27c3cc

(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.

(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

(7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей.

(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...

(11)В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. (12)Швырнул портфель. (13)Разделся. (14)И сразу за стол. (15)На тарелке лежал розовый кружок колбасы. (16)Я съел его мгновенно. (17)Он растаял во рту. (18)Его как бы и не было. (19)Я сказал:

– Мало. (20)Хочу ещё.

– (21)Мама промолчала. (22)Я повторил свою просьбу. (23)Она подошла к окну. (24)Потом, не оглядываясь, тихо сказала:

– Больше нет... колбасы.

(25)Я встал из-за стола. (26)Я даже не сказал «спасибо». (27)Мало! (28)Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна. (29)Я подумал, что она, наверное, разглядывает что-то, и тоже подошёл к окну. (30)Но ничего не увидел. (31)Я хлопнул дверью – мало! – и ушёл.

(32)Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет. (33)И негде взять. (34)И она уже отдала тебе свой кусок... (35)Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. (36)Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. (37)И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости.

(38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.

(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».

(42)Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери.

(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48)Они распирают мне грудь, стучат в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.

(50)Прости меня, родная!

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

10. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мама умеет скрывать свою боль и страдания.
2) Мама не дала сыну ещё колбасы, потому что он вёл себя грубо.
3) Рассказчик пожалел плачущую мать.
4) Рассказчик повёл себя эгоистично и жестоко по отношению к маме.
5) Став взрослым, рассказчик раскаялся в своём проступке.

Ответ:

145

11. Анализ средств выразительности.
 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.
2) Я встал из-за стола, не сказав «спасибо».
3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.
4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.
5) Он [кружок колбасы] растаял во рту.

Ответ:

45 / 54

Метафора - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства (употребление слова в переносном значении).
4. Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.
5. Он [кружок колбасы] растаял во рту.

12. Лексический анализ.
В предложениях 4–10 найдите антоним к слову «тяжело». Выпишите этот антоним.

Ответ:

легко

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом».

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Прости меня, родная!»

13.3) Как Вы понимаете значение выражения ЛЮБОВЬ К РОДИТЕЛЯМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как нужно относиться к родителям?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Определение

Родители занимают в жизни человека важное место.
Любовь к родителям – это глубокое чувство привязанности, которое испытывает ребёнок к отцу и матери.

Ответ на вопрос темы

 Как нужно относиться к родителям?
К родителям мы должны относиться с чуткостью, заботой и благодарностью, потому что они дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас.
Нужно всегда помнить о том, что наше равнодушие, грубость и жестокость тяжело ранят сердце самых близких людей.

Примеры из литературы

К. Г. Паустовский «Телеграмма»
Главная героиня этого рассказа, девушка Настя, совсем забыла о том, что её старенькая мама, живущая вдалеке от неё, нуждается не столько в регулярных денежных переводах, сколько в живом внимании от своей единственной дочери. К сожалению, осознание этого пришло к Насте слишком поздно, когда матери уже не стало.

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
Русский офицер Жилин, оказавшийся в татарском плену, очень беспокоился за свою старенькую мать, сердце которой могло не выдержать такую новость. Поэтому, когда татары приказали ему написать домой письмо, известив мать о выкупе, он указал на конверте неправильный адрес, чтобы письмо не попало в руки старушки. В этом проявилась любовь сына к матери и забота о ней.

Н. А. Татаринцев (см. текст «Всё началось на перемене…»)
Петруха Васильев не поддержал своих одноклассников, когда те решили сбежать с урока химии, не потому, что был подхалимом или трусом, как посчитали ребята. Причина состояла в том, что у его матери было больное сердце и ей нельзя было волноваться. Петруха понимал, что после побега с урока директор начнёт вызвать в школу родителей. Но это могло плохо обернуться для его мамы, чего он никак не мог допустить. Этим поступком мальчик проявил к своей маме любовь, чуткость и заботу.

Вывод

Таким образом, нужно дарить своим родителям радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.