B1EF9E
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?
– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.
– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
– (19)Что значит «ляпнет»?
– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.
(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
(По В.С. Токаревой*)
* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) – российская писательница и сценарист.
10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Корольков не понимал сути конфликта матери и дочери.
2) Оксане исполнилось восемнадцать лет.
3) Мама Оксаны хотела присутствовать на дне рождения дочери.
4) Корольков упрекнул Оксану в эгоистичном поведении.
5) Отец понял, что должен участвовать в воспитании дочери, потому что в юности закладывается фундамент дальнейшей жизни.
Ответ:
345
11. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
2) А осложнения, как он понимал, неизбежны.
3) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
4) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
5) Чего она мне нервы мотает?
Ответ:
35 / 53
3) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
5) Чего она мне нервы мотает?
12. Лексический анализ.
Замените просторечное слово «ляпнуть» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
сказать
13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Джонатана Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».
13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни».
13.3) Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие жизненные ценности важны?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Определение
Жизненные ценности – это то, что человек считает важным в своей жизни, это его убеждения о том, что является для него наивысшим благом.
Ответ на вопрос темы
Какие жизненные ценности важны?
Важность жизненных ценностей во многом определяется возрастом человека. Для подростков важны друзья, общение, самовыражение, для взрослых – семья, работа, для стариков – здоровье, внуки.
Примеры из литературы
И. Л. Муравьёва «Как мой дед взял Зимний (см. текст «Закрываю глаза и вижу мой переулок...»)
Для деда главной героини важной жизненной ценностью была она сама - его внучка. Он её очень любил и был готов ради неё на многое. Например, когда девочку отдали в детскую группу, дедушка каждый день не только отводил её туда, но и сидел на лавочке в мороз во время прогулки детей, для того чтобы внучка не чувствовала себя одинокой и брошенной.
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Для главной героини по имени Бухара самым важным в её жизни была дочь Мила, родившаяся с синдромом Дауна. Мать всю себя отдала воспитанию Милы. Даже будучи неизлечимо больной, Бухара приложила все усилия, чтобы устроить будущую жизнь своей девочки: нашла ей работу, новую семью и мужа.
Вывод
Таким образом, для человека важны в первую очередь те ценности, которые отвечают его потребностям и благодаря которым он чувствует себя счастливым.