992161
(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!
(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене – вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.
(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.
(10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:
– Всё, больше я не могу. (11)Вечером я его выпущу.
(12)Лина на минуту задумалась.
– (13)И я пойду с вами.
(14)Они договорились встретиться на набережной.
(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин с жалостью смотрел на него.
– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать…
– (24)Слушай, – прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. – (25)Ещё бы день, и он был бы готов.
(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.
– (27)Да, – сказал он. – (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу.
(30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.
(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.
– (35)Мёртв, – сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.
– (36)Да, – тяжело согласился он. – (37)Поздно. (38)Ещё вчера... (39)Смотри, смотри!
(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42) Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.
– (45)Будет жить, – сказал Зыбин твёрдо.
(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
(47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.
– (51)Будет жить, – повторил Зыбин. – (52)Будет жить!
(По Ю.О. Домбровскому*)
* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский прозаик, поэт, литературный критик.
10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Зыбин достал на берегу моря большого краба, хотел его засушить и сделать сувенир.
2) Краб прожил у Зыбина под кроватью почти девять дней, пока тот не решился выпустить беднягу на волю.
3) Подруга Зыбина Лина настояла на том, чтобы он отпустил краба в море.
4) Зыбин осознал, что обрекает краба на медленную и мучительную смерть, поэтому решил выпустить его в море.
5) Попав снова в море, краб сначала не шевелился, но потом ожил и стал медленно двигаться в воде.
Ответ:
145
11. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
3) Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн.
4) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
5) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
Ответ:
34 / 43
Метафора - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства (употребление слова в переносном значении).
3. Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн.
4. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
12. Лексический анализ.
Замените разговорное слово «страшно» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
очень
13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Будет жить, – повторил Зыбин. – Будет жить!»
13.3) Как Вы понимаете значение выражения ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается ответственность за свои поступки?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Определение
Ответственность за свои поступки – это важное нравственное качество, которое показывает зрелость человека.
Ответ на вопрос темы
В чём заключается ответственность за свои поступки?
Каждый человек должен уметь нести ответственность не только за других, но и за самого себя.
Ответственность за свои поступки заключается в способности давать отчет в своих действиях и отвечать за их возможные последствия.
Человек, который обладает данным качеством, умеет анализировать своё поведение, признавать и исправлять собственные ошибки.
Пример из литературы
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Гринёв, осознавая ответственность за собственные поступки, принимает решение отдать долг офицеру Зурину, несмотря на то что тот выиграть эти деньги нечестным путём.
Вывод
Таким образом, умение нести ответственность за свои поступки необходимо каждому из нас, ведь его отсутствие свидетельствует о незрелости личности и слабости характера.