2A5BCC
(1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.
(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
– (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел.
(11)Она стала листать классный журнал.
– (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?
(13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.
– (16)Встань! – приказала Павлику немка. – (17)Это правда?
(18)Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19)Как раз о немецком я его и не спрашивал.
(20)Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(29)Почти год держал он меня в отчуждении. (30)Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. (31)Ничего не получалось – Павлик не хотел этого. (32)Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости – прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.
(По Ю.М. Нагибину*)
* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дружба с Павликом привела к тому, что рассказчик привык к моральному соглашательству.
2) Мягкий и покладистый Павлик на деле оказался очень принципиальным человеком.
3) Рассказчик не выучил стихотворение, потому что Павлик забыл сообщить ему об этом задании.
4) Павлик презирал малодушие и не хотел иметь друга-предателя.
5) В поступке рассказчика на уроке немецкого языка не было ничего такого, что могло бы вызвать осуждение.
Ответ:
24 / 42
11. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
5) Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда.
Ответ:
12 / 21
Фразеологизм (фразеологический оборот, речевой оборот) — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
1. Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
НИ С ТОГО НИ С СЕГО. Неизм.
Неожиданно, без видимых причин, неизвестно откуда, почему.
2. Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
НА СВОЕЙ ШКУРЕ. Прост. Экспрес.
Самому, самостоятельно (убедиться, испытать и т. п.).
12. Лексический анализ.
В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
Ответ:
дуться
(24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду».
13.3) Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что самое ценное в дружбе?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Определение
Дружба - понятие многогранное и в то же время очень простое и ясное.
Дружба - это ваше пристанище, отдушина, источник поддержки и понимания.
Ответ на вопрос темы
Что самое ценное в дружбе?
Самое ценное в дружбе – это преданность.
Пример из литературы
Пример из литературы
Е. Чепилка «Друзья» (см. текст «Саша и Женя дружат…»)
Саша и Женя были преданными друзьями детства. Они вместе ходили в школу, учили уроки, играли, поддерживали друг друга в трудных ситуациях. Особенно ярко их преданность проявилась в ситуации, связанной с велосипедом. Когда Женя нечаянно сломал новый велосипед Саши, тот поступил как настоящий друг: он не стал ябедничать своим родителям на Женю, а взял всю вину на себя. Однако Женя совсем не был рад этому, ему казалось, что он подвёл товарища. И только покупка нового велосипеда смогла очистить совесть Жени. Мы видим, что оба мальчика сохранили преданность друг другу.
Вывод
Таким образом, нет преданности – нет дружбы.