorod is situated 450 km from Moscow, the capital of Russia. National composition (according to the 2010 census): Russians (95.1%), Tatars (1.4%), Mordovians (0.6%), Ukrainians (0.5%), other ethnic groups (2.4%).
Official language: Russian, but English, German, French, Chinese are taught in the schools.
Agricultural land of Nizhny Novgorod Oblast occupies 41% of the whole area; forests, 48%, lakes and rivers, 2%; and other lands, 9%. Nizhny Novgorod Oblast is not rich in natural resources, which are limited to commercial deposits of sand (including titanium−zirconium sands), clay, gypsum, peat, mineral salt, and timber.
Nizhny Novgorod Oblast has animals that are representative of three regions − taiga, broadleaf forest, and steppe. Taiga species include caribou, wolverine and squirrel. Broadleaf forests to the west contribute martens, minks, and wood mice. Steppe species include voles, hedgehogs, and field mice. Throughout are the larger mammals of the woods: wolf, fox, badger, stoat, weasel, and bear.

Перевод:

Нижний Новгород − административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа. Город расположен у слияния рек Оки и Волги в Центральной России, с населением более 1,2 миллиона жителей. Нижний Новгород расположен в 450 км от Москвы, столицы России. Национальный состав (по переписи 2010 г.): русские (95,1%), татары (1,4%), мордовцы (0,6%), украинцы (0,5%), другие этнические группы (2,4%).
Официальный язык: русский, но в школах преподают английский, немецкий, французский, китайский.
Сельскохозяйственные земли Нижегородской области занимают 41% всей площади; леса − 48%, озера и реки − 2%; и другие земли − 9%. Нижегородская область не богата природными ресурсами, которые ограничиваются промышленными месторождениями песка (включая титано−циркониевые пески), глины, гипса, торфа, минеральной соли и древесины.
В Нижегородской области обитают животные трех регионов − тайги, широколиственного леса и степи. Виды тайги включают карибу, росомаху и белку. В широколиственных лесах на западе обитают куницы, норки и лесные мыши. К степным видам относятся полевки, ежи и полевые мыши. Повсюду обитают более крупные лесные млекопитающие: волк, лисица, барсук, горностай, ласка и медведь.