5245D1
(1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову – за ум и отличные успехи.
(3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради пятёрки говорить столько, сколько тянуло на эту самую пятёрку. (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась – злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал.
(13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.
(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.
(20)Конечно, пятёрка!
(21)Учительница Клара Ниловна говорит:
– Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (22)У меня вопрос. (23)Кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?
(25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой:
– Наталья! (26)Хочешь одну вещь покажу?
– (27)Покажи! – удивилась Лоскутикова.
(28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.
– (30)Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут.
(31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.
– (32)Тут вода! – поёжилась Лоскутикова возмущённо.
(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.
– (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова.
– (36)Самые настоящие, – погордился Серый.
– (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как!
(39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…
(По В.А. Бахревскому*)
* Бахревский Владислав Анатольевич (род. в 1936 г.) – советский и российский писатель, поэт, классик детской литературы.
10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Учителя не считали Сергея способным.
2) Сергей не любил Наталью Лоскутикову, потому что пятёрки к ней липли, как мухи на сладкое.
3) В подвале жили лебеди, которых Сергей спас от гибели.
4) Сергей разочаровался в Наталье, которая продемонстрировала своё равнодушие к живым существам.
5) Лоскутикова ничего не знала о жизни лебедей в зимний период.
Ответ:
34
11. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) В первую голову – за ум и отличные успехи.
2) Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную.
3) Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.
4) – Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут.
5) Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.
Ответ:
12 / 21
1) В первую голову – за ум и отличные успехи.
2) Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную.
12. Лексический анализ.
В предложениях 30–36 найдите разговорное слово с лексическим значением «виднеться в отдалении». Выпишите это слово.
Ответ:
маячили / маячить
13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Самуила Яковлевича Маршака: «Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи».
13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…»
13.3) Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие поступки характеризуют доброго человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Определение
Доброта – это главное нравственное качество, на котором держится мир.
Ответ на вопрос темы
Какие поступки характеризуют доброго человека?
Добрый человек посадит дерево, покормит бездомное животное, защитит от хулиганов того, кто слабее, навестит бабушку, объяснит однокласснику сложную тему. Невозможно перечислить все поступки, которые характеризуют доброго человека, потому что для совершения добра всегда найдётся повод.
Пример из литературы
А. И. Куприн «Чудесный доктор» Профессор Пирогов помог совершенно незнакомому человеку, которого случайно встретил в парке. Он мог пройти мимо, но что-то подсказало ему, что у незнакомца случилась какая-то беда. Узнав о болезни ребёнка, Пирогов, будучи доктором, незамедлительно предложил свою помощь. Поступок профессора характеризует его как человека с большим и добрым сердцем.
Вывод
В мире, где много зла, жестокости и эгоизма, всегда встретится тот, кто нуждается во внимании, заботе и помощи. Так давайте не будем равнодушными друг к другу!