§6. Деятельность и многообразие ее видов
Задумаемся
Задание №1
Можно ли считать игру важным видом деятельности? Действительно ли труд облагораживает человека?
Ответ:
Да, игра является важным видом деятельности. В процессе игры дети и взрослые учатся решать проблемы, развивать креативность и фантазию, развивать социальные навыки, такие как коммуникация и сотрудничество. Игра также способствует развитию психического и физического здоровья, помогает расслабиться и получить удовольствие. Игра также может использоваться в обучении, помогая детям запомнить и применить знания в практике.
Что касается труда, то он также является важным видом деятельности. Труд направлен на создание духовных и материальных ценностей и играет значимую роль в формировании личности человека. Через труд человек осваивает новые навыки, приобретает самодисциплину и ответственность. Труд также позволяет личностно развиваться, раскрыть свой потенциал и почувствовать свою значимость и вклад в общество.
Оба эти вида деятельности - игра и труд - имеют свою важность и положительное влияние на человека. Игра помогает развиваться и учиться, а труд облагораживает, позволяя человеку находить свое место в обществе и ощущать себя полезным и ценным. Оба эти вида деятельности важны для полноценного развития личности и достижения успеха в различных сферах жизни.
Вспомним
Задание №1
Какие потребности есть у человека?
Ответ:
У человека есть социальные, духовные и биологические потребности.
Социальная потребность − потребность в общении и труде.
Духовная потребность − потребность в познании окружающего мира, получении знаний и умений.
Биологическая потребность − основные потребности: сон, пища, отдых, вода, воздух.
Рассмотрим схему (стр.53)
Задание №1
Из каких элементов состоит деятельность? Кратко охарактеризуйте каждый из них.
Ответ:
- Мотив − потребность, причина деятельности.
- Цель − какой результат нужно достичь.
- Средства − при помощи чего совершается деятельность.
- Действие − какие этапы проходят.
- Результат − итог действий.
Рассмотрим изображение (стр.55)
Задание №1
Какой этап учебной деятельности показан на картинке? Подумайте, какие черты характера человека воспитывает учёба. Какие качества помогают школьнику хорошо учиться, а какие мешают?
Ответ:
Это этап действий. Дети знают, для чего они учатся в школе, а раз определились с целью и средствами, пришло время действий. Они учатся, чтобы достичь своей цели.
Учеба влияет на формирование множества черт характера у человека. Вот некоторые из них:
1. Дисциплина. Регулярное посещение уроков, выполнение заданий, сдача работ в срок помогают школьнику развивать дисциплинированность и ответственность.
2. Упорство. Хорошая учеба требует от школьника терпения и упорства. Учитель может столкнуться с различными трудностями и необходимостью повторить материал несколько раз, что способствует развитию терпения и стремления к достижению цели.
3. Организованность. Учеба требует от школьника организации своего времени, планирования задач и следования определенному расписанию. Это развивает навыки организации и позволяет ученику стать более эффективным и продуктивным.
4. Самодисциплина. Хорошие учебные результаты часто требуют от школьника самоорганизации и самоконтроля. Учеба помогает развивать навыки самодисциплины и самоконтроля, так как школьник должен следовать принципам саморегуляции и управлять своим временем, чтобы достичь успеха в учебе.
5. Мотивация. Учеба может помочь развить у школьника мотивацию к достижению успеха. Стремление к получению хороших оценок и удовлетворение от успешного выполнения задач могут стимулировать ученика на достижение больших результатов.
Что касается качеств, которые могут мешать ученику, включают в себя:
1. Неорганизованность. Школьнику может быть трудно успешно учиться, если он неорганизован и не может эффективно планировать время и задачи.
2. Отсутствие мотивации. Без мотивации ученик может терять интерес к учебе и не достигать хороших результатов.
3. Непостоянство. Необходимо регулярно учиться и выполнение задач. Непостоянство может привести к отставанию от программы и негативному влиянию на учебный прогресс.
4. Недостаток уверенности. Некоторым школьникам может быть трудно верить в свои способности, что препятствует хорошим учебным результатам. Недостаток уверенности в себе может приводить к стрессу и неудовлетворительным результатам.
Обратимся к цифрам (стр.56)
Задание №1
В ходе социологических опросов, проводимых фондом «Общественное мнение» (2021), совершеннолетним россиянам задавали вопросы: «Возможно ли общество, где в труде нет необходимости? Хотят ли люди жить в таком обществе?» Почти две трети опрошенных (61%) ответили, что такое общество невозможно, около трети (30%) — что возможно. Только 35% из общего числа опрошенных хотели бы жить в таком обществе, а 56% не хотели бы. Среди опрошенных в возрасте 18—30 лет так ответили соответственно 45 и 47%, а среди людей старше 60 лет – 25 и 60%.
Прокомментируйте результаты опроса. Как вы можете объяснить различия в ответах респондентов разных возрастных групп?
Ответ:
Результаты опроса показывают, что большинство россиян считает, что общество без необходимости в труде невозможно. Это может быть связано с традиционными представлениями о значимости и роли работы в жизни человека. Российское общество имеет долгую историю, в которой труд всегда был важным аспектом жизни людей, и эти представления могут быть глубоко укоренены в сознании населения.
Однако, интересно отметить, что около трети опрошенных все же считают возможным общество без необходимости в труде. Это может быть связано с развитием технологий и автоматизацией процессов, что может привести к уменьшению роли труда в будущем. Возможно, эти респонденты видят потенциал для такого общества и считают, что это может быть более прогрессивной и комфортной формой организации общества.
Относительно желания жить в таком обществе, результаты опроса показывают, что большинство россиян (56%) не хотели бы жить в обществе без необходимости в труде. Это может быть связано с различными факторами, такими как потеря самоценности и цели в жизни, потеря социального статуса, отсутствие возможности для самореализации и т.д. Также, россияне могут опасаться возможных негативных последствий такого общества, таких как увеличение безработицы или неравенства.
Различия в ответах респондентов разных возрастных групп можно объяснить разными социокультурными и экономическими факторами. Молодые люди (18-30 лет) могут иметь более прогрессивные и инновационные взгляды на будущее общество. Они могут видеть больший потенциал в развитии технологий и автоматизации, что может привести к сокращению роли труда. С другой стороны, люди старше 60 лет могут быть более консервативными и укорененными в традиционных представлениях о значимости труда.
Также, различия в ответах могут быть связаны с разными жизненными опытами и уровнем экономической стабильности. Молодые люди могут иметь более гибкую и неустойчивую работу, поэтому они могут быть более склонны к идее общества без необходимости в труде. Старшее поколение, с другой стороны, может иметь более устойчивые и стабильные рабочие места, поэтому они могут быть менее заинтересованы в изменении статус-кво.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Объясните значение слова «деятельность».
Ответ:
Деятельность − процесс, занятие, свойственное только человеку. Деятельность преследует определенные цели и приводит к результатам.
Задание №2
Назовите и опишите основные элементы деятельности.
Ответ:
- Мотив
- Цель
- Средства
- Действие
- Результат
Задание №3
Что характерно для игры как вида деятельности?
Ответ:
Познание нового, освоение новых ролей, развитие творческих способностей, совершенствование ума, расширение опыта, освоение навыка работы в команде.
Задание №4
В чём заключается значение учёбы в жизни человека?
Ответ:
Учеба позволяет получить знания и умения, необходимые для успешной карьеры и личностного роста. Учеба помогает развивать умственные способности, критическое мышление и аналитические навыки. Она также формирует ценности, убеждения и мировоззрение, что влияет на поведение и принятие решений в жизни. Учеба дает возможность общаться с разными людьми, расширять кругозор и познавать мир.
Задание №5
Что такое труд? Приведите примеры различных видов труда.
Ответ:
Труд − деятельность человека, направленная на создание духовных или материальных ценностей. Это физические или умственные усилия, направленные на достижение какой−либо цели или выполнение определенной работы.
Примеры:
- Умственный труд − мыслительная деятельность, в результате которой формируется определенная информация.
- Физический труд − взаимодействие человека со средствами труда и вовлеченностью в процесс.
- Простой труд − деятельность работника не имеющего профессиональных навыков и специальной подготовки.
- Сложный труд − труд квалифицированного работника со знанием определенной профессии.
- Репродуктивный труд − воспроизведение простых рабочих функций, результат которых заранее известен и в котором нет ничего нового.
- Творческий труд − рабочая деятельность, в которой постоянно присутствуют новые решения для нестандартных задач.
- Домашний труд − выполнение бытовых задач. Уборка, приготовление пищи, стирка.
Выполняем задания
Задание №1
Древнегреческий баснописец Эзоп поведал миру одну историю: «В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нём вы найдёте спрятанным всё, что я имел». «Должно быть, там зарыт клад», — подумали сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала урожай обильнее прежнего». Какова мораль этой басни? Что хотел старик сказать своим сыновьям? Как вы думаете, «труд» и «трудно» — однокоренные слова?
Ответ:
Мораль этой басни заключается в том, что труд и усилия, приложенные к выполнению задачи, могут принести положительные результаты и успех. Старик хотел показать своим сыновьям, что труд и усердие важны для достижения целей, даже если они не всегда приводят к непосредственному материальному вознаграждению.
Слова "труд" и "трудно" имеют общий корень, что указывает на связь между ними. В контексте басни, "труд" относится к усилиям и работе, которые требуются для достижения цели, в то время как "трудно" описывает сложности и препятствия, с которыми можно столкнуться в процессе выполнения работы.
Задание №2
Слово «школа» произошло от греческого слова «схоле» — досуг, отдых. Греки считали, что человек отдыхает, когда он обогащает свой ум и душу, т. е. учится. Как вы думаете, почему?
Ответ:
Греки считали, что обучение и получение знаний являются формой духовного отдыха, которая позволяет человеку развиваться и расширять свои горизонты. Учение и образование могли быть рассматриваемыми как привилегия и возможность для саморазвития, а не только как обязанность или тяготы. В этом контексте школа стала местом, где люди могли учиться, развиваться и отдыхать от повседневных забот и трудностей.
Задание №3
История донесла до нас напутствие жителя Древнего Египта Ахтоя своему сыну: «Полезен для тебя день в школе, работы в ней вечны, подобно горам». Как вы понимаете эти слова? Свой ответ поясните.
Ответ:
Эти слова можно понимать так, что школа и обучение являются неотъемлемой и постоянной частью жизни человека, подобно горам, которые всегда присутствуют в окружающей нас природе. Они указывают на то, что обучение и получение знаний являются важными и непрерывными процессами, которые не только приносят пользу, но и требуют усилий и постоянной работы. Школа представляется как место, где человек может найти духовный отдых и развиваться, несмотря на ежедневные заботы и трудности жизни.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Изучаем любимые занятия шестиклассников, их представления о своих возможностях.
— Продолжите приведённые ниже предложения:
«Когда у меня есть свободное время, я…»
«Чтобы чувствовать себя полезным человеком, я готов…»
«Хорошо, когда моя работа...»
«Если у меня что−то не получается, я...»
«Мне ещё не хватает знаний о...»
«Для того чтобы достичь успеха в учёбе, мне нужно...»
— Обсудите с одноклассниками результаты выполненного задания.
— Подготовьте сообщение «Любимые занятия шестиклассников».
Ответ:
Когда у меня есть свободное время, я читаю.
Чтобы чувствовать себя полезным человеком, я готов усердно трудиться.
Хорошо, когда моя работа радует не только меня.
Если у меня что−то не получается, я пробую снова и снова.
Мне ещё не хватает знаний о программировании.
Для того чтобы достичь успеха в учёбе, мне нужно быть внимательным и усидчивым.
Любимые занятия шестиклассников могут быть очень разнообразными. Когда у них есть свободное время, они могут заниматься спортом, играть в компьютерные игры, читать книги, рисовать или слушать музыку. Некоторые предпочитают проводить время на природе, гулять с друзьями или заниматься хобби, такими как вышивка или создание моделей.
Чтобы чувствовать себя полезным человеком, шестиклассники готовы помогать своим родителям в домашних делах, участвовать в благотворительных акциях или помогать своим младшим братьям и сестрам с учебой.
Хорошо, когда их работа приносит результаты и признание со стороны окружающих. Шестиклассники стремятся к достижению высоких результатов в учебе и получению положительных оценок от учителей.
Если у них что-то не получается, они не сдаются и продолжают стараться. Шестиклассники понимают, что неудачи являются неотъемлемой частью процесса обучения и важно уметь извлекать уроки из своих ошибок.
Шестиклассникам ещё не хватает знаний о многих вещах. Они стремятся расширить свой кругозор и узнать больше о различных предметах, науках и профессиях. Они интересуются историей, географией, литературой, астрономией и другими областями знаний.
Для того чтобы достичь успеха в учёбе, шестиклассникам нужно быть целеустремленными и настойчивыми. Они должны учиться систематически, делать домашние задания, задавать вопросы учителям и стараться понять материал. Также важно иметь хорошую организацию времени и умение планировать свои учебные задачи.