6033A9
(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смущение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.
(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.
(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.
(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19) Преображение.
(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.
(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей.
(По Т.Н. Толстой*)
* Толста́я Татьяна Никитична (род. в 1951 г.) – современная писательница, телеведущая, филолог.
10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Театр для девочки был любимым видом искусства.
2) Театр – это живые актёры, и любящие театр зрители прощают им несовершенства в обмен на искусство.
3) В театральном искусстве есть условности, которые представлялись девочке фальшивыми и чуждыми.
4) От кино рассказчица ждёт преображения, чуда, и наступает миг, когда экран превращается в целый мир.
5) В кинотеатре часто можно встретить нарядных дам, там удобные сиденья и всегда чисто.
Ответ:
234
11. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4) А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.
5) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
Ответ:
34 / 43
3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4) А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.
12. Лексический анализ.
Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
волнение
13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».
13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. Кино для тех, кто любит сны и чудеса».
13.3) Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каковы признаки настоящего искусства?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Определение
Настоящее искусство – это такое искусство, которое волнует душу и даёт ощущение счастья.
Ответ на вопрос темы
Каковы признаки настоящего искусства?
Настоящее искусство способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
Пример из литературы
А. Лиханов «Детская библиотека» (см. текст «На столе в комнатушке...»)
Во власти настоящего искусства оказался мальчик Коля. В какой-то момент он увлёкся чтением книг. Книги переносили его в неведомые миры. Он представлял себя на месте литературных героев, проживал их жизнь в своём воображении и даже сочинял собственные сюжеты. Чтение книг подарило мальчику ни с чем не сравнимую радость.
Вывод
Таким образом, соприкосновение с настоящим искусством способно осчастливить человека. Главное - найти именно тот вид искусства, который будет отвечать вашим интересам и желаниям.