F36076
(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.
(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков,
у телевизора сидел, а на тройку ответил!
(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.
(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
– Драться, конечно, нехорошо. (18)А всё-таки смелый какой, а! (19)Ниже на две головы, а пошёл в наступление! (20)Решился! (21)Такой
в огне не сгорит и в воде не утонет!
(22)Вот до чего доводит любовь!
(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют. (24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Без царя в голове я, что ли? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.
(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!
(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.
– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.
– (36)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады.
(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..
(По А.Г. Алексину*)
* Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
10. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герою-рассказчику нравится, что все в семье его восхваляют.
2) Сестра героя-рассказчика работает в строительном институте.
3) Герою-рассказчику хочется, чтобы его принимали в семье таким, каков он есть на самом деле.
4) Любовь и чрезмерная забота родителей сделали героя-рассказчика эгоистичным и чёрствым.
5) Герой-рассказчик считает несправедливым, что родители гордятся им, а не сестрой Людмилой.
Ответ:
35 / 53
11. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
3) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.
4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
5) Без царя в голове я, что ли?
Ответ:
4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
5) Без царя в голове я, что ли?
12. Лексический анализ.
Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
ударил
13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Леонида Семёновича Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума».
13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«– 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады.
Вот вам и всё! Они очень рады. А я?..»
13.3) Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Определение
Жизненные ценности – это то, что человек считает важным в своей жизни, это его убеждения о том, что является для него наивысшим благом.
Ответ на вопрос темы
Что такое жизненные ценности?
Жизненные ценности являются для человека теми ориентирами, которые способны привести его к счастью. К таким ценностям относятся любовь, дружба, семья, дети.
Пример из литературы
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Молодой дворянин Пётр Гринёв дорожит своей любовью к Маше Мироновой. Он готов защищать честь своей возлюбленной на дуэли, вернуться в крепость, захваченную Пугачёвым, чтобы вызволить Машу из плена Швабрина. Он даже не хочет называть имя невесты на суде, чтобы не заставлять её страдать при свидетельстве о трагических событиях, связанных с захватом Белогорской крепости.
Вывод
Таким образом, жизненные ценности – это тот фундамент, на котором строятся человеческие взаимоотношения.