ГЛАВА I. Человек и его деятельность
§1. Биологическое и социальное в человеке

Задумаемся

Задание №1

Почему родственники часто похожи между собой? Можно ли преодолеть наследственную предрасположенность? Мог ли Маугли, выросший среди зверей, полноценно развиваться?

Ответ:

Родственники часто похожи между собой из-за наследственности, то есть передачи генетической информации от родителей к потомкам. Гены определяют нашу внешность, характеристики организма и некоторые психологические особенности. Наследственную предрасположенность можно преодолеть в некоторых случаях с помощью изменения условий окружающей среды, образа жизни, а также благодаря развитию медицинских технологий и генной инженерии. Однако, не все наследственные предрасположенности могут быть полностью преодолены.

Маугли, выросший среди зверей, не мог полноценно развиваться, так как ему не были доступны некоторые основные элементы человеческой культуры и образования. Он не умел говорить на человеческом языке, не знал общепринятых правил поведения и не имел навыков, необходимых для успешного взаимодействия с людьми. Маугли был лишен возможности получить образование и развивать свои интеллектуальные и социальные навыки, что существенно ограничило его развитие.

Вспомним

Задание №2

Что объединяет человека и высших животных? Чем человек отличается от представителей фауны?

Ответ:

Человек и высшие животные объединяются общим происхождением - они являются частью животного мира и имеют сходство в строении организма и некоторых функциях. Однако, человек отличается от представителей фауны рядом особенностей. В отличие от животных, человек обладает развитым интеллектом и способностью к мышлению, а также имеет возможность создавать и использовать инструменты, развивать культуру и образование, а также осуществлять сложные социальные взаимодействия.

Рассмотрим схему

Задание №1

Оцените информацию, представленную в схеме, составьте рассказ−рассуждение «Что наследуют представители животного мира».
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

Представители животного мира наследуют инстинкты - врожденные поведенческие программы, которые помогают им выживать и размножаться. Эти инстинкты включают в себя такие действия, как поиск пищи, защита от опасности, построение гнезд или нор, забота о потомстве и т.д. Инстинкты передаются генетически и могут быть усилены опытом и обучением.

Рассмотрим ситуацию

Задание №1

Какое наследственное качество помогает птенцу кукушки остаться живым и невредимым в чужом гнезде?

Ответ:

Птенец кукушки способен имитировать голоса других птиц. Кукушка откладывает яйцо в гнездо другой птицы, и когда птенец кукушки вылупляется, он начинает подражать голосам птенцов вокруг, чтобы птица-мать приняла его за своего.

Вопрос (стр.10)

Задание №1

Выскажите предположения: чем отличается в своём развитии ребёнок, воспитанный в обществе людей, от Маугли? Чем не владеет ребёнок−маугли? Почему?
Что, по вашему мнению, нужно для полноценного развития человеческого детёныша?

Ответ:

Ребенок, воспитанный в обществе людей, отличается от Маугли в своем развитии. Такой ребенок обучается языку, общается с другими людьми, получает образование и развивает свои интеллектуальные и социальные навыки. Он усваивает культурные нормы и ценности, а также осознает свою принадлежность к человеческому обществу. 

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Что лежит в основе поведения животного?

Ответ:

В основе поведения животного лежат инстинкты - врожденные поведенческие программы, которые помогают животным выживать и размножаться. Эти инстинкты передаются генетически и могут быть усилены опытом и обучением.

Задание №2

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Ответ:

Для того, чтобы ребенок рос и развивался, необходимо не только обеспечить его физические потребности, такие как питание, одежда и забота, но и создать условия для его интеллектуального и социального развития. Ребенку нужно образование, возможность общаться с другими людьми, развивать свои навыки и получать поддержку со стороны родителей и общества.

Задание №3

Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Ответ:

Наследственность - это передача генетической информации от родителей к потомкам. Человек наследует биологические признаки, такие как внешность, характеристики организма и некоторые психологические особенности.

Задание №4

Приведите доказательства того, что человек является как биологическим, так и социальным (общественным) существом.

Ответ:

Человек является как биологическим, так и социальным (общественным) существом. Биологический аспект включает в себя физиологические и генетические особенности человека, в то время как социальный аспект связан с его способностью к общению, созданию культуры, развитию интеллекта и социальным взаимодействиям.

Задание №5

Прочитайте и оцените отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли». Что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом?
Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку…
— Человек! — огрызнулся Отец Волк. — Человечий детёныш! Смотри!
— Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый! — ласково сказала Мать Волчица. (Ребёнок протискивался среди волчат поближе к тёплому боку.)
— Ой! Он сосёт вместе с другими! Так вот он какой, человечий детёныш!

Ответ:

В отрывке из книги Р. Киплинга «Маугли» описывается встреча волков с человеческим детенышем, который оказывается среди них. Эта история является вымыслом, так как реальная ситуация, в которой человеческий ребенок вырастает среди волков социализированным человеком, не является типичной или возможной в реальности.

Выполняем задания

Задание №1

Сравните понятия «любознательность» и «любопытство». Можно ли считать их синонимами или это разные качества человека? Проверьте свои суждения по толковому словарю.

Ответ:

Любознательность и любопытство - это два разных качества человека. Любознательность - это желание узнать и понять новые вещи, стремление к знаниям и развитию. Любопытство - это желание узнать что-то новое, но без стремления к глубокому пониманию или углубленному изучению. Таким образом, можно сказать, что любознательность является более активным и глубоким качеством, в то время как любопытство более поверхностно.

Задание №2

Выскажите своё отношение к советам по развитию любознательности, которые приведены ниже. Какие советы вы примете во внимание? С какими можете поспорить?
• Развитие любознательности начинается с восприимчивости ума. Надо постоянно учиться и возвращаться к полученным знаниям, если что−то подзабудешь. Стоит всё время перепроверять свои знания.
• Развитие любознательности начинается тогда, когда человек пытается многое понять. Умение видеть необычное в самых привычных вещах — это основной путь к развитию своего восприятия, чувств, расширению знаний.
• Каждый любознательный человек постоянно задаётся вопросами: кто и что? где и когда? почему и как? Он никогда не успокоится, пока не найдёт на них ответы. Только так и можно понять суть объектов и явлений окружающего мира.
• Не нужно быть нетерпеливым. Даже если поначалу трудно разобраться в проблеме и нет никакого желания исследовать её дальше, стоит вернуться к ней позже. Каждый такой ярлык нетерпения закрывает дверь к чему−то новому. Даже если нет возможности заглянуть за неё сейчас, оставьте её открытой и вернитесь позже.
• Не нужно забывать, что чтение — один из главных источников знаний и эрудиции. Любознательный человек читает литературу на разные темы. Это даёт ему более цельную картину мира, мотивацию к новым знаниям.

Ответ:

Некоторые советы могут быть полезными и применимыми для развития любознательности, например, постоянное обучение и перепроверка знаний. Однако, некоторые советы могут вызывать споры, например, необходимость быть постоянно нетерпеливым или читать литературу на разные темы. Каждый человек имеет свои предпочтения и интересы, поэтому важно выбирать те советы, которые соответствуют индивидуальным потребностям и целям.

Задание №3

Объединитесь в пары. Составьте схему «Человек — биологическое и социальное существо».

Ответ:

Человек

Биологическое существо Социальное существо
Анатомические признаки животных Речь
Физиологические потребности Мышление
Инстинкты  Способность к творчеству и решению логических задач

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Соберите и обдумайте информацию о детях, которые в раннем детстве оказались среди зверей. Оцените навыки, которые они приобретали. Выскажите предположение: каковы причины того, что дети−маугли не смогли приспособиться к жизни в человеческом обществе? По итогам работы подготовьте сообщение и презентацию.

Ответ:

Слайд 1:
В нынешнее время мы можем найти множество случаев детей−маугли. Некоторые из них случайно оказались с животными, некоторые по вине взрослых.
Рассмотрим несколько случаев.
Слайд 2:
Девочка−собака
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская
Трехлетняя девочка с самого рождения жила с собаками, она гавкала, ходила на четвереньках, рычала, лакала воду из миски. На удивление девочка была здорова, стая собак оберегала ее.
Слайд 3:
Мальчик−птица
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская
Мать не хотела детей, отец бросил семью. У матери было много птиц. Мальчик−птица до 7 лет жил в одной комнате с птицами. Когда его обнаружили, он мог только чирикать и махал руками, как птицы крыльями.
Слайд 4:
Девочка−собака
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская
До 8 лет девочка жила в сарае с собакой, когда ее забрали в детский дом, она лаяла, пыталась укусить, запрыгивала на кровать, а не садилась. Убегала на прогулку не с детьми, а со стаей собак.
Слайд 5:
Мальчик−курица
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяМальчик много лет, с рождения, жил в сарае с курами. Кормил мальчика его дед. Мальчик ходил на четвереньках, хлопал руками, как крыльями, клевал зерно. После того, как его забрали врачи, он около 20 лет пролежал на больничной койке как душевнобольной, так−как врачи не знали, что делать.
Слайд 6:
Все дети, кроме мальчика−курицы, реабилитировались. Ими много и усердно занимались специалисты и добились успеха. С мальчиком−курицей все намного сложнее, так как очень много времени было упущено. Врачи предполагают, что ему уже не помочь.
Мы можем сделать вывод, что если ребенок−маугли вовремя встретит людей, то его можно будет реабилитировать, так как процесс еще обратим, и ребенка его можно социализировать.