8CEBB1
(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.
(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.
(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.
(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу в равной степени интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
(По Л.Е. Улицкой*)
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Илья, Саня и Миха плохо учились, поэтому занимали самые низкие позиции в иерархии класса.
2) Миха учился играть на пианино.
3) Мурыгин и Мутюкин принесли в класс котёнка.
4) Миха спас котёнка от собаки по пути в школу.
5) Илья, Саня и Миха стали друзьями, потому что были друг другу интересны.
Ответ:
45 / 54
11. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
5) Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок.
Ответ:
45 / 54
Метафора - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства (употребление слова в переносном значении).
4. Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
5. Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок.
12. Лексический анализ.
В предложениях 15–17 найдите фразеологизм со значением «от одного к другому». Выпишите этот фразеологизм.
Ответ:
изруквруки
(16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки.
ИЗ РУК В РУКИ. Неизм.
1. Непосредственно кому-либо, без посредников, лично.
2. От одного к другому, от одних к другим.
13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык ...обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь».
13.3) Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что лежит в основе настоящей дружбы?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Определение
Дружба - это высшая нравственная ценность, это близкие взаимоотношения между людьми.
Ответ на вопрос темы
Что лежит в основе настоящей дружбы?
Мне кажется, в основе настоящей дружбы лежат общие интересы, схожесть характеров, взаимопонимание и взаимопомощь.
Пример из литературы
Е. Чепилка «Друзья» (см. текст «Саша и Женя дружат…»)
Пример истинной дружбы мы находим в рассказе современной российской писательницы Е. Чепилки. Саша и Женя дружат с раннего детства. Они вместе ходят в школу, учат уроки, играют, поддерживают друг друга и проявляют заботу. Когда Женя нечаянно сломал новый велосипед Саши, тот поступил как настоящий друг: он не стал ябедничать своим родителям на Женю, а взял всю вину на себя. Однако Женя совсем не был рад этому, ему казалось, что он подвёл товарища. И только покупка нового велосипеда смогла очистить совесть Жени. Мы видим, что оба мальчика поступили достойно и благородно: каждый из них действовал не в своих интересах, а в интересах друга.
Вывод
Таким образом, без понимания и поддержки дружба развалится.