SECTION 3. What’s Wrong with the Earth
30. Listen and repeat the words and word combinations. Match them with their Russian equivalents.
1. acid [ˈæsɪd] rain
2. climate change
3. dangerous diseases
4. deforestation
5. genetic engineering
6. global warming
7. depletion of natural resources
8. depletion of the ozone layer [ˈleɪə]
9. overpopulation
10. pollution
11. waste
↓↑
a) отходы
b) опасные болезни
c) перенаселение
d) вырубка лесов
e) генная инженерия
f) загрязнение
g) кислотные дожди
h) истощение озонового слоя
i) изменение климата
j) глобальное потепление
k) истощение полезных ископаемых
Слушайте и повторяйте слова и словосочетания. Сопоставьте их с русскими аналогами.
1. acid [ˈæsɪd] rain
2. climate change
3. dangerous diseases
4. deforestation
5. genetic engineering
6. global warming
7. depletion of natural resources
8. depletion of the ozone layer [ˈleɪə]
9. overpopulation
10. pollution
11. waste
↓↑
a) отходы
b) опасные болезни
c) перенаселение
d) вырубка лесов
e) генная инженерия
f) загрязнение
g) кислотные дожди
h) истощение озонового слоя
i) изменение климата
j) глобальное потепление
k) истощение полезных ископаемых
Ответ:
1 − g, 2 − i, 3 − b, 4 − d, 5 − e, 6 − j, 7 − k, 8 − h, 9 − c, 10 − f, 11 − a.
31. Look at the list of environmental problems (Ex.30). Name the two most serious and crucial problems in your opinion.
Посмотрите на список экологических проблем (Упражнение 30). Назовите две, на ваш взгляд, самые серьезные и важные проблемы.
Ответ:
In my opinion climate change and depletion of natural resources are the most serious and crucial problems.
Перевод:
На мой взгляд, изменение климата и истощение природных ресурсов − самые серьезные и важные проблемы.
32. Read the texts. In which text can you find the information about
1. a cause of illnesses?
2. a danger to constructions?
3. a cause of natural disasters?
4. a controversial method?
5. a shortage of resources?
A. Climate change, or global warming, is the result of human activity. The problem is that the level of gases (carbon dioxide, methane, ozone etc) which absorb the Sun’s heat is rapidly rising. As a result, a kind of a gas blanket is created in the atmosphere. This gas blanket doesn’t allow heat to leave the Earth’s surface. The global temperature is rising. And the situation is becoming disastrous.
Global warming is changing the weather worldwide. Great floods, extreme snow, disastrous hurricanes and terrible droughts are the results of global warming.
B. The population of the planet is growing fast − at the rate of 150 people a minute. The scientists say that towards the end of the 21st century there will be around 10 billion people on the Earth − or twice as many people as today. Population growth is caused by a number of economic and medical factors. Nowadays overpopulation has become one of the most crucial environmental problems. More people need more water, fuel and food. Scientists doubt that the Earth can provide all these people with everything they need.
C. Ozone is a gas that absorbs the ultraviolet radiation from the Sun. It forms a layer in the atmosphere. Ozone saves us from the Sun’s rays that would be dangerous for our skin. In 1987, scientists discovered a hole in the ozone layer over Antarctica. It was a serious disaster. Though 46 countries agreed to stop the use of CFCs (chemicals that destroy the ozone layer), the situation remains quite dangerous. As the ozone layer is damaged, more and more radiation from the Sun reaches the surface of the Earth. It causes skin and eye problems. The number of cases of skin cancer and eye cataracts has increased.
D. Due to acid rain, some famous buildings and monuments of architectural and historical value in different parts of the world are in danger. The acid attacks and ruins sandstone, limestone and other materials the buildings and monuments are made of. The Parthenon in Greece, the Taj Mahal in India, and St Paul’s Cathedral in Great Britain have stood for centuries but they cannot survive acid rain. Of course, people are trying to stop the damage, but the progress is very slow.
E. Genetic modification of food using biotechnology is called genetic engineering. Genetically engineered food, or genetically modified (GM) food, comes from plants or animals that have been given additional genes from other plants or animals. It is a relatively new technology that may bring many benefits to people, but there is an opinion that it can be harmful too. Some countries hide the fact that they grow GM food sources. However, people have a right to know if their food has been modified, so that they can avoid it if they want.
Прочтите тексты. В каком тексте вы можете найти информацию о
1. причине болезней?
2. опасности для конструкций?
3. причине стихийных бедствий?
4. спорном методе?
5. нехватке ресурсов?
A. Изменение климата или глобальное потепление − это результат деятельности человека. Проблема в том, что уровень газов (углекислый газ, метан, озон и т. д.), поглощающих солнечное тепло, быстро растет. В результате в атмосфере создается своеобразный газовый покров. Это газовое одеяло не позволяет теплу покидать поверхность Земли. Глобальная температура повышается. И ситуация становится катастрофической.
Глобальное потепление меняет погоду во всем мире. Сильные наводнения, сильные снегопады, разрушительные ураганы и ужасные засухи − это результаты глобального потепления.
В. Население планеты быстро растет − со скоростью 150 человек в минуту. Ученые говорят, что к концу 21 века на Земле будет около 10 миллиардов человек − или вдвое больше людей, чем сегодня. Рост населения обусловлен рядом экономических и медицинских факторов. В настоящее время перенаселение стало одной из самых серьезных экологических проблем. Большему количеству людей нужно больше воды, топлива и еды. Ученые сомневаются, что Земля может обеспечить всех этих людей всем необходимым.
C. Озон − это газ, поглощающий ультрафиолетовое излучение Солнца. Он образует слой в атмосфере. Озон спасает нас от солнечных лучей, которые могут быть опасны для нашей кожи. В 1987 году ученые обнаружили дыру в озоновом слое над Антарктидой. Это была серьезная катастрофа. Хотя 46 стран согласились прекратить использование ХФУ (химические вещества, разрушающие озоновый слой), ситуация остается довольно опасной. По мере того как озоновый слой разрушается, все больше и больше солнечной радиации достигает поверхности Земли. Это вызывает проблемы с кожей и глазами. Увеличилось количество случаев рака кожи и катаракты глаз.
D. Из−за кислотных дождей некоторые известные здания и памятники архитектурной и исторической ценности в разных частях мира находятся в опасности. Кислота атакует и разрушает песчаник, известняк и другие материалы, из которых сделаны здания и памятники. Парфенон в Греции, Тадж−Махал в Индии и собор Святого Павла в Великобритании стояли веками, но они не могут пережить кислотный дождь. Конечно, люди пытаются остановить разрушение, но прогресс идет очень медленно.
E. Генетическая модификация продуктов питания с помощью биотехнологии называется генной инженерией. Генетически модифицированная пища или генетически модифицированная (ГМ) пища происходит от растений или животных, которым были переданы дополнительные гены от других растений или животных. Это относительно новая технология, которая может принести много пользы людям, но есть мнение, что она может быть и вредной. Некоторые страны скрывают факт выращивания генетически модифицированных источников пищи. Однако люди имеют право знать, были ли изменены их продукты питания, чтобы при желании они могли этого избежать.
Ответ:
1 − C, 2 − D, 3 − A, 4 − E, 5 − B.
33. Match the words with their definitions.
1. global warming
2. population
3. radiation
4. acid rain
5. a gene
6. a layer
↓↑
a) water which has mixed with pollution in the air and therefore causes corrosion and erosion when it falls from the sky
b) all the people that live in a particular country, area or place
c) it contains information in a special pattern received by each human being, animal or plant from the parents. It controls physical development, behaviour etc
d) a rise of the average temperature of the Earth’s climate and its related effects
e) a level of gas which is different from the material above or below it, or a thin sheet of gas
f) energy from heat or light, for example ultraviolet
Сопоставьте слова с их определениями.
1. глобальное потепление
2. население
3. радиация
4. кислотный дождь
5. ген
6. слой
↓↑
а) вода, которая смешалась с загрязнениями в воздухе и, следовательно, вызывает коррозию и эрозию при падении с неба.
b) все люди, которые живут в определенной стране, районе или месте
c) он содержит информацию в особом виде, полученную каждым человеком, животным или растением от родителей. Он контролирует физическое развитие, поведение и т. д.
d) повышение средней температуры климата Земли и связанные с этим последствия
e) уровень газа, который отличается от материала выше или ниже него, или тонкий слой газа
f) энергия тепла или света, например ультрафиолетовая
Ответ:
1 − d, 2 − b, 3 − f, 4 − a, 5 − c, 6 − e.
34. Use the texts (Ex.32) to answer the why−questions.
1. Why is global warming dangerous?
2. Why does population growth cause problems?
3. Why do scientists worry about the ozone layer?
4. Why is acid rain harmful to buildings?
5. Why are some people against GM food?
Используйте тексты (Упражнение 32), чтобы ответить на вопросы «почему».
1. Почему опасно глобальное потепление?
2. Почему рост населения вызывает проблемы?
3. Почему ученых беспокоит озоновый слой?
4. Почему кислотные дожди вредны для зданий?
5. Почему некоторые люди против генетически модифицированной пищи?
Ответ:
1. Global warming is dangerous because it is changing the weather worldwide. Great floods, extreme snow, disastrous hurricanes and terrible droughts are the results of global warming.
2. Nowadays overpopulation has become one of the most crucial environmental problems. More people need more water, fuel and food. Scientists doubt that the Earth can provide all these people with everything they need.
3. As the ozone layer is damaged, more and more radiation from the Sun reaches the surface of the Earth. It causes skin and eye problems. The number of cases of skin cancer and eye cataracts has increased.
4. The acid attacks and ruins sandstone, limestone and other materials the buildings and monuments are made of. The Parthenon in Greece, the Taj Mahal in India, and St Paul’s Cathedral in Great Britain have stood for centuries but they cannot survive acid rain.
5. Some people are against GM food because it can be harmful too.
Перевод:
1. Глобальное потепление опасно, потому что оно меняет погоду во всем мире. Сильные наводнения, сильные снегопады, разрушительные ураганы и ужасные засухи − это результаты глобального потепления.
2. В настоящее время перенаселение стало одной из самых серьезных экологических проблем. Большему количеству людей нужно больше воды, топлива и еды. Ученые сомневаются, что Земля может обеспечить всех этих людей всем необходимым.
3. По мере разрушения озонового слоя все больше и больше солнечной радиации достигает поверхности Земли. Это вызывает проблемы с кожей и глазами. Увеличилось количество случаев рака кожи и катаракты глаз.
4. Кислота атакует и разрушает песчаник, известняк и другие материалы, из которых построены здания и памятники. Парфенон в Греции, Тадж−Махал в Индии и собор Святого Павла в Великобритании стояли веками, но они не могут пережить кислотный дождь.
5. Некоторые люди против генетически модифицированной пищи, потому что она также может быть вредной.
35. Work in pairs. a) Write down problems caused by global warming.
Use: change the weather worldwide; is responsible for most floods, hurricanes, droughts; cause a rise in sea level; hot and dry areas − hotter and drier; wet and stormy − wetter and stormier; be difficult to grow food (rice, wheat, coffee etc); some animals − lose their homes and die out etc.
Example: The polar ice in Antarctica and Arctic might melt and then the sea level would rise.
b) Compare your list with your classmates’ lists. Which is the most crucial problem in your opinion?
Работа в парах. а) Запишите проблемы, вызванные глобальным потеплением.
Используйте: изменить погоду по всему миру; нести ответственность за большинство наводнений, ураганов, засух; вызвать подъем уровня моря; жаркие и сухие места − жарче и суше; влажные и бурные − более влажные и более бурные; трудно выращивать продукты (рис, пшеницу, кофе и т. д.); некоторые животные − теряют свои дома, вымирают и т. д.
Пример: Полярный лед в Антарктиде и Арктике может растаять, и затем уровень моря повысится.
b) Сравните свой список со списками одноклассников. Какая проблема, на ваш взгляд, является наиболее важной?
Ответ:
a) The level of gases (carbon dioxide, methane, ozone etc) which absorb the Sun’s heat is rapidly rising and it changes the weather worldwide.
Global warming is responsible for most floods, hurricanes, droughts and causes a rise in sea level. It makes hot and dry areas − hotter and drier, wet and stormy − wetter and stormier.
In hot and dry areas it is difficult to grow food (rice, wheat, coffee etc).
Because of wildfires and floods some animals lose their homes and die out etc.
b)
In my opinion climate change and depletion of natural resources are the most serious and crucial problems.
Перевод:
а) Уровень газов (углекислый газ, метан, озон и т. д.), поглощающих солнечное тепло, быстро растет, и это меняет погоду во всем мире.
Глобальное потепление является причиной большинства наводнений, ураганов, засух и вызывает повышение уровня моря. Оно делает жаркие и сухие области − более жаркими и сухими, влажные и бурные − более влажными и бурными.
В жарких и засушливых районах трудно выращивать продукты (рис, пшеницу, кофе и т. д.).
Из−за лесных пожаров и наводнений некоторые животные теряют свои дома, вымирают и т. д.
b)
На мой взгляд, изменение климата и истощение природных ресурсов − самые серьезные и важные проблемы.
36. Speak about global warming.
Use the information from the text (Ex32.A). Remember to talk about:
• the main causes of global warming;
• the results of global warming;
• what we can do to stop global warming (name at least one thing).
Поговорите о глобальном потеплении.
Используйте информацию из текста (Упражнение 32.A). Не забудьте поговорить о:
• основные причины глобального потепления;
• результаты глобального потепления;
• что мы можем сделать, чтобы остановить глобальное потепление (назовите хотя бы один способ).
Ответ:
Climate change, or global warming, is the result of human activity. The problem is that the level of gases (carbon dioxide, methane, ozone etc) which absorb the Sun’s heat is rapidly rising. As a result, a kind of a gas blanket is created in the atmosphere. This gas blanket doesn’t allow heat to leave the Earth’s surface. The global temperature is rising. And the situation is becoming disastrous.
Global warming is changing the weather worldwide. Great floods, extreme snow, disastrous hurricanes and terrible droughts are the results of global warming.
What can we do to stop global warming? First of all, people should give up their personal cars and use public transport. Goverments should make special restrictions to factories and moreover we must stop using some of production.
Перевод:
Изменение климата или глобальное потепление − это результат деятельности человека. Проблема в том, что уровень газов (углекислый газ, метан, озон и т. д.), поглощающих солнечное тепло, быстро растет. В результате в атмосфере создается своеобразный газовый покров. Это газовое одеяло не позволяет теплу покидать поверхность Земли. Глобальная температура повышается. И ситуация становится катастрофической.
Глобальное потепление меняет погоду во всем мире. Сильные наводнения, сильные снегопады, разрушительные ураганы и ужасные засухи − это результаты глобального потепления.
Что мы можем сделать, чтобы остановить глобальное потепление? Прежде всего, люди должны отказаться от личных автомобилей и пользоваться общественным транспортом. Правительства должны наложить особые ограничения на фабрики, и, кроме того, мы должны прекратить использование некоторых производств.
37. Listen to an ecology expert, Simon Levy, talking about deforestation. Mark the sentences as T (true) or F (false). Correct the false sentences.
1. According to Simon Levy, there are several key environmental problems nowadays.
2. Simon Levy says that the ecological situation in the countryside is better than in the town.
3. Simon Levy names several reasons why people cut down trees.
4. Simon Levy states that nowadays people cut down fewer trees than they used to.
5. Simon Levy says that the situation with forests is worst in Europe.
6. Simon Levy draws listeners’ attention to the situation with rainforests.
Послушайте эксперта по экологии, Саймона Леви, рассказывающего о вырубке лесов. Отметьте предложения как T (истина) или F (ложь). Исправьте ложные предложения.
1. По словам Саймона Леви, в настоящее время существует несколько ключевых экологических проблем.
2. Саймон Леви говорит, что экологическая ситуация в сельской местности лучше, чем в городе.
3. Саймон Леви называет несколько причин, по которым люди рубят деревья.
4. Саймон Леви утверждает, что в настоящее время люди вырубают меньше деревьев, чем раньше.
5. Саймон Леви говорит, что хуже всего обстоят дела с лесами в Европе.
6. Саймон Леви обращает внимание слушателей на ситуацию с тропическими лесами.
Аудио к заданию:
− And this evening on news we talk to Simon Levy, an ecology expert. Mr Levy, what are the most crucial ecological problems from your point of view?
− There are many problems: global warming, acid rain, ozone layer depletion, pollution etc. All of them are very important. We have to solve them as soon as possible, if we want to survive on the Earth.
− Are things in the countryside as bad as in towns and cities?
− Unfortunately, yes, polluted air, rivers and lakes, poisonous chemicals in the fields. People are used to littering on the roadsides and in the forests.
− I've read your article about forests. You write that forests are disappearing very quickly and that it is harmful for people.
− The problem is that now people are cutting down the forests very aggressively. They need land for growing crops and building their houses. They need wood for making furniture and other things. They use wood as fuel, too.
− But people are used to cutting down the trees for their need, they've always done it.
− Yes, but not as much as now. Thirty−five years ago forests covered a quarter of the Earth's land area. Today they cover only a sixth. Scientists think that by 2020 they will cover only a seventh of the land which is not good at all because trees produce oxygen for us.
− But new trees are planted regularly.
− Planting new trees is a good thing but it takes many years for a tree to grow.
− And in which regions are the problems with forests especially alarming?
− In Central and South America, Central Africa and South−East Asia. The tropical rainforests are in particular danger. They're being cut down very fast. Many species of animals and plants may lose their home and disappear.
− A sad picture! Is there any way out?
− Of course, there is.
− И сегодня вечером в новостях мы разговариваем с Саймоном Леви, экспертом по экологии. Мистер Леви, каковы, с вашей точки зрения, самые серьезные экологические проблемы?
− Есть много проблем: глобальное потепление, кислотные дожди, истощение озонового слоя, загрязнение и т. д. Все они очень важны. Мы должны решить их как можно скорее, если хотим выжить на Земле.
− В деревне все так же плохо, как в городах?
− К сожалению, да, загрязненный воздух, реки и озера, ядовитые химикаты на полях. Люди привыкли мусорить на обочинах дорог и в лесах.
− Я прочитала вашу статью о лесах. Вы пишете, что леса исчезают очень быстро и это вредно для людей.
− Проблема в том, что сейчас люди очень агрессивно вырубают леса. Им нужна земля для выращивания сельскохозяйственных культур и строительства домов. Древесина нужна им для изготовления мебели и прочего. В качестве топлива они тоже используют древесину.
− Но люди привыкли рубить деревья для своих нужд, они всегда это делали.
− Да, но не так сильно, как сейчас. Тридцать пять лет назад леса покрывали четверть суши Земли. Сегодня они покрывают только шестую. Ученые думают, что к 2020 году они покроют только седьмую часть земли, что совсем не очень хорошо, потому что деревья производят для нас кислород.
− Но новые деревья сажают регулярно.
− Сажать новые деревья − это хорошо, но чтобы дерево выросло, нужно много лет.
− А в каких регионах проблемы с лесами особенно тревожны?
− В Центральной и Южной Америке, Центральной Африке и Юго−Восточной Азии. Особую опасность представляют тропические леса. Их вырубают очень быстро. Многие виды животных и растений могут потерять свой дом и исчезнуть.
− Печальная картина! Но есть ли выход?
− Есть конечно.
Ответ:
1. T.
2. F. Simon Levy says that the ecological situation in the countryside is as bad as in the town.
3. T.
4. F. Simon Levy states that nowadays people cut down more trees than they used to.
5. F. Simon Levy says that the situation with forests is worst in Central and South America, Central Africa and South−East Asia..
6. T
Перевод:
1 . Т.
2. F. Саймон Леви говорит, что экологическая ситуация в деревне такая же плохая, как и в городе.
3. Т.
4. F. Саймон Леви утверждает, что сегодня люди вырубают больше деревьев, чем раньше.
5. F. Саймон Леви говорит, что хуже всего ситуация с лесами в Центральной и Южной Америке, Центральной Африке и Юго−Восточной Азии.
6. Т
38. Read and remember.
be / get used to something / doing something − привыкнуть к чему−либо, иметь привычку делать что−то
She doesn’t mind the heat. She is used to the hot weather in the country. − Она спокойно относится к жаре. Она при вык ла к жаркому климату страны.
They live in a small town and are used to cycling everywhere. − Они живут в маленьком городке и имеют привычку / привык ли передвигаться везде на велосипеде.
Прочтите и запомните.
привыкнуть / привыкать к чему−то / делать что−то − привыкнуть к чему−либо, иметь привычку делать что−то
She doesn’t mind the heat. She is used to the hot weather in the country. − Она спокойно относится к жаре. Она при вык ла к жаркому климату страны.
They live in a small town and are used to cycling everywhere. − Они живут в маленьком городке и имеют привычку / привык ли передвигаться везде на велосипеде.
39. Read the sentences and translate them into Russian.
1. He is used to going to bed late.
2. The children got used to wearing school uniform very quickly.
3. There is no use discussing it. He has already made his decision.
4. It took me a month to get used to the routine.
5. Do you mind if I use your dictionary?
6. I don’t think Alice will ever get used to this situation.
Прочтите предложения и переведите их на русский язык.
1. He is used to going to bed late.
2. The children got used to wearing school uniform very quickly.
3. There is no use discussing it. He has already made his decision.
4. It took me a month to get used to the routine.
5. Do you mind if I use your dictionary?
6. I don’t think Alice will ever get used to this situation.
Ответ:
1. Он привык поздно ложиться спать.
2. Дети очень быстро привыкли к школьной форме.
3. Нет смысла это обсуждать. Он уже принял решение.
4. Мне потребовался месяц, чтобы привыкнуть к рутине.
5. Вы не возражаете, если я воспользуюсь вашим словарем?
6. Я не думаю, что Алиса когда−нибудь привыкнет к этой ситуации.
40. Read the situations (1 − 3) and complete the sentences (a − c).
Example: Last month Edward went to a new school. It is a traditional English private school for boys.
a) At first he wasn’t used to strict discipline / to wearing a uniform.
b) Then, he got used to strict discipline / to wearing a uniform.
c) Now he is used to strict discipline / to wearing a uniform.
1. Steve went to India last month. It was very hot and humid there.
a) At first Steve wasn’t used to … .
b) Then, he got used to … .
c) Now he is used to … .
2. The Brumptons moved to a town. Now it takes Mr Brumpton an hour and a half to get to Liverpool to his office.
a) At first Mr Brumpton wasn’t used to … .
b) Then, he got used to … .
c) Now he is used to … .
3. Linda decided to get fit. It was difficult for her to keep to a healthy diet and do sports every day.
a) At first Linda wasn’t used to … .
b) Then, she got used to … .
c) Now she is used to … .
Прочтите ситуации (1–3) и завершите предложения (a − c).
Пример: В прошлом месяце Эдвард пошел в новую школу. Это традиционная английская частная школа для мальчиков.
а) Сначала ему была не привычна строгая дисциплина / ношение формы.
b) Потом он стал привыкать к строгой дисциплине / ношению формы.
c) Теперь он привык к строгой дисциплине / ношению формы.
1. В прошлом месяце Стив уехал в Индию. Там было очень жарко и влажно.
а) Сначала Стив не привык … .
b) Потом он привык … .
c) Теперь он привык … .
2. Брамптоны переехали в пригород. Теперь мистеру Брамптону нужно полтора часа, чтобы добраться до Ливерпуля и добраться до его офиса.
а) Сначала мистер Брамптон не привык … .
b) Потом он привык … .
c) Теперь он привык … .
3. Линда решила привести себя в форму. Ей было сложно соблюдать здоровую диету и заниматься спортом каждый день.
а) Сначала Линда не привыкла … .
b) Потом она привыкла … .
c) Теперь она привыкла … .
Ответ:
1. Steve went to India last month. It was very hot and humid there.
a) At first Steve wasn’t used to very hot and humid weather there.
b) Then, he got used to very hot and humid weather there.
c) Now he is used to very hot and humid weather there.
2. The Brumptons moved to a town. Now it takes Mr Brumpton an hour and a half to get to Liverpool to his office.
a) At first Mr Brumpton wasn’t used to a long way to his office.
b) Then, he got used to a long way to his office.
c) Now he is used to a long way to his office.
3. Linda decided to get fit. It was difficult for her to keep to a healthy diet and do sports every day.
a) At first Linda wasn’t used to keeping to a healthy diet and do sports every day.
b) Then, she got used to keeping to a healthy diet and do sports every day.
c) Now she is used to keeping to a healthy diet and do sports every day.
Перевод:
1. В прошлом месяце Стив уехал в Индию. Там было очень жарко и влажно.
а) Сначала Стиву очень жаркая и влажная погода там была не привычна .
b) Потом он стал привыкать к очень жаркой и влажной погоде там.
c) Теперь он привык к очень жаркой и влажной погоде там.
2. Брамптоны переехали в пригород. Теперь мистеру Брамптону нужно полтора часа, чтобы добраться до Ливерпуля и добраться до его офиса.
а) Сначала мистеру Брамптону было не привычно долго добираться до офиса.
b) Потом он стал привыкать к долгой дороге до своего офиса.
c) Теперь он привык к долгой дороге до своего офиса.
3. Линда решила привести себя в форму. Ей было сложно соблюдать здоровую диету и заниматься спортом каждый день.
а) Сначала Линде было не привычно придерживаться здорового питания и каждый день заниматься спортом.
b) Потом она стала привыкать придерживаться здорового питания и каждый день заниматься спортом.
c) Теперь она привыкла придерживаться здорового питания и каждый день заниматься спортом.
41. Work in pairs. Look at the pictures. They show different ways we can help the environment. Which of them do you think is the most effective / the least effective?
Use: turn off lights when they are not in use; cycle / walk more; use public transport; plant trees and plants; take part in clean−up projects, use hot water only when we really need it, use separate bins for different types of waste etc.
Работа в парах. Посмотри на картинки. Они показывают разные способы, которыми мы можем помочь окружающей среде. Какой из них, по вашему мнению, наиболее эффективен / наименее эффективен?
Используйте: выключать свет, когда он не используется; ездить на велосипеде / ходить пешком больше; использовать общественный транспорт; сажать деревья и растения; принимать участие в проектах по очистке, использовать горячую воду только тогда, когда она действительно нужна, использовать отдельные контейнеры для разных видов отходов и т. д.
Ответ:
In my opinion, people should turn off lights when they are not in use. And of course cycling and walking can help to reduce air pollution. People should use public transport instead of their private cars. But the most effective way we can help the environment is planting trees and plants and taking part in clean−up projects.
Перевод:
На мой взгляд, люди должны выключать свет, когда он не используется. И, конечно же, езда на велосипеде и ходьба могут помочь уменьшить загрязнение воздуха. Люди должны пользоваться общественным транспортом вместо личных автомобилей. Но самый эффективный способ помочь окружающей среде − это сажать деревья и растения и принимать участие в проектах по очистке окружающей среды.
42. Complete the questionnaire ‘We protect the environment’.
1. Name: _
2. Age: _
3. Where do you live? _
4. What environmental problem does your region have? _
5. What do you do to protect the environment? _
6. How often do you do it? _
7. How does this help protect the environment? _
8. What else can you do to protect the environment? _
Заполните анкету «Мы защищаем окружающую среду».
1. Имя: _
2. Возраст: _
3. Где ты живешь? _
4. Какие экологические проблемы есть в вашем регионе? _
5. Что вы делаете для защиты окружающей среды? _
6. Как часто вы это делаете? _
7. Как это помогает защитить окружающую среду? _
8. Что еще вы можете сделать для защиты окружающей среды? _
Ответ:
1. Name: Ekaterina Orlova
2. Age: 14
3. Where do you live? I live in Krasnodar.
4. What environmental problem does your region have? There are many environmental problems in the city: air, water, land pollution.
5. What do you do to protect the environment? People plant trees, clean the streets, some of them try to use public transport more than private cars.
6. How often do you do it? Every spring we take part in clean−up projects.
7. How does this help protect the environment? New trees make the air cleaner. Cleaning the streets prevents land pollution.
8. What else can you do to protect the environment? We should use water only when we really need it and use separate bins for different types of waste.
Перевод:
1. Имя: Екатерина Орлова
2. Возраст: 14
3. Где ты живешь? Я живу в Краснодаре.
4. Какие экологические проблемы есть в вашем регионе? В городе много экологических проблем: загрязнение воздуха, воды, земли.
5. Что вы делаете для защиты окружающей среды? Люди сажают деревья, убирают улицы, некоторые из них больше стараются пользоваться общественным транспортом, чем личными автомобилями.
6. Как часто вы это делаете? Каждую весну мы участвуем в субботниках.
7. Как это помогает защитить окружающую среду? Новые деревья делают воздух чище. Уборка улиц предотвращает загрязнение земли.
8. Что еще вы можете сделать для защиты окружающей среды? Мы должны использовать воду только тогда, когда она нам действительно нужна, и использовать отдельные контейнеры для разных типов отходов.
43. Compare your answers to questions 4 − 8 with your classmates’. Make a list of possible measures to protect the environment.
Сравните свои ответы на вопросы 4–8 с ответами одноклассников. Составьте список возможных мер по защите окружающей среды.
Ответ:
List of possible measures to protect the environment:
1. Turn off lights when they are not in use.
2. Cycle and walk more.
3. Use public transport instead of private cars.
4. Plant trees and plants.
5. Take part in clean−up projects
6. Use hot water only when you really need it.
7. Use separate bins for different types of waste.
Перевод:
Перечень возможных мер по защите окружающей среды:
1. Выключайте свет, когда он не используется.
2. Ездите на велосипеде и больше ходите пешком.
3. Используйте общественный транспорт вместо личных автомобилей.
4. Сажайте деревья и растения.
5. Участвуйте в проектах по уборке.
6. Используйте горячую воду только тогда, когда она вам действительно нужна.
7. Используйте отдельные контейнеры для разных типов отходов.
44. a) Listen to the dialogue and choose the correct option.
Jeff is talking about ...
a) his plans for the coming holidays.
b) how he spent his holidays.
b) Listen to the dialogue again and answer the questions. Use only one word for each answer.
1. What is the name of the place that Jeff has visited recently? − ... .
2. What is Jeff’s favourite school subject? − ... .
3. What does Jeff want to be in the future? − ... .
а) Прослушайте диалог и выберите правильный вариант.
Джефф говорит о ...
а) его планы на предстоящие праздники.
b) как он провел отпуск.
b) Прослушайте диалог еще раз и ответьте на вопросы. Используйте только одно слово для каждого ответа.
1. Как называется место, которое Джефф недавно посетил? − ... .
2. Какой любимый школьный предмет Джеффа? − ... .
3. Кем Джефф хочет быть в будущем? − ... .
Аудио к заданию:
− Hi, Monica!
− Oh, Jeff, hi! It's nice to see you after such a long while. Did you enjoy your holiday?
− Oh, yes!
− Did you go somewhere like you usually do?
− Yes, I did.
− London, or maybe Paris − the city of my dreams?
− No, it was even better than that. We went to my cousin's family and they live in Oxford.
− Oh!
− Yes, my uncle is a professor. And my cousin Paul is a student at Oxford University.
− Is he? You must have had lots of things to talk about − you've always loved science.
− Right, Maths especially. I like Mathematics more than ancient history and English Literature. It's the queen of all sciences.
− Hmm... Yes, you have the right kind of brain for it. You'll design or construct something great one day and I'll be proudly telling everyone that we were classmates.
− You are kidding, but in fact the trip helped me feel more confident about my career choice.
− Did it?
− Yes, I was hesitating between several options. Once I even fancied the idea being a writer.
− Hmm...
− But now I'm positive that I want to study engineering at university.
− Is that what your cousin's doing there?
− Yes. Paul's going to be an engineer. And now, I think, it's the best career for me too. Look, Paul told me about some absolutely fascinating things. Just imagine, now he is taking part in a project called "Smart house". Their team consists of students specializing in different areas: design, construction, engineering, electronics, IT−programming... whatever.
− Привет, Моника!
− О, Джефф, привет! Приятно видеть тебя спустя такое долгое время. Тебе понравился отпуск?
− О да!
− Ты куда−то ездил, как обычно?
− Да.
− Лондон, а может, Париж − город моей мечты?
− Нет, это было даже лучше. Мы ездили к семье моего двоюродного брата, они живут в Оксфорде.
− О!
− Да, мой дядя − профессор. А мой двоюродный брат Пол учится в Оксфордском университете.
− Правда? Вам, должно быть, было о чем поговорить − ты всегда любил науку.
− Верно, особенно математику. Математика мне нравится больше, чем древняя история и английская литература. Это королева всех наук.
− Хм ... Да, ты для этого достаточно умный. Однажды ты спроектируешь или построишь что−то великое, и я с гордостью расскажу всем, что мы были одноклассниками.
− Ты шутишь, но на самом деле поездка помогла мне почувствовать себя увереннее в выборе карьеры.
− Правда?
− Да, я колебался между несколькими вариантами. Однажды мне даже пришла в голову идея стать писателем.
− Хм...
− Но теперь я уверен, что хочу изучать инженерное дело в университете.
− Это то, что твой двоюродный брат там делает?
− Да. Пол собирается стать инженером. И сейчас, я думаю, и для меня это лучшая карьера. Послушай, Пол рассказал мне очень интересные вещи. Только представь, сейчас он участвует в проекте «Умный дом». Их команда состоит из студентов, специализирующихся в разных областях: дизайн, строительство, инженерия, электроника, IT−программирование ... что угодно.
Ответ:
a) b
Jeff is talking about how he spent his holidays.
b)
1. What is the name of the place that Jeff has visited recently? − Oxford.
2. What is Jeff’s favourite school subject? − Maths.
3. What does Jeff want to be in the future? − Engineer.
Перевод:
a) b
Джефф рассказывает, как он провел отпуск.
b)
1. Как называется место, которое недавно посетил Джефф? − Оксфорд.
2. Какой любимый школьный предмет Джеффа? − Математика.
3. Кем Джефф хочет быть в будущем? − Инженером.
45. Listen to these words. Read and compare them with the Russian words.
project, idea, moment, device, gas, electronic, economical, system, smartphone, command, temperature, electricity, energy, start, situation
Послушайте эти слова. Прочтите и сравните их с русскими словами.
проект, идея, момент, устройство, газ, электронный, экономичный, система, смартфон, команда, температура, электричество, энергия, запуск, ситуация
46. Read and remember the words and word combinations.
device (устройство, прибор, девайс) − an electronic device, a household device
eco−friendly (безвредный для окружающей среды) − an eco−friendly device, an eco−friendly project
renewable (возобновляемый) − a renewable resource, renewable energy sources
solution (решение) − new solution, technological / engineering solution
consume (потреблять, расходовать) − to consume for heating / lightening, to consume fuel
Прочтите и запомните слова и словосочетания.
устройство (устройство, прибор, девайс) − электронное устройство, бытовое устройство
экологичный (безвредный для окружающей среды) − экологичный прибор, экологичный проект
возобновляемый (возобновляемый) − возобновляемый ресурс, возобновляемые источники энергии
решение (решение) − новое решение, технологическое / инженерное решение
потреблять (потреблять, расходовать) − расходовать на отопление / освещение, расходовать топливо
47. Read the rest of Jeff and Monica’s conversation from Ex.44.
Complete the sentence with the most appropriate option (a − c).
Jeff explains ...
a) what a smart house is.
b) how to build a smart house.
c) how to produce clean energy.
Monica: The project is called Smart House, you said. What is it about?
Jeff: Remember that it wasn’t me who started talking about it. I can go on about it for hours.
Monica: OK, let’s sit down then.
Jeff: Right. Well … The idea of a smart house supposes that people living in it have all the possible comfort you can imagine. Also the house is safe, independent in terms of energy supply and eco−friendly. The last point is very important. As the house is stuffed with household electronic devices, they should use as little electricity as possible.
Monica: Yes. That’s clear.
Jeff: The amount of the energy they consume for heating and cooling, lighting, cooking, vacuum cleaning and washing is electronically controlled.
Monica: That’s done to minimize the amount of energy we use, isn’t it? The system switches on the devices we need and switches off the devices we don’t need at any moment.
Jeff: Exactly. And another feature of a truly smart house is that it uses only ‘clean energy’.
Monica: ‘Clean energy’? That’s the energy of the sun, wind, and water?
Jeff: Right. To produce clean energy we use renewable resources and do not pollute the environment. You know that using gas and oil for domestic needs is old−fashioned. It’s a dead end. Only clean technologies should be used in the future.
Monica: Do you think it’s possible?
Jeff: I’m sure it is. And there are special engineering and technological solutions to do it.
Monica: OK. Fine. And you also say a smart house should provide lots of comfort, don’t you?
Jeff: Yes. A smart house supposes that all the devices communicate with each other. They are put in a network and they are all at your command. You can give a command with your voice, or your smart phone, or tablet, and the system decides by itself how to do the job in the most efficient and economical way. It switches on the devices needed for this and decides in what order they should be switched on.
Monica: Sorry, I can’t say I understand. Could you give a practical example?
Jeff: Yes, sure. For example, you give the command “I want the perfect start to my day.” The system understands that it means the following: you want to have your bath filled with water of a certain temperature, you want your breakfast cooked and kept comfortably warm for eating, you want your favourite TV or radio channel to entertain you during your meal. You can also be informed about the weather forecast, the latest news, the traffic jams, whatever, according to your interests.
Monica: Are you saying a single voice command is enough for all this?
Jeff: Yes.
Monica: Sounds fantastic! But what if…?
Jeff: What if something goes wrong and the electricity goes out? An accident, a natural disaster, or they just run out of oil?
Monica: Yes. Does this mean the whole system collapses and the house becomes useless?
Jeff: To avoid this situation a smart house should have independent energy supplies − it should have devices that can produce and store energy.
Monica: Look, Jeff, it’s very interesting and I would like to learn more about it, but …
Jeff: But not now, right?
Monica: Yes, the thing is …
Jeff: It’s fine, Monica. I need to be off too. We’ll continue the conversation when we both have time.
Monica: Fine. See you later, then.
Jeff: See you!
Прочтите оставшуюся часть разговора Джеффа и Моники в упр 44.
Завершите предложение наиболее подходящим вариантом (а − c).
Джефф объясняет ...
а) что такое умный дом.
b) как построить умный дом.
c) как производить чистую энергию.
Моника: Вы сказали, что проект называется Умный дом. О чем это?
Джефф: Помните, что это не я, кто начал говорить об этом. Я могу говорить об этом часами.
Моника: Хорошо, тогда давайте сядем.
Джефф: Хорошо. Что ж ... Идея умного дома предполагает, что у людей, живущих в нем, есть все возможные удобства, которые вы только можете себе представить. Также дом безопасный, автономный с точки зрения энергоснабжения и экологичный. Последний пункт очень важен. Поскольку дом забит бытовыми электронными устройствами, они должны потреблять как можно меньше электроэнергии.
Моника: Да. Это понятно.
Джефф: Количество энергии, которое они потребляют для обогрева и охлаждения, освещения, приготовления пищи, уборки пылесосом и стирки, контролируется электроникой.
Моника: Это сделано для того, чтобы минимизировать количество потребляемой нами энергии, не так ли? Система включает нужные нам устройства и отключает ненужные нам в любой момент.
Джефф: Совершенно верно. И еще одна особенность действительно умного дома − то, что он использует только "чистую энергию".
Моника: "Чистая энергия"? Это энергия солнца, ветра и воды?
Джефф: Верно. Для производства чистой энергии мы используем возобновляемые ресурсы и не загрязняем окружающую среду. Вы знаете, что использовать газ и нефть на бытовые нужды − это уже устаревшее явление. Это тупик. В будущем следует использовать только чистые технологии.
Моника: Как вы думаете, это возможно?
Джефф: Я уверен, что это так. И для этого есть специальные инженерные и технологические решения.
Моника: Хорошо. Отлично. Вы также говорите, что умный дом должен обеспечивать много комфорта, не так ли?
Джефф: Да. Умный дом предполагает, что все устройства общаются друг с другом. Они подключены к сети, и все они в вашем распоряжении. Вы можете дать команду своим голосом, смартфоном или планшетом, и система сама решает, как выполнять работу наиболее эффективным и экономичным способом. Он включает необходимые для этого устройства и решает, в каком порядке они должны быть включены.
Моника: Извините, я не могу сказать, что мне это понятно. Не могли бы вы привести практический пример?
Джефф: Да, конечно. Например, вы даете команду "Я хочу, чтобы мой день начался идеально". Система понимает, что это означает следующее: вы хотите, чтобы ваша ванна была наполнена водой определенной температуры, вы хотите, чтобы ваш завтрак был приготовлен и оставался достаточно теплым, вы хотите, чтобы ваш любимый теле− или радиоканал развлекал вас во время еды. Вы также можете быть в курсе прогноза погоды, последних новостей, пробок на дорогах и т. д. в соответствии с вашими интересами.
Моника: Вы хотите сказать, что для всего этого достаточно одной голосовой команды?
Джефф: Да.
Моника: Звучит фантастически! А вдруг … ?
Джефф: Что, если что−то пойдет не так и отключится электричество? Авария, стихийное бедствие или у них просто закончилась нефть?
Моника: Да. Означает ли это, что вся система рушится и дом становится бесполезным?
Джефф: Чтобы избежать такой ситуации, умный дом должен иметь независимые источники энергии − в нем должны быть устройства, которые могут производить и накапливать энергию.
Моника: Послушайте, Джефф, это очень интересно, и я бы хотела узнать об этом побольше, но ...
Джефф: Но не сейчас, правда?
Моника: Да, дело в том ...
Джефф: Все в порядке, Моника. Мне тоже нужно идти. Мы продолжим разговор, когда у нас обоих будет время.
Моника: Хорошо. Тогда увидимся позже.
Джефф: Увидимся!
Ответ:
a)
Jeff explains what a smart house is.
Перевод:
a)
Джефф объясняет что умный дом такое.
48. Read the dialogue once more and underline the words that you don’t understand. See ‘How to guess the meaning of a new word’ in the Learning Strategies.
Прочтите диалог еще раз и подчеркните слова, которые вы не понимаете. См. Раздел "Как угадать значение нового слова" в Стратегиях обучения.
Ответ:
supposes − предполагает
household − домашний
renewable − возобновляемый
49. Match the phrases from the text with the explanations of what they mean.
1. clean energy
2. to consume electricity
3. to run out of something
4. dead end
5. domestic needs
6. to use renewable resources
↓↑
a) It means a road that has no way out at the end. It is often used to say that if we follow a certain way of development, we will not succeed but will find ourselves in a very difficult situation.
b) It means everything we need to do at home to make it a nice place for living. It includes warming, cooling, cleaning, using electricity devices like TVs and computers for education and entertainment.
c) It means that we produce energy from resources that are replaced naturally. The most common example is getting energy from the sun, wind, water. There are also technologies that process litter and waste to produce energy. It may refer to renewable resources too.
d) It means any sort of energy produced without polluting the environment and without damaging the planet.
e) It means that we have used all the supply of something and we do not have any more of it.
f) It means to use electricity. We often use this expression when we talk about electrical devices or machines that use electricity to do their jobs.
Сопоставьте фразы из текста с объяснением их значения.
1. чистая энергия
2. потреблять электроэнергию
3. что−то закончить (использовать до конца)
4. мертвый конец (тупик)
5. бытовые нужды
6. использовать возобновляемые ресурсы
↓↑
а) Означает дорогу, в конце которой нет выхода. Часто говорят, что если мы пойдем по определенному пути развития, мы не добьемся успеха, но окажемся в очень сложной ситуации.
b) Это означает все, что нам нужно делать дома, чтобы сделать его приятным местом для жизни. Это включает в себя обогрев, охлаждение, уборку, использование электрических устройств, таких как телевизоры и компьютеры, для обучения и развлечений.
c) Это означает, что мы производим энергию из ресурсов, которые заменяются естественным образом. Самый распространенный пример − получение энергии от солнца, ветра, воды. Существуют также технологии переработки мусора и отходов для производства энергии. Это также может относиться к возобновляемым ресурсам.
d) Это означает любой вид энергии, произведенный без загрязнения окружающей среды и без ущерба для планеты.
e) Это означает, что мы использовали весь запас чего−либо, и у нас его больше нет.
f) Это означает использование электричества. Мы часто используем это выражение, когда говорим об электрических устройствах или машинах, которые используют электричество для выполнения своей работы.
Ответ:
1 − d, 2 − f, 3 − e, 4 − a, 5 − b, 6 − c.
50. Find the words or word combinations in the dialogue
a) which have a similar meanings to the following:
intelligent, ecological, to reduce, an answer, to connect, one, a misfortune, to collect;
b) which have the opposite meanings to the following:
stupid, dangerous, dirty, to clean, in the past, expensive, to stay, to face.
Найдите слова или словосочетания в диалоге
а) которые имеют значение, аналогичное следующему:
умный, экологический, сводить, отвечать, соединять, одно, несчастье, собирать;
b) которые имеют значение, противоположное следующему:
глупо, опасно, грязно, чтобы убрать, в прошлом, дорогой, остаться, столкнуться лицом.
Ответ:
a)
intelligent − smart, ecological − eco−friendly, to reduce − to minimize, an answer − solution, to connect − to put in, one − single, a misfortune− a disaster, to collect − to store;
b)
stupid − smart, dangerous − safe, dirty − clean, to clean − to pollute, in the past − in the future, expensive − economical, to stay − to go out, to face − to avoid.
Перевод:
а)
умный − умный, экологичный − экологичный, уменьшить − минимизировать, ответ − решение, подключить − вложить, один − одиночный, беда − катастрофа, собрать − сохранить;
b)
глупый − умный, опасный − безопасный, грязный − чистый, убирать − загрязнять, в прошлом − в будущем, дорогой − экономичный, оставаться − выходить, столкнуться лицом − избегать.
51. Complete the table. Use the text in Ex.47.
Smart House
1. What is smart house used for? To provide its inhabitants lots of comfort.
2. What are the main features of smart house? It is safe, …
3. What is smart house full of?
4. What energy does smart house use?
5. How is smart house operated?
6. What does smart house have in case of energy collapse?
Заполните таблицу. Используйте текст из Упражнения 47.
Умный дом
1. Для чего используется умный дом? Чтобы обеспечить своим обитателям много комфорта.
2. Каковы основные особенности умного дома? Это безопасно,…
3. Чего полон умный дом?
4. Какую энергию использует умный дом?
5. Как работает умный дом?
6. Что будет в умном доме на случай энергетического коллапса?
Ответ:
Smart House
1. What is smart house used for? To provide its inhabitants lots of comfort.
2. What are the main features of smart house? It is safe, independent in terms of energy supply and eco−friendly.
3. What is smart house full of? It is full of household electronic devices.
4. What energy does smart house use? It uses 'clean energy'.
5. How is smart house operated? A smart house supposes that all the devices communicate with each other. They are put in a network and they are all at your command. You can give a command with your voice, or your smart phone, or tablet, and the system decides by itself how to do the job in the most efficient and economical way. It switches on the devices needed for this and decides in what order they should be switched on.
6. What does smart house have in case of energy collapse? In case of energy collapse a smart house has independent energy supplies − it has devices that can produce and store energy.
Перевод:
Умный дом
1. Для чего используется умный дом? Чтобы обеспечить своим обитателям много комфорта.
2. Каковы основные особенности умного дома? Он безопасен, независим с точки зрения энергоснабжения и экологичен.
3. Чего полон умный дом? Он полон бытовой электроники.
4. Какую энергию использует умный дом? Он использует "чистую энергию".
5. Как работает умный дом? Умный дом предполагает, что все устройства общаются друг с другом. Они подключены к сети, и все они находятся в вашем распоряжении. Вы можете отдавать команду своим голосом, смартфоном или планшетом, и система сама решает, как выполнять эту работу наиболее эффективным и экономичным способом. Он включает необходимые для этого устройства и решает, в каком порядке они должны быть включены.
6. Что будет в умном доме на случай энергетического коллапса? В случае энергетического коллапса в умном доме есть независимые источники энергии − в нем есть устройства, которые могут производить и хранить энергию.
52. Work in pairs. Discuss the following questions.
1. Would you like to live in a smart house? Why? / Why not?
2. What smart house features are the most important in your opinion?
3. What smart house function do you like most of all?
4. What would your command ‘I want the perfect start to my day’ mean?
5. Does your house / flat look like a smart house in any way? How?
Работать в парах. Обсудите следующие вопросы.
1. Хотите жить в умном доме? Почему? / Почему нет?
2. Какие особенности умного дома, по вашему мнению, являются наиболее важными?
3. Какая функция умного дома вам больше всего нравится?
4. Что будет означать ваша команда "Я хочу, чтобы мой день начался идеально"?
5. Ваш дом / квартира выглядит умным домом в каком−то смысле? Как?
Ответ:
1. Would you like to live in a smart house? Why? / Why not? − Yes, I would like to live in a smart house because it's really comfortable. / No, I wouldn't like to live in a smart house because it's very expensive to built and maintain it.
2. What smart house features are the most important in your opinion? − In my opinion, it's important that it's safe, independent in terms of energy supply and eco−friendly and uses 'clean energy'.
3. What smart house function do you like most of all? − I like that I can give a command with my voice and control its functions with my mobile phone.
4. What would your command ‘I want the perfect start to my day’ mean? − It would mean warm breakfast on time and my favourite TV show during my meal.
5. Does your house / flat look like a smart house in any way? How? − Yes, my flat has curtains which I can open and close with my mobile.
Перевод:
1. Хотите жить в умном доме? Почему? / Почему нет? − Да, я бы хотел жить в умном доме, потому что там действительно комфортно. / Нет, я бы не хотел жить в умном доме, потому что строить и содержать его очень дорого.
2. Какие особенности умного дома, по вашему мнению, являются наиболее важными? − На мой взгляд, важно, чтобы он был безопасным, независимым с точки зрения энергоснабжения, экологичным и использовал "чистую энергию".
3. Какая функция умного дома вам больше всего нравится? − Мне нравится, что я могу отдавать команду голосом и управлять его функциями с помощью мобильного телефона.
4. Что будет означать ваша команда "Я хочу, чтобы мой день начался идеально"? − Это будет означать теплый завтрак вовремя и мое любимое телешоу во время еды.
5. Ваш дом / квартира выглядит умным домом в каком−то смысле? Как? − Да, в моей квартире есть шторы, которые я могу открывать и закрывать с помощью мобильного телефона.