358B85

(1)Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. (2)Ведь дружат не только они, но и их папы и мамы. (3)Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. (4)Они настоящие друзья, и всё у них ладится. (5)Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит? (6)Это большое счастье – иметь настоящих друзей.

(7)Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал, – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком.

– (8)Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – (9)Хочешь, дам тебе покататься? (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.

(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14)Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15)И вдруг – бабах!

(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал. (18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал новый Сашин велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…

(20)А к клумбе уже спешил встревоженный Саша. (21)Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. (22)Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и молча пошёл к дому. (23)Такого между друзьями ещё не бывало.

(24)Всю ночь Женя плохо спал, а утром заглянул в комнату отца, ведь только с ним можно поделиться своим горем.

(25)Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.

– (26)Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.

(27)После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28)Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29)Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

(31)Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32)Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.

– (33)А кто разбил велосипед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Странно.

(37)Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. (38)Как всё удачно! (39)Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. (40)Не выдал его родителям. (41)Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. (42)Досталось же бедняге, наверное.

(43)Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. (44)У двери стоял Саша. (45)Молчит. (46)И Женя молчит. (47)Сейчас они только смотрят друг на друга. (48)Да и зачем им слова? (49)И так всё ясно.

(50)Великая вещь – дружба.

(По Е. Чепилке*)

* Чепилка Елена – современная российская писательница, автор многих детских рассказов.

10. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Жене родители купили новый велосипед, а Саша по неосторожности разбил его.
2) Друзья всегда приходили друг другу на помощь.
3) Саша не стал говорить родителям, что случилось с велосипедом.
4) Отец помог Жене искупить свою вину перед другом.
5) Саша не хотел больше общаться с Женей.

Ответ:

24

11. Анализ средств выразительности.
 Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
2) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?
3) После уроков Женя летел домой как на крыльях.
4) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
5) Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед.

Ответ:

45

12. Лексический анализ.
В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

Ответ:

радостно весело

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией».

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Великая вещь – дружба».

13.3) Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Определение

 Сложно представить человеческую жизнь без дружбы.
Дружба - это высшая нравственная ценность, без которой жизнь человека обедняется. 

Ответ на вопрос темы

 Какого человека можно назвать настоящим другом?
Настоящий друг тот, кто всегда поймёт тебя и поддержит в трудной ситуации. Он достойно пройдёт все испытания и подтвердит дружбу своей преданностью.

Примеры из литературы

 Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
Вспомним также героиню сказки Г. Х. Андерсена - девочку Герду. Когда её друг Кай попал в беду , она не отвернулась от него, а, наоборот, не задумываясь, отправилась на его поиски. Ей пришлось преодолеть множество препятствий. На её пути встречались и злые разбойники, и хитрая колдунья; ей приходилось мёрзнуть и голодать. И только благодаря преданному сердцу эта хрупкая девочка смогла освободить своего друга из плена Снежной королевы.
Е. Рудаков (см. текст «Мы ехали на охоту...»)
Ещё одну историю о настоящем друге рассказывает в одном из своих произведений Е. Рудаков. Поездка на охоту, во время которой трое друзей попали в бурю, показала главному герою, кто для него настоящий друг, а кто нет. Лев оказался эгоистом, которого совершенно не волновало, как его друг, недавно перенёсший операцию, пойдёт за подмогой. А вот Костя, наоборот, очень переживал за товарища и хотел, чтобы тот остался в машине. Но когда им всё-таки пришлось пойти вместе, Костя всячески поддерживал своего друга на протяжении всего пути и ни разу не упрекнул в том, что тот является для него обузой.

Вывод

Таким образом, для настоящих друзей никакие трудности и испытания не страшны.