482EC1 2025 

Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бе́ргена. (2)Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. (3)Но особенно хороши горные леса около моря.

(4)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. (5)Она собирала в корзину еловые шишки.

– (6)Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– (7)Дагни, – вполголоса ответила девочка.

(8)Она ответила так не от испуга, а от смущения. (9)Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– (10)Вот беда! – сказал Григ. – (11)Мне нечего тебе подарить. (12)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (13)Слушай, Дагни, я придумал. (14)Я подарю тебе одну интересную вещь. (15)Но только не сейчас, а лет через десять.

– (16)Ой, как долго!

– (17)Понимаешь, мне нужно её ещё сделать. (18)Но такие вещи не дарят маленьким детям. (19)Я делаю подарки для взрослых. (20)Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (21)А теперь давай корзину. (22)Ты её едва тащишь.

(23)Дагни вздохнула. (24)Она протянула Григу корзину, которая действительно была тяжёлая.

(25)Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– Ну, теперь ты добежишь сама. (26)Как же ты узнаешь о моём подарке? (27)В Норвегии много девочек с таким именем, как у тебя. (28)Как зовут твоего отца?

– (29)Хагеруп, – ответила Дагни.

«(30)Я напишу музыку, – решил Григ, – на заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни – дочери лесника Хагерупа, когда ей исполнится восемнадцать лет».

(31)В восемнадцать лет Дагни окончила школу. (32)По этому случаю отец отправил её погостить к своей сестре Магде. (33)Однажды тётушка предложила сходить на концерт. (34)Дагни впервые слушала симфоническую музыку. (35)Вдруг ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

(36)Дядюшка и тётушка смотрели на Дагни не то с ужасом, не то
с восхищением.

– (37)Что случилось? – спросила Дагни.

– (38)Слушай!

(39)Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

– Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Дагни по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

(40)Сначала она ничего не понимала. (41)Внутри у неё шумела буря. (42)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок
и в ответ ему сотнями переливчатых голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр. (43)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. (44)Да, это был её лес, её родина! (45)Её горы, песни рожков, шум её моря!

(46)Так, значит, это был он! (47)Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. (48)Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! (49)Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

(50)Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. (51)С каким стремительно бьющимся сердцем она хотела бы побежать к этому человеку
и сказать: «Спасибо за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892‒1968) – известный советский писатель, классик отечественной литературы.

Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Встретившись с Эдвардом Григом в лесу, маленькая Дагни сразу поняла, что перед ней великий композитор.

2) Эдвард Григ помог Дагни собрать корзину еловых шишек.

3) Повзрослевшая Дагни часто посещала концерты симфонической музыки.

4) Дядюшка и тётушка первыми поняли, что музыка композитора посвящена Дагни.

5) Музыка Эдварда Грига помогла Дагни почувствовать, как прекрасны её родные края.

Ответ:

45

Номер: BACFFC 1 (482EC1)

Задание №2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1) Она собирала в корзину еловые шишки.

2) Дагни впервые слушала симфоническую музыку.

3) Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями переливчатых голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

4) Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками.

5) Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!

Ответ:

35

Номер: 5405D8 2 (482EC1)

Задание №3. Впишите правильный ответ.
В предложениях 1‒5 найдите синоним к словам «шуршание, шорох». Выпишите этот синоним.

Ответ:

шелест

Номер: 9EAD52 3 (482EC1)

Задание №4. Дайте развернутый ответ.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка помогли автору передать выразительность музыки?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «С каким стремительно бьющимся сердцем она хотела бы побежать к этому человеку и сказать: “Спасибо за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какое влияние оказывает на человека музыка?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Номер: E932C5 4 (482EC1)