5898F7
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»
(3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать – в моей комнате.
(5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.
(8)Всё обошлось благополучно. (9)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два...
(10)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.
– (12)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13)Одно-единственное?
(14)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с зерном на дерево.
– (15)Ну, пожалуйста, ещё одно. (16)Ладно?
(17)Наконец осталось последнее зерно. (18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!
(20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.
– (23)Ты здесь живёшь?
– (24)Да.
– (25)А почему здесь нет снега?
(26)Вместо ответа я повернул выключатель. (27)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.
– (28)Где ты взял кусочек солнца? (29)А это что?
– (30)Это? (31)Книги.
– (32)Что такое книги?
– (33)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (34)И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек.
– (35)Это очень хорошо. (36)А ты совсем нестрашный. (37)Кто ты?
– (38)Я Человек.
– (39)Что такое Человек?
(40)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
– (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.
(43)Синичка испуганно оглянулась.
– (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас – Человек.
– (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?
– (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50)Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать. (51)Это помогает Человеку хорошо работать. (52)Согласна?
– (53)Согласна. (54)А что такое работать?
– (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.
– (59)А чем ты помогаешь людям?
– (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.
(62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.
(По Е.И. Носову*)
* Носов Евгений Иванович (1925–2002) – известный русский советский писатель, важнейшие темы его творчества – военная и деревенская.
10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик хотел поймать синицу, чтобы она стала жить в его доме.
2) Чтобы накормить птичку, приучить её прилетать каждый день, рассказчик прикрепил к перекладинам рам линейку и разложил на ней зёрна пшеницы.
3) Синичка сначала боялась клевать зёрна, разложенные на линейке.
4) Рассказчик считал, что главная обязанность Человека – работать, помогать другим.
5) Синичка побоялась влетать в комнату рассказчика, наблюдала за ним с улицы.
Ответ:
234
11. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
2) А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.
3) Где ты взял кусочек солнца?
4) Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
5) Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать.
Ответ:
15
12. Лексический анализ.
В предложениях 18–25 найдите синоним к слову «неизвестный, незнакомый». Выпишите этот синоним.
Ответ:
неведомый
13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского философа Михаила Михайловича Бахтина: «Диалог не просто общение, но взаимодействие, в ходе которого человек открывается себе и другим, обретает и узнаёт своё человеческое лицо, научается быть человеком».
13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл данных предложений текста: «Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу».
13.3) Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым?». Дайте определение понятию ДОБРОТА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Определение
Доброта – это ценное нравственное качество, на котором держится мир.
Ответ на вопрос темы
Что значит быть добрым?
Быть добрым – это значит не делать зла, любить людей, заботиться о животных, беречь природу.
Пример из литературы
В. А. Бахревский «Пятёрка по нелюбимому предмету» (Уж если кого Серый и выделял…). Добрым можно назвать мальчика по прозвищу Серый из произведения В. А. Бахревского. Когда озеро затянулось льдом, он поместил лебедей в подвал, затопленный водой, чтобы птицы не погибли. Мальчик проявил к братьям нашим меньшим сострадание и заботу.
Вывод
Если доброта исчезнет из нашей жизни, то это приведёт к разрушению мира.