786278   2023

(1)Приятели называли его тюфяком. (2)За его медлительность, неповоротливость и неловкость. (3)То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. (4)Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
(5)А в его груди билось благородное сердце рыцаря. (6)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. (7)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. (8)Он был безымянным рыцарем. (9)Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена ‒ Ричард, или Родриго, или Айвенго. (10)Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.
(11)Трудно провести границу между осенью и зимой. (12)Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. (13)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. (14)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.
(15)И вот на льду появляются первые смельчаки. (16)Лёд прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. (17)А счастливая звезда иногда подводит.
(18)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. (19)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
(20)Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:
‒ Тонет! (21)Тонет!
‒ (22)Кто тонет? ‒ не спеша спросил тюфяк.
‒ (23)Не видишь, что ли? ‒ огрызнулся Димка. ‒ (24)Пацан тонет. (25)Под лёд провалился. (26)Что стоишь?
(27)Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» (28)Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.
(29)Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
(30)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. (31)Лёд слегка прогнулся, но не треснул. (32)Вероятно, у берега он был крепче.
(33)Димка Ковалёв оживился. (34)Он снова стал махать руками и кричать:
‒ Заходи справа! (35)Осторожно! (36)Не топай ножищами, а то сам…
(37)Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
(38)А тюфяк шагал по льду. (39)Он не слышал криков. (40)Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить ни слова.
(41)Около полыньи на льду образовалась лужа. (42)Он дошёл до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. (43)Ботинок сразу зачерпнул воду. (44)Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.
(45)Но это не остановило его. (46)Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
(47)Теперь Ковалёв уже не кричал и не размахивал руками, а напряжённо выжидал, что будет дальше. (48)Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лёд.
(49)Наконец первоклассник очутился на льду. (50)Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. (51)Зубы его стучали, а по лицу текли слёзы.
(52)Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.
‒ (53)Ты ноги промочил, ‒ сказал он товарищу, ‒ беги домой, а пацана я сам доведу.
(54)Тюфяк посмотрел на спасённого им паренька, перевёл взгляд на мокрые ботинки и сказал:
‒ Валяй!
(55)Ковалёв схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.
(56)На другой день в актовом зале состоялась общая линейка. (57)Тюфяк протиснулся между ребятами и встал в заднем ряду.
(58)В это время заговорил директор школы. (59)Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.
(60)Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. (61)В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт ‒ никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. (62)Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно. (63)В конце концов он и сам поверил, что Димка ‒ герой вчерашнего происшествия, ведь он первым заметил тонущего. (64)И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.
(65)Линейка кончилась. (66)Ребятам велели расходиться по классам.
(67)А когда начался урок, тюфяк взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке стал рисовать рыцаря…
(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1922–1995) – русский советский писатель, сценарист, автор книг для подростков и юношества.

 Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Главного героя называли тюфяком, потому что он был полным, медлительным, неловким.
2) Звучное имя Вася очень подходит рыцарю.
3) Димка Ковалёв кричал, размахивал руками, давал советы однокласснику по спасению мальчика, чтобы заглушить свой страх.
4) Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд.
5) Тюфяк из скромности никому не сказал правды.

Ответ:

135

11. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.
2) Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.
3) Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.
4) Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
5) На другой день в актовом зале состоялась общая линейка.

Ответ:

13

12. Лексический анализ.
В предложениях 1‒4 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Ответ:

написаноналице

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 5 текста: «А в его груди билось благородное сердце рыцаря».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3  Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека его нравственный выбор?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Определение

Нравственный выбор - это решение, которое принял человек, руководствуясь голосом совести, любовью к ближнему, представлениями о том, что хорошо, а что плохо.

Ответ на вопрос темы

Как характеризует человека его нравственный выбор?
Делая нравственный выбор, человек раскрывает перед окружающими своё истинное лицо. Если выбор сделан в пользу добра, то это характеризует человека с положительной стороны, а если в пользу зла, то с отрицательной.

Пример из литературы

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Истинное лицо офицера Швабрина раскрылось в тот момент, когда Белогорскую крепость, где он служил, захватил отряд под предводительством Пугачёва. Когда перед Швабриным встал выбор - перейти на сторону беглого казака или сохранить верность присяге, то он выбрал первое, показав тем самым свою трусливую, подлую и предательскую натуру.

Вывод

 Таким образом, очень многое можно сказать о человеке по тому, что он выбирает.