SECTION 7. He Said that

86. Listen and say whether the following statements are true or false.
1. The professor had an excellent memory.
2. That evening he gave a lecture to the members of the scientists’ club.
3. On his way home the professor remembered that he had no key.
4. The professor’s wife recognized her husband in the dark and opened the door.

Послушайте и скажите, верны ли следующие утверждения или нет.
1. У профессора была прекрасная память.
2. Вечером он прочитал лекцию членам клуба ученых.
3. По дороге домой профессор вспомнил, что у него нет ключа.
4. Жена профессора узнала своего мужа в темноте и открыла дверь.

Аудио к заданию:

A famous professor was the author of many books on physics research. The professor was very clever but absent−minded. He often forgot about very simple things. One evening a scientists' club invited the professor to make a speech for its members. The professor agreed.
On the day of the lecture he left his house for the club in a hurry and he hadn't taken his key. After the lecture the professor went home and noticed that he did not have his key. And he could not get in. The professor said to himself that he was lucky because his wife was at home. It was a very dark night and when the professor's wife looked down from the window she couldn't see who was standing there.
She said that the professor was not at home. Then, she explained that the professor was giving a lecture at the scientists' club. At that moment the professor was thinking as usual about his lectures and research. He forgot that he was standing in front of his house. Automatically he replied that he was sorry and he would come another time. He turned around and went away.

Известный профессор был автором множества книг по физическим исследованиям. Профессор был очень умен, но рассеян. Он часто забывал об очень простых вещах. Однажды вечером клуб ученых пригласил профессора выступить перед его членами. Профессор согласился.
В день лекции он в спешке ушел из дома в клуб и не взял ключ. После лекции профессор пошел домой и заметил, что у него нет ключа. И он не мог войти. Профессор сказал себе, что ему повезло, потому что его жена была дома. Была очень темная ночь, и когда жена профессора посмотрела из окна, она не увидела, кто там стоит.
Она сказала, что профессора нет дома. Затем она объяснила, что профессор читает лекцию в клубе ученых. В этот момент профессор, как обычно, думал о своих лекциях и исследованиях. Он забыл, что стоит перед своим домом. Он автоматически ответил, что сожалеет и придет в другой раз. Он повернулся и ушел.

Ответ:

1. False.
2. True.
3. True.
4. False.

Перевод:

1. Неверно.
2. Верно.
3. Верно.
4. Неверно.

87. Listen to the story about the professor again. Complete the sentences.
1. The professor said to himself that his wife … at home.
2. She explained that the professor … a lecture at the scientists’ club.
3. Then he replied that he … another time.

Послушайте еще раз рассказ о профессоре. Закончите предложения.
1. Профессор сказал себе, что его жена… дома.
2. Она объяснила, что профессор ... лекция в клубе ученых.
3. Затем он ответил, что он… в другой раз.

Ответ:

1. The professor said to himself that his wife was at home.
2. She explained that the professor was giving a lecture at the scientists’ club.
3. Then he replied that he would come another time.

Перевод:

1. Профессор сказал себе, что его жена была дома.
2. Она объяснила, что профессор читает лекцию в клубе ученых.
3. Затем он ответил, что придет в другой раз.

88. Read, compare and remember.

Direct Speech Reported Speech
He says: “I play tennis three times a week.” He says (that) he plays tennis three times a week.
He says: “I will play tennis tomorrow.” He says (that) he will play tennis tomorrow.
He says: “I played tennis yesterday.” He says (that) he played tennis yesterday.

Прочтите, сравните и запомните.

Прямая речь Косвенная речь
Он говорит: «Я играю в теннис три раза в неделю». Он говорит, что играет в теннис три раза в неделю.
Он говорит: «Я завта буду играть в теннис». Он говорит, что завтра будет играть в теннис.
Он говорит: «Я вчера играл в теннис». Он говорит (что) вчера играл в теннис.

89. Read the conversation. Find and translate the sentences with reported speech. Act out the conversation.
Ann: Hello! Lovely morning, isn’t it?
Mother: Yes, it’s nice, isn’t it?
Ann: Dad, you look too serious for a sunny morning. What has happened? … Sorry, I don’t understand.
Mother: Dad says that he has lost his voice.
Ann: What? He has lost his voice. Is he making fun of us? It can’t be true.
Mother: He says he isn’t making fun of us. It isn’t a joke. Unfortunately he really has lost his voice.
Ann: But how did it happen?
Mother: He says he went to a basketball match yesterday. He shouted so much that he lost his voice.
Ann: Dad, you are a real fan! Did they win?
Mother: Dad says that they lost.
Ann: It’s a pity. Don’t worry, Dad! They’ll win next time. Here is a nice cup of tea. Would you like some toast and marmalade?
Mother: He says he would like some toast and honey.
Ann: Why honey?
Mother: He says that honey is good for his throat.

Прочтите разговор. Найдите и переведите предложения с косвенной речью. Разыграйте разговор.
Энн: Здравствуйте! Прекрасное утро, не правда ли?
Мама: Да, хорошо, правда?
Энн: Папа, ты выглядишь слишком серьезным для солнечного утра. Что произошло? … Извините, я не понимаю.
Мама: Папа говорит, что потерял голос.
Энн: Что? Он потерял голос. Он шутит с нами? Это не может быть правдой.
Мама: Он говорит, что не смеется над нами. Это не шутка. К сожалению, он действительно потерял голос.
Энн: Но как это случилось?
Мама: Он говорит, что вчера ходил на баскетбольный матч. Он так много кричал, что потерял голос.
Энн: Папа, ты настоящий фанат! Они выиграли?
Мама: Папа говорит, что они проиграли.
Энн: Жалко. Не волнуйся, папа! В следующий раз они выиграют. Вот чашка хорошего чая. Хочешь тостов и мармелада?
Мама: Он говорит, что хочет тостов и меда.
Энн: Почему мед?
Мать: Он говорит, что мед полезен для его горла.

Ответ:

1. Dad says that he has lost his voice. − Папа говорит, что потерял голос.
2. He says he isn’t making fun of us. − Он говорит, что не шутит над нами.
3. He says he went to a basketball match yesterday. − Он говорит, что вчера ходил на баскетбольный матч.
4. Dad says that they lost. − Папа говорит, что они проиграли.
5. He says he would like some toast and honey. − Он говорит, что хочет тостов и меда.
6. He says that honey is good for his throat. − Он говорит, что мед полезен для его горла.

90. Read and remember.
При переводе прямой речи в косвенную следует в первую очередь обращать внимание на грамматическое время глагола в главном предложении (Он / Она говорит … Он / Она сказал(а) ... .
Если в главном предложении глагол употреблён в present simple (says, answers, states, …), то в придаточном предложении (как и в русском языке) английский глагол не изменяется во времени:

He says: “I speak English and French.” He says that he speaks English and French.
She answers: “I prefer tea with milk.” She answers that she prefers tea with milk.

Если же в главном предложении глагол употреблён в past simple (said, answered, stated, …), то в придаточном предложении глагол употребляется в одном из прошедших времён. При этом глагол в придаточном предложении меняется следующим образом:

He said: “I play tennis 3 times a week.” (the present simple) He said / told me that he played tennis 3 times a week. (the past simple)
He said: “I will play tennis tomorrow.” (the future simple) He said / told me that he would play tennis the next day. (the future−in−the−past)
He said: “I played tennis yesterday.” (the past simple) He said / told me that he had played tennis the day before. (the past perfect)

Если же в главном предложении глагол употреблён в past simple, то употреблённые в придаточном предложении модальные глаголы также изменяются:
shall → should
will → would
can → could
may → might
must → had to

He said: “I can speak German.” He said that he could speak German.
She said: “I must visit her.” She said that she had to visit her.

При переводе прямой речи в косвенную меняются также слова, обозначающие место и время действия:
today → that day
tonight → that night
yesterday → the day before
tomorrow → the next day
(a week) ago → (a week) before
last year → the year before
next year → the following year
this evening → that evening
now → then
this → that
these → those
here → there

Прочитай и запомни.
При переводе прямой речи в косвенную следует в первую очередь обращать внимание на грамматическое время глагола в главном предложении (Он / Она говорит … Он / Она сказал(а) ... .
Если в главном предложении глагол употреблён в present simple (says, answers, states, …), то в придаточном предложении (как и в русском языке) английский глагол не изменяется во времени:

Он говорит: «Я говорю по−английски и по−французски». Он говорит, что говорит по−английски и по−французски.
Она отвечает: «Я предпочитаю чай с молоком». Она отвечает, что предпочитает чай с молоком.

Если же в главном предложении глагол употреблён в past simple (said, answered, stated, …), то в придаточном предложении глагол употребляется в одном из прошедших времён. При этом глагол в придаточном предложении меняется следующим образом:

Он сказал: «Я играю в теннис 3 раза в неделю». (настоящее простое) Он сказал / сказал мне, что играет в теннис 3 раза в неделю. (простое прошлое)
Он сказал: «Я буду играть в теннис завтра». (будущее простое) Он сказал / сказал мне, что будет играть в теннис завтра. (будущее−в−прошлом)
Он сказал: «Я вчера играл в теннис». (простое прошлое) Он сказал / сказал мне, что играл в теннис вчера. (прошлое совершенное)

Если же в главном предложении глагол употреблён в past simple, то употреблённые в придаточном предложении модальные глаголы также изменяются:
shall → should
will → would
can → could
may → might
must → had to

Он сказал: «Я могу говорить по−немецки». Он сказал, что может говорить по−немецки.
Она сказала: «Я должна ее навестить». Она сказала, что должна ее навестить.

При переводе прямой речи в косвенную меняются также слова, обозначающие место и время действия:
today → that day
tonight → that night
yesterday → the day before
tomorrow → the next day
(a week) ago → (a week) before
last year → the year before
next year → the following year
this evening → that evening
now → then
this → that
these → those
here → there

91. Say the following sentences in reported speech.
Example: Alice said: “I’ll phone tomorrow.” − Alice said that she would phone the next day.
1. The journalist said: “TV plays an important role in people’s lives.”
2. The teenager says: “I don’t feel lonely because I love reading.”
3. Mr Smith said: “I can’t imagine my morning without a cup of coffee and The Times.”
4. The correspondent said: “The Internet makes people spend more time on−line and less time communicating face−to−face.”
5. The teacher said to us: “You must complete the answer sheet for this test.”
6. Jim said: “Last month we went to the mountains. It was great.”
7. Alice says: “Tomorrow I’ll collect all the necessary information on this issue.”
8. “E−books will replace paper books in the future,” Simon told me.
9. “I bought these postcards by chance,” Angela said to us.
10. “Fifty years ago no one knew about computers and the Internet,” he said.

Произнесите следующие предложения в косвенной речи.
Пример: Алиса сказала: "Я позвоню завтра". − Алиса сказала, что завтра позвонит.
1. Журналист сказал: "Телевидение играет важную роль в жизни людей".
2. Подросток говорит: "Я не чувствую себя одиноким, потому что люблю читать".
3. Г−н Смит сказал: "Я не могу представить свое утро без чашки кофе и The Times".
4. Корреспондент сказал: "Интернет заставляет людей проводить больше времени в сети и меньше − на общение лицом к лицу".
5. Учитель сказал нам: "Вы должны заполнить бланк ответов для этого теста".
6. Джим сказал: "В прошлом месяце мы ездили в горы. Это было здорово."
7. Алиса говорит: "Завтра соберу всю необходимую информацию по этому поводу".
8. "Электронные книги в будущем заменят бумажные", − сказал мне Саймон.
9. "Я купила эти открытки случайно", − сказала нам Анджела.
10. "Пятьдесят лет назад никто не знал о компьютерах и Интернете", − сказал он.

Ответ:

1. The journalist said that TV played an important role in people’s lives.
2. The teenager says that he doesn’t feel lonely because he loves reading.
3. Mr Smith said that he couldn’t imagine his morning without a cup of coffee and The Times.
4. The correspondent said that the Internet made people spend more time on−line and less time communicating face−to−face.
5. The teacher said to us that we had to complete the answer sheet for this test.
6. Jim said that the month before they had gone to the mountains and it had been great.
7. Alice says that the next day she will collect all the necessary information on this issue.
8. Simon told me that e−books would replace paper books in the future.
9. Angela said to us that she had bought these postcards by chance.
10. He said that fifty years ago no one had known about computers and the Internet.

Перевод:

1 . Журналист сказал, что телевидение играет важную роль в жизни людей.
2. Подросток говорит, что он не чувствует себя одиноким, потому что любит читать.
3. Мистер Смит сказал, что он не может представить свое утро без чашки кофе и The Times.
4. Корреспондент сказал, что Интернет заставляет людей проводить больше времени онлайн и меньше времени на общение лицом к лицу.
5. Учитель сказал нам, что мы должны заполнить бланк ответов для этого теста.
6. Джим сказал, что в прошлом месяцн они ездили в горы, и это было великолепно.
7. Алиса говорит, что завтра она соберет всю необходимую информацию по этому вопросу.
8. Саймон сказал мне, что электронные книги заменят бумажные книги в будущем.
9. Анджела сказала нам, что она купила эти открытки случайно.
10. Он сказал, что пятьдесят лет назад никто не знал о компьютерах и Интернете.

92. a) What did Kate say? Listen and tick (√) the correct sentences.
“I don’t have much time for reading.”
“I can’t dance.”
“I go swimming regularly.”
“I prefer reading adventure stories.”
“I fell asleep very late yesterday.”
“The book was interesting.”
“I put the book aside late at night.”
“It was 2 am already.”
“I was really sleepy the next day.”
b) Answer the question using reported speech. What did Kate tell us?
Example: Kate told us that she didn’t have much time for reading.

а) Что сказала Кейт? Прослушайте и отметьте (√) правильные предложения.
«У меня мало времени на чтение».
«Я не умею танцевать».
«Я регулярно хожу плавать».
«Я предпочитаю читать приключенческие рассказы».
«Вчера я заснула очень поздно».
«Книга была интересной».
«Я отложила книгу поздно вечером».
«Было уже 2 часа ночи».
«На следующий день я была очень сонной».
b) Ответьте на вопрос, используя косвенную речь. Что нам сказала Кейт?
Пример: Кейт сказала нам, что у нее мало времени на чтение.

Аудио к заданию:

I like reading, but I don't have much time for it. There's lots of homework to do. Besides, I go swimming three times a week. And I also go to the dancing club on Saturdays. But I still try to spend every free minute on reading. I like detective stories. Yesterday I wanted to read for a while befor going to sleep. The book was really interesting. I got involved and put it aside only when I had read to the very end and found out who had thought up the cunning plan. It was 2am already. Next morning it was very difficult for me to get up and I was really sleepy during the first two lessons.

Я люблю читать, но у меня мало на это времени. Есть много домашних заданий. Кроме того, я хожу плавать три раза в неделю. А еще по субботам хожу в танцевальный клуб. Но все же стараюсь каждую свободную минуту тратить на чтение. Я люблю детективы. Вчера я хотела немного почитать перед сном. Книга была действительно интересной. Я увлеклась и отложила ее только тогда, когда дочитала до самого конца и узнала, кто придумал хитрый план. Было уже 2 часа ночи. На следующее утро мне было очень трудно вставать, и первые два урока я очень хотела спать.

Ответ:

a)
“I don’t have much time for reading.” √
“I can’t dance.”
“I go swimming regularly.” √
“I prefer reading adventure stories.”
“I fell asleep very late yesterday.” √
“The book was interesting.” √
“I put the book aside late at night.” √
“It was 2 am already.” √
“I was really sleepy the next day.” √
b)
Kate told us that she didn’t have much time for reading.
Kate told us that she went swimming regularly.
Kate told us that she had fallen asleep very late the day before.
Kate told us that the book had been interesting.
Kate told us that she had put the book aside late at night.
Kate told us that it had been 2 am already.
Kate told us that she had been really sleepy the following day.

Перевод:

a)
«У меня мало времени на чтение». √
«Я не умею танцевать».
«Я регулярно хожу плавать». √
«Я предпочитаю читать приключенческие рассказы».
«Вчера я заснула очень поздно». √
«Книга была интересной». √
«Я отложила книгу поздно вечером». √
«Было уже 2 часа ночи». √
«На следующий день я была очень сонной». √
b)
Кейт сказала нам, что у нее не так много времени на чтение.
Кейт рассказала нам, что регулярно ходит плавать.
Кейт рассказала нам, что вчера заснула очень поздно.
Кейт сказала нам, что книга была интересной.
Кейт сказала нам, что отложила книгу поздно вечером.
Кейт сказала нам, что было уже 2 часа ночи.
Кейт сказала нам, что на следующий день ей очень хотелось спать.

93. Look back at Sarah’s and Robin’s opinion on reading books (Ex.77). Choose one of them and report what was written there.
Example: Sarah said that … .

Вспомните мнение Сары и Робин о чтении книг (Упражнение 77). Выберите одно из них и сообщите, что там написано.
Пример: Сара сказала, что….

Ответ:

Sarah:
1. Sarah said that her classmates preferred going to discos, playing computer games or watching TV.
2. Sarah said that she was a shy person and she wasn't very sociable.
3. Sarah said that she had few friends but she didn’t feel lonely because of the books.
4. Sarah said that when she was a little girl and couldn't read at all, she had loved turning the pages over and over, looking at the pictures and wondering what the story was about.
5. Sarah said that she had started reading when she was six.
6. Sarah said that she had also loved books about space travel.
7. Sarah said that her friends read a lot too and they were interesting to talk to.
Robin:
1. Robin said that there were a lot of books in his home library.
2. Robin said that his parents and grandparents had collected them for many years.
3. Robin said that his parents had tried to teach him to read when he was a small boy. Robin said that he had preferred playing with his friends to reading boring books.
4. Robin said that they were given a lot of homework, so he had to read about history and literature, biology and geography.
5. Robin said that some time ago his father had bought him an electronic reader and it had a function for listening to audiobooks.

Перевод:

Сара:
1. Сара сказала, что ее одноклассники предпочитают ходить на дискотеки, играть в компьютерные игры или смотреть телевизор.
2. Сара сказала, что она застенчивый человек и не очень общительная.
3. Сара сказала, что у нее мало друзей, но она не чувствовует себя одинокой из−за книг.
4. Сара сказала, что когда она была маленькой девочкой и совсем не могла читать, ей нравилось перелистывать страницы снова и снова, рассматривать картинки и гадать, о чем эта история.
5. Сара сказала, что начала читать, когда ей было шесть лет.
6. Сара сказала, что ей также нравились книги о космических путешествиях.
7. Сара сказала, что ее друзья тоже много читают и с ними интересно поговорить.
Робин:
1. Робин сказал, что в его домашней библиотеке много книг.
2. Робин сказал, что его родители, бабушка и дедушка собирали их много лет.
3. Робин сказал, что его родители пытались научить его читать, когда он был маленьким мальчиком. Робин сказал, что предпочитал играть с друзьями чтению скучных книг.
4. Робин сказал, что им дают много домашних заданий, поэтому ему приходится читать об истории и литературе, биологии и географии.
5. Робин сказал, что некоторое время назад его отец купил ему электронную книгу, в которой есть функция слушать аудиокниги.

94. Read and translate the sentences. Remember the verbs that are used to report speech.
The doctor explained to me that it was necessary to stick to a diet and take the medicine.
Kate suggested going to the cinema at the weekend.
James thought that he would have time to read the essay once more.
The girl offered me a cup of coffee.
My mother reminded me to take my umbrella. It looked like rain.
Bess asked me to help her with the project.
The psychologist advised the teenagers to be more careful when they used social networks.

Прочтите и переведите предложения. Запомните глаголы, которые используются для обозначения речи.
The doctor explained to me that it was necessary to stick to a diet and take the medicine.
Kate suggested going to the cinema at the weekend.
James thought that he would have time to read the essay once more.
The girl offered me a cup of coffee.
My mother reminded me to take my umbrella. It looked like rain.
Bess asked me to help her with the project.
The psychologist advised the teenagers to be more careful when they used social networks.

Ответ:

Врач объяснил мне, что нужно соблюдать диету и принимать лекарства.
Кейт предложила сходить в кино на выходных.
Джеймс подумал, что у него будет время еще раз прочитать эссе.
Девушка предложила мне чашку кофе.
Моя мать напомнила мне взять зонтик. Выглядело, что будет дождь.
Бесс попросила меня помочь ей с проектом.
Психолог посоветовал подросткам быть осторожнее при использовании социальных сетей.

95. Read the story. Transform all the phrases in direct speech into reported speech.
Use: told, asked, thought, explained, added, answered.
Mark Twain, a famous American writer, made a lecture tour of cities and towns. One day, he came to a small town. In the afternoon he went to a shop to buy some paper. The shopkeeper was a talkative man. So he asked Mark Twain when he had come to the town.
“Yes, I came to the town yesterday. I’m here for the first time. I haven’t walked around the city yet. However, I see it is lovely and green,” Mark Twain answered.
“Yes, our town is nice. And you’ve chosen a good time to come,” the shopkeeper said. Mark Twain gave the shopkeeper a questioning look.
“Mark Twain, a famous writer, is going to give a lecture at the writer’s club this evening. You simply must visit his lecture,” said the shopkeeper. Mark Twain smiled.
“But all the tickets for his lecture are sold out. So you will have to stand,” the shopkeeper continued.
“I always have to stand whenever that fellow gives a lecture!” said Mark Twain with a laugh.

Прочитайте историю. Преобразуйте все фразы прямой речи в косвенную речь.
Используйте: рассказал, спросил, подумал, объяснил, добавил, ответил.
Марк Твен, известный американский писатель, совершил поездку по городам с лекциями. Однажды он приехал в небольшой город. Днем он пошел в магазин, чтобы купить бумаги. Лавочник был разговорчивым человеком. Поэтому он спросил Марка Твена, когда тот приехал в город.
"Да, вчера я приехал в город. Я здесь впервые. По городу еще не гулял. Однако я вижу, что он красивый и зеленый," − ответил Марк Твен.
"Да, у нас хороший город. И вы выбрали подходящее время," − сказал продавец. Марк Твен вопросительно посмотрел на продавца.
"Знаменитый писатель Марк Твен сегодня вечером прочтет лекцию в писательском клубе. Вы просто обязаны посетить его лекцию," − сказал продавец. Марк Твен улыбнулся.
"Но все билеты на его лекцию распроданы. Так что тебе придется стоять," − продолжил продавец.
"Я всегда должен стоять, когда этот парень читает лекцию!" сказал Марк Твен со смехом.

Ответ:

1. Mark Twain answered that he had come to the town the day before. He also said that he was here for the first time and hadn’t walked around the city yet. But he noticed that it was lovely and green.
2. The shopkeeper agreed that their town was nice. And he also said that Mark Twain had chosen a good time to come.
3. The shopkeeper explained that Mark Twain, a famous writer, was going to give a lecture at the writer’s club that evening. And he advised the man to visit his lecture.
4. The shopkeeper added that all the tickets for his lecture were sold out and he would have to stand.
5. Mark Twain answered with a laugh that he always had to stand whenever that fellow gave a lecture.

Перевод:

1. Марк Твен ответил, что он приехал в город накануне. Он также сказал, что он здесь впервые и еще не ходил по городу. Но он заметил, что он прекрасный и зеленый.
2. Продавец согласился, что их город хорош. И он также сказал, что Марк Твен выбрал хорошее время, чтобы приехать.
3. Продавец пояснил, что Марк Твен, известный писатель, собирается дать лекцию в клубе писателя в этот вечер. И он посоветовал человеку посетить его лекцию.
4. Продавец добавил, что все билеты на его лекцию распроданы, и ему придется стоять.
5. Марк Твен ответил со смехом, что ему всегда приходится стоять всякий раз, когда этот парень дает лекцию.

96. Do you know a funny story about a famous person? Share it with your classmates.

Вы знаете забавную историю об известном человеке? Поделись с одноклассниками.

Ответ:

Nasreddin and the Beggar
Direct speech:
One day, Nasreddin was up on the roof of his house, mending a hole in the tiles. He had nearly finished, and he was pleased with his work. Suddenly, he heard a voice below call "Hello!" When he looked down, Nasreddin saw an old man in dirty clothes standing below.
"What do you want?" asked Nasreddin.
"Come down and I'll tell you," called the man.
Nasreddin was annoyed, but he was a polite man, so he put down his tools. Carefully, he climbed all the way down to the ground.
"What do you want?" he asked, when he reached the ground.
"Could you spare a little money for an old beggar?" asked the old man. Nasreddin thought for a minute.
Then he said, "Come with me." He began climbing the ladder again. The old man followed him all the way to the top. When they were both sitting on the roof, Nasreddin turned to the beggar.
"No," he said.
Reported speech:
One day, Nasreddin was up on the roof of his house, mending a hole in the tiles. He had nearly finished, and he was pleased with his work. Suddenly, he heard a voice below call "Hello!" When he looked down, Nasreddin saw an old man in dirty clothes standing below.
Nasreddin asked what he wanted.
The man asked Nasreddin to come down and he would tell him.
Nasreddin was annoyed, but he was a polite man, so he put down his tools. Carefully, he climbed all the way down to the ground.
Nasreddin asked what the man wanted, when he reached the ground.
The old man asked Nasreddin if he could spare a little money for him. Nasreddin thought for a minute.
Then he asked to come with him. He began climbing the ladder again. The old man followed him all the way to the top. When they were both sitting on the roof, Nasreddin turned to the beggar.
Then he said that he coudn't.

Перевод:

Насреддин и нищий
Прямая речь:
Однажды Насреддин был на крыше своего дома, заделывая дыру в черепице. Он почти закончил и остался доволен своей работой. Внезапно он услышал голос внизу, кричащий "Привет!" Когда он посмотрел вниз, Насреддин увидел стоящего внизу старика в грязной одежде.
"Чего ты хочешь?" − спросил Насреддин.
"Спустись, я тебе скажу", − позвал мужчина.
Насреддин был раздражен, но он был вежливым человеком, поэтому отложил свои инструменты. Он осторожно спустился на землю.
"Чего ты хочешь?" − спросил он, когда спустился на землю.
"Не могли бы вы поделиться деньгами со старым нищим?" спросил старик. Насреддин задумался на минуту.
Затем он сказал: "Пойдем со мной". Он снова начал подниматься по лестнице. Старик последовал за ним до самого верха. Когда они оба сели на крышу, Насреддин повернулся к нищему.
"Нет", − сказал он.
Косвенная речь:
Однажды Насреддин поднялся на крышу своего дома, заделывая дыру в черепице. Он почти закончил и остался доволен своей работой. Внезапно он услышал голос внизу, кричащий "Привет!" Когда он посмотрел вниз, Насреддин увидел стоящего внизу старика в грязной одежде.
Насреддин спросил, что ему нужно.
Мужчина попросил Насреддина спуститься, и он ему все расскажет.
Насреддин был раздражен, но он был вежливым человеком, поэтому отложил свои инструменты. Он осторожно спустился на землю.
Насреддин спросил, чего человек хочет, когда спустился на землю.
Старик спросил Насреддина, может ли он дать ему немного денег. Насреддин задумался на минуту.
Затем он попросил пойти с ним. Он снова начал подниматься по лестнице. Старик последовал за ним до самого верха. Когда они оба сели на крышу, Насреддин повернулся к нищему.
Затем он сказал, что не может.

97. Work in pairs. а) Interview your classmate about the books he / she likes.
Ask your partner the following questions.
1.What do you usually do in your free time?
2.Do you like reading?
3.What is your favourite book?
4.Do you prefer printed books or e−books? Why?
b) Report on the results of your interview using reported speech.
Use: said, told me, explained to me, thought etc.
Example: Sergey told me that he usually browsed the Internet, watched films or did sports in his free time. He said that he liked reading science fiction. He thought that he didn’t have a favourite book. He explained to me that he preferred e−books.

Работа в парах. а) Расспросите своего одноклассника о книгах, которые ему нравятся.
Задайте своему партнеру следующие вопросы.
1. Чем вы обычно занимаетесь в свободное время?
2. Ты любишь читать?
3. Какая ваша любимая книга?
4. Вы предпочитаете печатные книги или электронные книги? Почему?
b) Сообщите о результатах вашего интервью, используя косвенную речь.
Используйте: сказал, сказал мне, объяснил мне, подумал и т. д.
Пример: Сергей рассказал мне, что в свободное время обычно ходит в Интернет, смотрит фильмы или занимается спортом. Он сказал, что любит читать научную фантастику. Он думает, что у него нет любимой книги. Он объяснил мне, что предпочитает электронные книги.

Ответ:

b)
Oksana told me that she usually browsed the Internet, watched films or rode her bike in her free time. She said that she liked reading fantasy. She thought that she didn’t have a favourite book. She explained to me that she preferred paper books.

Перевод:

b)
Оксана рассказала мне, что в свободное время она обычно ходит в Интернет, смотрит фильмы или катается на велосипеде. Она сказала, что любит читать фэнтези. Она думает, что у нее нет любимой книги. Она объяснила мне, что предпочитает бумажные книги.

98. Read and remember
Для передачи в косвенной речи вопросов чаще всего используются глаголы ask, want to know, wonder в past simple.
Для передачи в косвенной речи общих вопросов используется один из названных глаголов и союз if / whether. При этом порядок слов в вопросе становится прямым.
General questions

Direct Reported
She asked me: “Are you tired?” She asked me if I was tired.
She said: “Does your little brother like drawing?” She wanted to know whether my little brother liked drawing.
He wondered: “Will you come to the school party tomorrow?” He wondered if I would come to the school party the next day.
He said: “Has Andy phoned?” He wanted to know whether Andy had phoned.

Для передачи в косвенной речи специальных вопросов используются вопросительные слова when, where, how etc, порядок слов становится прямым.
Wh−questions (Special questions)

Direct Reported
She said: “Where have they been?” She wanted to know where they had been.
She said: “What exam will you take tomorrow?” She asked me what exam I would take the next day.
He said: “How much does the book cost?” He wondered how much the book cost.
He said: “Why do you want to become a journalist?” He asked me why I wanted to become a journalist.

Прочтите и запомните
Для передачи в косвенной речи вопросов чаще всего используются глаголы спросить, хотеть знать, полюбопытствовать в Простом Прошедшем.
Для передачи в косвенной речи общих вопросов используется один из названных глаголов и союз if / whether. При этом порядок слов в вопросе становится прямым.
Общие вопросы

Прямая речь Косвенная речь
Она спросила меня: "Ты устал?" Она спросила меня, устал ли я.
Она сказала: "Твой младший брат любит рисовать?" Она хотела знать, любит ли мой младший брат рисовать.
Он полубопытствовал: "Ты придешь завтра на школьную вечеринку?" Он интересовался, приду ли я на школьную вечеринку на следующий день.
Он сказал: "Энди звонил?" Он хотел знать, звонил ли Энди.

Для передачи в косвенной речи специальных вопросов используются вопросительные слова when, where, how etc, порядок слов становится прямым.
Wh−вопросы (Специальные вопросы)

Прямая речь Косвенная речь
Она сказала: "Где они были?" Она хотела знать, где они были.
Она сказала: "Какой экзамен ты будешь сдавать завтра?" Она спросила меня, какой экзамен я буду сдавать завтра.
Он сказал: "Сколько стоит книга?" Он поинтересовался, сколько стоит книга.
Он сказал: "Почему ты хочешь стать журналистом?" Он спросил меня, почему я хочу стать журналистом.

99. Read the conversation between the characters of the story ‘The Adventure of Three Students’ by Arthur Conan Doyle. Transform the phrases into reported speech.
…“Did you leave your key in the door?” asked Holmes.
“Yes, sir, I left my key in the door,” answered Bannister.
“When did you come into the room?”
“It was about half past four. It is Mr Soames’ tea time.”
“How long did you stay?”
“Mr Soames was out so I went out at once.”
“Did you look at these papers on the table?”
“No, sir − certainly not. I didn’t look at the papers.”
“Why did you leave the key in the door?”
“I had the tea−tray in my hands.”

“Thanks,” said Holmes. “Can I visit the students now?”
“Yes, their rooms are the oldest in the college and many visitors come to see them. I will go with you,” said Mr Soames.

Прочтите беседу между персонажами рассказа Артура Конан Дойля "Приключение трех студентов". Превратите фразы в косвенную речь.
… "Ты оставил свой ключ в двери?" − спросил Холмс.
"Да, сэр, я оставил свой ключ в двери", − ответил Баннистер.
"Когда вы вошли в комнату?"
"Было около половины пятого. Время для чая мистера Сомса."
"Как долго ты тут оставался?"
"Мистера Сомса не было дома, поэтому я сразу же вышел."
"Вы смотрели эти бумаги на столе?"
"Нет, сэр, конечно, нет. Я не смотрел бумаги."
"Почему ты оставил ключ в двери?"
"У меня в руках был поднос с чаем."

"Спасибо," − сказал Холмс. "Могу я навестить студентов сейчас?"
"Да, их комнаты − самые старые в колледже, и их посещает много посетителей. Я пойду с вами," − сказал мистер Сомс.

Ответ:

Holmes asked if Bannister had lelf his key in the door.
Bannister answered that he had left his key in the door.
Holmes wondered When Bannister had come into the room.
Bannister said that it had been about half past four and it was Mr Soames’ tea time.
Holmes asked how long he had stayed.
Bannister said that Mr Soames had been out so he had gone out at once.
Holmes asked if he had looked at those papers on the table.
Bannister answered that he hadn't looked at the papers.
Holmes wondered why he had left the key in the door.
Bannister said that he had had the tea−tray in his hands.
Holmes thanked him and wanted to know if he could visit the students then.
Mr Soames said that their rooms were the oldest in the college and many visitors came to see them. He suggested going with him. (He said he would go with him.)

Перевод:

Холмс спросил, оставил ли Баннистер ключ в двери.
Баннистер ответил, что оставил свой ключ в двери.
Холмс полюбопытствовал, когда Баннистер вошел в комнату.
Баннистер сказал, что было около половины пятого и это было время для чая мистера Сомса.
Холмс спросил, как на долго он оставался.
Баннистер сказал, что мистера Сомса не было, поэтому он сразу же ушел.
Холмс спросил, смотрел ли он те бумаги на столе.
Баннистер ответил, что он не смотрел бумаги.
Холмс удивился, почему он оставил ключ в двери.
Баннистер сказал, что поднос с чаем был у него в руках.
Холмс поблагодарил его и спросил, сможет ли он тогда навестить студентов.
Г−н Сомс сказал, что их комнаты самые старые в колледже, и к ним приходит много посетителей. Он предложил пойти с ним. (Он сказал, что пойдет с ним.)

100. Read and remember.
Для передачи в косвенной речи предложений в повелительном наклонении
(просьбы, приказы, советы) используются глаголы: ask, advise, order, remind, teach, tell, warn и другие в present simple и past simple:
She said, “Please close the window.” → She asked me to close the window.
He always says, “Don’t worry.” → He always advises us not to worry.
“Remember, you should go for a walk every day,” the doctor said. → The doctor reminded him to go for a walk every day.
“Jim, don’t be late tomorrow,” the coach said. → The coach warned Jim not to be late the next day.

Прочтите и запомните.
Для передачи в косвенной речи предложений в повелительном наклонении
(просьбы, приказы, советы) используются глаголы: спросить, посоветовать, приказать, напомнить, научить, велеть, предостерегать и другие в Настоящем простом и Прошедшем простом времени:
Она сказала, “Пожалуйста закройте окно.” → Она попросила меня закрыть окно.
Он всегда говорит: "Не волнуйся". → Он всегда советует не волноваться.
"Помните, вы должны гулять каждый день", − сказал врач. → Врач напомнил ему, чтобы он гулял каждый день.
"Джим, не опаздывай завтра", − сказал тренер. → Тренер предупредил Джима, чтобы он не опаздывал на следующий день.

101. Complete the sentences.
Example: “Don’t draw in your textbooks!” The teacher warned us … − The teacher warned us not to draw in our textbooks.
1. “Speak louder, John.” − The teacher asked John … .
2. “Mark, could you open the window?” − Alice asked Mark … .
3. “Don’t play computer games late at night.” − The doctor told Kevin … .
4. “First collect the information for your project.” − The teacher reminded us … .
5. “Don’t tell anyone about the incident.” − Jane asked me … .
6. “Watch the film!” − The journalist advised the audience … .
7. “Don’t share the information with Jim.” − Sally warned him … .

Закончите предложения.
Пример: "Не рисуйте в учебниках!" Учитель предупредил нас… − Учитель предупредил, чтобы мы не рисовали в наших учебниках.
1. "Говори громче, Джон." − попросила учительница у Джона….
2. "Марк, ты можешь открыть окно?" − спросила Алиса Марка….
3. "Не играйте в компьютерные игры поздно вечером." − Врач сказал Кевину….
4. "Сначала соберите информацию для своего проекта." − Учитель напомнил нам….
5. "Не говори никому об инциденте." − Джейн спросила меня….
6. "Посмотрите фильм!" − Журналист посоветовал аудитории….
7. "Не делись этой информацией с Джимом." − Салли предупредила его….

Ответ:

1. The teacher asked John to speak louder.
2. Alice asked Mark to open the window.
3. The doctor told Kevin not to play computer games late at night..
4. The teacher reminded us to collect the information for our project.
5. Jane asked me not to tell anyone about the incident.
6. The journalist advised the audience to watch the film.
7. Sally warned him not to share the information with Jim.

Перевод:

1. Учитель попросил Джона говорить громче.
2. Алиса попросила Марка открыть окно.
3. Врач сказал Кевину не играть в компьютерные игры поздно ночью.
4. Учитель напомнил нам собрать информацию для нашего проекта.
5. Джейн попросила меня никому не рассказывать об инциденте.
6. Журналист посоветовал зрителям посмотреть фильм.
7. Салли предупредила его не делиться этой информацией с Джимом.

102. Read the texts. Say in which texts you can find information about:
1.the role books play in people’s lives;
2.the places where the first printed books appeared;
3.the way people got the news in the past;
4.the advantages of e−books.
A. Radio, television and the Internet, the great inventions of the 20th century, have not made printed books less important. The books transfer to us the knowledge of the past, they help us deal with the present, and they teach us how to build a better future.
B. Books, newspapers, tabloids and magazines are so common these days that we cannot imagine the world without them. But five hundred years ago, nothing like them existed: most people in one place knew almost nothing about what was happening a hundred miles away, and nothing about foreign countries. Information was mostly transferred by travellers who used to tell stories about the places they had seen.
C. These days e−books are getting more and more popular. E−books can have not only text and pictures, but also audio and even video. The reader can choose to read or to listen to the audio version. E−books are cheaper than printed books; sometimes it is even possible to find free e−books online and download them. Also, they are more convenient for travelling as it’s possible to take several books or even a whole library on the trip. However, printed books are still loved by people. They have lots of advantages as well.
D. Ivan Fyodorov in Russia, Gutenberg in Germany and Caxton in England began to print books in the 15th century, the same century in which Columbus discovered America.
Columbus discovered a new world; but the printers opened up a new world of thoughts and knowledge that changed the lives of millions everywhere.

Прочтите тексты. Скажите, в каких текстах вы можете найти информацию о:
1. роль, которую книги играют в жизни людей;
2. места, где появились первые печатные книги;
3. способ, которым люди получали новости в прошлом;
4. преимущества электронных книг.
A. Радио, телевидение и Интернет, великие изобретения 20−го века, не сделали печатные книги менее значимыми. Книги передают нам знания прошлого, они помогают нам справляться с настоящим и учат нас, как построить лучшее будущее.
B. Книги, газеты, таблоиды и журналы настолько распространены в наши дни, что мы не можем представить мир без них. Но пятьсот лет назад ничего подобного не существовало: большинство людей в одном месте почти ничего не знали о том, что происходило за сотню миль от них, и ничего о других странах. Информацию в основном передавали путешественники, которые рассказывали истории о местах, которые они видели.
C. В наши дни электронные книги становятся все более популярными. Электронные книги могут содержать не только текст и картинки, но также аудио и даже видео. Читатель может выбрать чтение или прослушивание аудиоверсии. Электронные книги дешевле печатных; иногда даже можно найти в Интернете бесплатные электронные книги и скачать их. Кроме того, они более удобны для путешествий, так как в поездку можно взять несколько книг или даже целую библиотеку. Однако печатные книги по−прежнему нравятся людям. У них также есть много преимуществ.
D. Иван Федоров в России, Гутенберг в Германии и Кэкстон в Англии начали печатать книги в 15 веке, в том же веке, в котором Колумб открыл Америку.
Колумб открыл новый мир; но печатники открыли новый мир мыслей и знаний, которые повсюду изменили жизни миллионов людей.

Ответ:

1 − A, 2 − D, 3 − B, 4 − C.

103. Work in pairs. Find out which of the facts from the text were new to your partner.
Interview each other with the following questions.
1.Did you know that …?
2.Was the information about … new to you?
3.Have you learned any new facts from the text? Etc.
Report on the results of your interview.
Example: I asked Marina if she had learned any new facts from the text. She answered that … .

Работа в парах. Узнайте, какие факты из текста были новыми для вашего партнера.
Задайте друг другу следующие вопросы.
1. Знаете ли вы, что ...?
2. Была ли информация о … новой для вас?
3. Узнали ли вы какие−нибудь новые факты из текста? И т.п.
Сообщите о результатах вашего собеседования.
Пример: Я спросил Марину, узнала ли она что−то новое из текста. Она ответила, что …

Ответ:

1. I asked Olga if she had known that she had known first printed books had appeared in 15th century. She answered that it was a new fact to her.

2. I asked Kirill if the information about e−books had been new for him. He said that he hadn't known that e−books had audio and even video.
3. I asked Dima if he had learnt any new facts from the text. He answered the fact that information had been mostly transferred by travellers was new to him.

Перевод:

1. Я спросил Ольгу, знала ли она, что первые печатные книги появились в 15 веке. Она ответила, что для нее это новый факт.
2. Я спросил Кирилла, не нова ли для него информация об электронных книгах. Он сказал, что не знал, что в электронных книгах есть аудио и даже видео.
3. Я спросил Диму, узнал ли он что−то новое из текста. Он ответил, что тот факт, что информация в основном передавалась путешественниками, для него в новинку.

104. Work in groups. Make a list of advantages and disadvantages of e−books and printed books. Give your reasons. Share your list with the classmates.
Use: have a whole library in a small device, be cheap / expensive, it’s possible to change the letter size, can be read in the dark, be safe for your eyes, notes can be made in the margins, be eco−friendly / damage the environment, be easy / heavy to carry, not to take up much room, can be read in different places, can be lent and borrowed, work with battery which needs to be charged / doesn’t need to be charged etc.

Работа в группах. Составьте список преимуществ и недостатков электронных и печатных книг. Назовите свои причины. Поделитесь своим списком с одноклассниками.
Используйте: иметь целую библиотеку на небольшом устройстве, быть дешевым / дорогим, можно изменить размер букв, можно читать в темноте, быть безопасным для глаз, можно делать заметки на полях, будь экологически чистый / наносить ущерб окружающей среде, быть легким / тяжелым для переноски, не занимать много места, может читаться в разных местах, может быть дан во временное пользование и одолжен, работа с аккумулятором, который необходимо заряжать / не нужно заряжать и т. д.

Ответ:

Nowadays e−books are becoming more popular. Teenagers prefer to have this device to reading paper books. E−books can have not only text and pictures, but also audio and even video. They're quite expensive but in this small piece of technology you can have a whole library. That's why as a result it's cheaper that paper books. Moreover it’s possible to change the letter size and can be read in the dark. But on the other hand many people think that paper books are safe for your eyes and eco−friendly. In paper books notes can be made in the margins.
In my opinion the most convenient thing about an e−book is that it's not heavy to carry and it can be read in different places.
Of course e−books work with battery which needs to be charged, but I guess, it's not a problem because we charge our mobiles anyway.
In a conclusion, I would say that in general it doesn't matter what book you choose − e−book or a paper one, but you should remember that reading has to be an important part of your life.

Перевод:

В настоящее время все более популярными становятся электронные книги. Подростки предпочитают это устройство чтению бумажных книг. Электронные книги могут содержать не только текст и картинки, но также аудио и даже видео. Они довольно дорогие, но с помощью этого небольшого кусочка технологии у вас может быть целая библиотека. Поэтому в результате они дешевле бумажных книг. Кроме того, можно изменить размер букв и их можно читать в темноте. Но с другой стороны, многие думают, что бумажные книги безопасны для глаз и экологичны. В бумажных книгах можно делать пометки на полях.
На мой взгляд, самое удобное в электронной книге то, что она не тяжелая и ее можно читать в разных местах.
Конечно, электронные книги работают от аккумулятора, который нужно заряжать, но я думаю, это не проблема, потому что мы все равно заряжаем свои мобильные телефоны.
В заключение я бы сказал, что в целом неважно, какую книгу вы выберете − электронную или бумажную, но вы должны помнить, что чтение должно быть важной частью вашей жизни.