17710A 2025
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. (2)Много людей прошло за тридцать два года через её класс. (3)Строгим, но справедливым человеком прослыла она.
(4)Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. (5)Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. (6)Как только послышалась трескотня мотоциклетных моторов, учительница строго сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе. (7)Фронт проходил совсем недалеко от села. (8)Где-то рядом громыхали бои. (9)Части Красной армии укрепились за рекой, а колхозники собрали партизанский отряд и ушли в лес. (10)Школьники носили им туда еду, рассказывали, где
и когда были замечены немцы.
(11)Ребята ещё не успели спрятаться, как на школьный двор забежали три запылённых немца. (12)Они бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы.
(13)Ксения Андреевна шагнула вперёд и прикрыла собой ребят.
– (14)Что вы хотите? – спросила учительница и строго посмотрела
в глаза немцу. (15)Её спокойный взгляд смутил фашиста.
– (16)Кто такое ви? (17)Отвечать сию минуту! (18)Я говорить по-русски.
– (19)Я понимаю и по-немецки, – тихо отвечала учительница, – но говорить мне с вами не о чем. (20)Это мои ученики. (21)Вы можете опустить ваш автомат.
(22)Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкнули в класс.
– (23)Сидеть на место! – крикнул начальник.
(24)Но бледные ребята стояли и смотрели на учительницу.
– (25)Садитесь, ребята, – негромким голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.
– (26)Теперь каждый меня будет слушать! – рявкнул начальник.
(27)И, коверкая слова, фашист стал говорить ребятам о том, что в лесу скрываются партизаны, и он это прекрасно знает, и ребята тоже это прекрасно знают. (28)И теперь ребята должны сказать начальнику, где они спрятались. (29)Если ребята скажут, всё будет хорошо. (30)Если ребята не скажут, всё будет очень плохо.
– (31)Теперь я буду слушать каждый! – закончил свою речь немец.
(32)Ребята сидели не шелохнувшись.
– (33)Может быть, вы всё-таки подумаете и сами скажете мне всё, что надо? – тихо спросил начальник по-немецки у учительницы, вплотную подойдя к ней. – (34)Дети не поймут, говорите по-немецки.
– (35)Я никогда не была там и не знаю, где это.
(36)Фашист, схватив Ксению Андреевну за плечи, грубо потряс её:
– Кто такое! – закричал немец. – (37)Если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять сперва вашу упрямую учительницу. (38)А потом – всякий, кто не скажет. (39)Я начинал считать! (40)Раз!…
(41)Он схватил Ксению Андреевну за руку и рванул её к стене класса. (42)Класс загудел. (43)Вдруг на задней парте поднялся Костя Рожков
и поднял руку:
– Она правда не знает!
– (44)А кто знай?
– (45)Я знаю… – громко и отчётливо сказал Костя.
– (46)Рожков, зачем ты говоришь неправду? – проговорила Ксения Андреевна.
– (47)Я правду говорю, – сказал Костя и посмотрел в глаза учительнице.
– (48)Костя… – начала Ксения Андреевна. (49)Но Рожков перебил её:
– Ксения Андреевна, я сам знаю…
(50)Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив белую голову на грудь. (51)Костя вышел к доске, поднял руку с мелком.
– (52)Вот, глядите сюда, – зашептал он, – я покажу.
(53)Немец подошёл к нему и наклонился, чтобы лучше рассмотреть, что показывает мальчик. (54)И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил чёрную гладь доски. (55)Доска резко повернулась в своей раме, взвизгнула
и с размаху ударила фашиста по лицу. (56)Он отлетел в сторону, а Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом. (57)Фашист, схватившись за разбитое лицо, без толку палил в доску.
(58)Напрасно… (59)За классной доской было окно, выходившее
к обрыву над рекой. (60)Костя, не задумываясь, прыгнул в открытое окно, бросился с обрыва в реку и поплыл к другому берегу.
(61)В это время, заслышав пальбу на селе, из леса выскочили партизаны.
(62)Прошло не более пятнадцати минут, и в класс, куда снова ввалились взволнованные ребята, партизаны привели троих обезоруженных немцев.
(63)В класс вошла учительница. (64)Она ходила на берег узнать, благополучно ли доплыл Костя Рожков. (65)Немцы, сидевшие за передней партой, с удивлением посмотрели на вскочившего командира.
– (66)Встать! – закричал на них командир. – (67)У нас в классе полагается вставать, когда учительница входит. (68)Не тому вас, видно, учили!
(69)И два фашиста послушно поднялись.
(70)Ксения Андреевна заняла своё место за столом, у которого она выучила за тридцать два года много хороших людей. (71)А сейчас перед столом Ксении Андреевны, рядом с классной доской, пробитой пулями, мялся длиннорукий рыжеусый верзила, нервно оправлял куртку, мычал что-то и прятал глаза от строгого взгляда старой учительницы.
– (72)Стойте как следует, – сказала Ксения Андреевна, – что вы ёрзаете? (73)Теперь потрудитесь отвечать на мои вопросы.
(74)И долговязый фашист, оробев, вытянулся перед учительницей.
(По Л.А. Кассилю*)
* Лев Абрамович Кассиль (1905‒1970) ‒ советский писатель и сценарист.
Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ксении Андреевне было 32 года.
2) При встрече с вооружёнными фашистами Ксения Андреевна прекрасно владела собой, была внешне абсолютно спокойна.
3) Школьники помогали отряду партизан, скрывавшемуся в лесу.
4) Костя Рожков не выдержал испытания, струсил и захотел рассказать немцам всё, что знал о партизанском отряде.
5) Услышавшие пальбу в селе партизаны сумели обезвредить немцев за короткое время.
Ответ:
235
Номер: DFEC6D 1 (17710A)
Задание №2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.
1) Её спокойный взгляд смутил фашиста.
2) – Садитесь, ребята, – негромким голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.
3) И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил чёрную гладь доски.
4) Он отлетел в сторону, а Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом.
5) Фашист, схватившись за разбитое лицо, без толку палил в доску.
Ответ:
24
Номер: 74EF34 2 (17710A)
Задание №3. Впишите правильный ответ.
В предложениях 70‒73 найдите разговорное слово с лексическим значением «высокий, нескладный человек». Выпишите это слово.
Ответ:
верзила
Номер: 078075 3 (17710A)
Задание №4. Дайте развернутый ответ.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для речевой характеристики героев?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 50 текста: «Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив белую голову на грудь».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратным и разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие качества проявляются у людей в экстремальных ситуациях?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Номер: EADE4A 4 (17710A)