§12. Школьное образование
Задумаемся
Задание №1
В число групп, объединяющих людей, входят учебные объединения. Одно из них вам хорошо знакомо. Это школьный учебный коллектив. Что он даёт человеку? Как в нашей стране обеспечивается право на образование?
Ответ:
Школьный учебный коллектив дает человеку возможность получить образование, развивать свои знания и навыки, а также общаться и взаимодействовать с другими учащимися и учителями. В школе человек получает основы знаний в различных предметах, а также развивает социальные навыки, критическое мышление и умение работать в коллективе.
Право на образование в России закреплено Конституцией. Государство предоставляет бесплатное начальное, основное и среднее образование для всех детей. Это означает, что каждый ребенок имеет право на получение образования и государство обязано предоставить ему такую возможность.
Вспомним
Задание №1
О каких возможностях человека вы знаете? Чем характеризуется познавательная деятельность людей?
Ответ:
Возможности человека
- Физические (биологические)
- Финансовые
- Духовные
- Социальные
Познавательная деятельность людей характеризуется стремлением к получению новых знаний, пониманию окружающего мира, анализу информации и развитию когнитивных способностей. Человек познает мир через наблюдение, эксперименты, чтение, изучение научных теорий и применение полученных знаний на практике. Познавательная деятельность помогает человеку развивать свои интеллектуальные способности, расширять свой кругозор, развивать критическое мышление и умение анализировать информацию. Она также способствует формированию личности и самоопределению, помогает развивать творческие способности и находить новые решения проблем.
Обратимся к фактам (стр.100)
Задание №1
Когда−то на Руси школ вообще не было. Дети учились, общаясь со взрослыми, не зная грамоты и не имея книг. С X в. школы стали открываться при церквях и монастырях, но они были только в городах, в сёлах грамоте не учили. В школы принимали детей и из бедных семей, но за учение необходимо было платить. В начале XVIII в. Пётр I издал указ об открытии во всех губерниях (областях) начальных школ. Всего было открыто 110 таких школ. Там учились и дворянские дети, и дети простых горожан и солдат. А вот крестьянские дети возможности получить образование практически не имели. К 1914 г. в Российской империи насчитывалось 123 745 учебных заведений начального образования. Однако при этом только третья часть детей в возрасте от 8 до 11 лет фактически училась в школе. Девочек, получавших начальное образование, было примерно в 2 раза меньше, чем мальчиков.
Сравните эти факты с современной ситуацией в образовании. Какие отличия вы можете назвать?
Ответ:
Современная ситуация в образовании отличается от описанной выше. В настоящее время в России и многих других странах образование является обязательным для всех детей и это закреплено конституцией. Государство обеспечивает право на образование, предоставляя бесплатное начальное, основное и среднее образование.
Количество учебных заведений значительно увеличилось, и сейчас есть возможность получить образование в школах как в городах, так и в сельской местности. Кроме того, развитие технологий позволяет получать образование дистанционно или через онлайн-курсы.
Важным отличием является также равноправие в доступе к образованию для всех детей независимо от социального статуса или пола. Сегодня девочки и мальчики имеют одинаковые возможности получить образование.
Однако, все еще существуют проблемы в сфере образования, такие как неравномерное распределение качественных учебных заведений и недостаточное финансирование системы образования. Также необходимо продолжать работу по повышению качества образования и развитию новых методов обучения.
Рассмотрим ситуацию (стр.101)
Задание №1
В 5 классе Андрей Калихевич с блеском выиграл региональную олимпиаду по математике, и профессор математического факультета Адыгейского государственного университета пригласил мальчика заниматься с ним. Можно было брать уроки по Интернету, но в горном селе, где жил мальчик, интернет−связи тогда не было. Она была в посёлке за 14,5 км от дома, и Андрей решил, что будет ездить туда на велосипеде. К назначенному педагогом часу в любую погоду мальчик отправлялся на урок. Через несколько лет в селе появился Интернет, и Андрей смог продолжать заниматься уже дома.
В чём проявилась доступность образования для мальчика из далёкого горного села?
Ответ:
Доступность образования для мальчика из далекого горного села проявилась в нескольких аспектах:
1. Возможность получения образования. Мальчик имел возможность получить образование благодаря проведению региональной олимпиады и приглашению профессора для занятий. Это показывает, что образование было доступно для него, несмотря на удаленность его места жительства.
2. Учебные возможности. Мальчик использовал доступные ему ресурсы, такие как велосипед, чтобы добираться до места занятий. Он проявил настойчивость и готовность преодолевать трудности для получения образования.
3. Появление интернета. Появление интернета в селе позволило мальчику продолжать заниматься дома, что улучшило его доступность к образованию. Он больше не нуждался в ежедневных поездках на велосипеде, чтобы получить уроки.
Все эти факторы показывают, что образование было доступно для мальчика из далекого горного села благодаря поддержке государства, его собственной настойчивости и развитию технологий, таких как интернет.
Рассмотрим изображения (стр.102)
Задание №1
Чему учатся школьники на каждом из уроков, запечатлённых на фотографиях?
На уроке математики
Школьники на экскурсии в музее
Ответ:
1) На фотографии школьники изучают точную науку − математику. Умение совершать арифметические действия пригодятся потом и в более сложных предметах.
2) На фотографии школьники приобщаются к культуре, учатся понимать искусство – рассматривают картины в музее.
Наши выдающиеся соотечественники (стр.103)
Задание №1
Известный математик Лев Семёнович Понтрягин (1908−1988) в 14 лет получил сильный ожог лица и потерял зрение. Но он твёрдо решил учиться дальше. Помощь и поддержку обеспечили и родители, и одноклассники. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал Лёве о том, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Каждый вечер кто−нибудь из одноклассников приходил к Понтрягину домой делать вместе с ним уроки, читать ему учебники и книги. И сам Лёва очень старался. Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. Он оказался талантливейшим математиком и в 27 лет стал профессором, а позднее − академиком.
Подумайте, какие качества проявили в этой невыдуманной истории Понтрягин−школьник и его одноклассники. Как помогло ребятам право на образование?
Ответ:
Понтрягин−школьник проявил амбициозность, стойкость, оптимизм, целеустремленность, умение приспособиться к обстоятельствам. А его одноклассники оказались добрыми, ответственными, бескорыстными и чуткими ребятами, которые без сомнений пришли на помощь товарищу.
Понтрягин, вопреки проблемам со здоровьем получил возможность не только закончить школу, но и поступить в университет, а также стать выдающимся математиком и академиком.
Рассмотрим изображения (стр.105)
Задание №1
Можно ли сказать, что эти школьники правильно организуют свой труд?
Ответ:
На первой иллюстрации мы видим девочку, которая читает лежа. Это неправильно, в таком положении информация усваивается и запоминается хуже.
На левой нижней картинке видим уставшего школьника на стопке учебников. Вероятно, он решил выучить слишком много за один день и его силы иссякли. Если учебный материал большой и трудный, его лучше разбивать на отдельные части и прорабатывать каждую часть отдельно, в разные дни.
На правой верхней картинке вы видим уставшую маму, делающую задание вместо дочери, которая на заднем фоне танцует. Конечно, так быть не должно. В обучении прежде всего заинтересован сам школьник.
Последняя иллюстрация показывает правильную организацию труда. На столе нет ничего лишнего, рабочее место хорошо освещено, книга стоит на подставке для удобства.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Что обеспечивает право на образование?
Ответ:
Право на образование в России закреплено Конституцией. Этот закон гарантирует общедоступность, бесплатность и обязательность образования вне зависимости от пола, расы, языка, национальности, положения в обществе и т. д.
Задание №2
Какое образование даёт современная школа?
Ответ:
Современная школа дает среднее общее образование, а также воспитание − внимание, уважение к людям, честность, доброта, товарищество.
Задание №3
Какое влияние на развитие человека оказывает школьный коллектив?
Ответ:
Взаимодействие с одноклассниками и участие в коллективных занятиях и проектах способствуют развитию социальных навыков, коммуникации, умения работать в группе и сотрудничать. Кроме того, школьный коллектив может создавать условия для формирования самооценки, а также влиять на формирование ценностей и моральных установок учащихся.
Задание №4
Какие права и обязанности есть у учащихся?
Ответ:
Права учащихся включают право на получение качественного образования, свободу выражения своих мнений и убеждений, защиту от физического и психологического насилия, а также право на участие в принятии решений, касающихся их образования. Обязанности учащихся включают выполнение учебных заданий и требований учителей, соблюдение правил поведения и этики, участие во внеклассных мероприятиях и поддержание дисциплины в школе.
Задание №5
Что представляет собой умение учиться?
Ответ:
Умение учиться представляет собой способность обучаться и усваивать новые знания, навыки и компетенции. Это включает в себя умение организовывать свое время и учебный процесс, применять различные стратегии и методы обучения, анализировать информацию, критически мыслить, решать проблемы и принимать решения. Умение учиться также включает умение самостоятельно поставить цели, мотивировать себя и оценивать свой прогресс в обучении.
Выполняем задания
Задание №1
Грамотность на планете составляет сейчас лишь 84%. Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать. 120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу. Опираясь на эти факты, поясните важность права на образование в современном мире.
Ответ:
Во-первых, образование является ключевым фактором для личностного развития и самореализации каждого человека. Оно позволяет раскрыть потенциал, развить интеллектуальные способности, приобрести знания и навыки, необходимые для успешной жизни.
Во-вторых, образование является основой для экономического и социального развития общества. Образованные люди способны принимать более осознанные решения, быть продуктивными и квалифицированными работниками, способными преодолевать вызовы и изменения в мире труда. Образование также способствует уменьшению неравенства, бедности и социальной исключенности.
В-третьих, образование играет важную роль в формировании гражданского общества и демократии. Образованные люди обладают критическим мышлением, умеют анализировать информацию, различать факты от мнений, аргументировать свои взгляды. Они способны активно участвовать в общественной жизни, выражать свои мнения, принимать участие в принятии решений и защищать свои права и интересы.
Кроме того, образование имеет важное значение для достижения устойчивого развития и сохранения окружающей среды. Образованные люди осознают важность экологической ответственности, знают о последствиях своих действий на окружающую среду и способны принимать решения, направленные на ее сохранение.
Таким образом, право на образование является фундаментальным правом каждого человека и играет ключевую роль в развитии личности, общества и планеты в целом.
Задание №2
В одной из школ обсуждался вопрос: «Для чего нужна школа сегодня?» Как на этот вопрос ответили бы вы?
Ответ:
Школа сегодня играет множество важных ролей и выполняет различные функции. Вот некоторые из них:
1. Образование. Основная цель школы - обеспечить детям и молодежи доступ к качественному образованию. Школа предоставляет знания и умения, необходимые для успешной жизни и будущей профессиональной деятельности.
2. Социализация. Школа является местом, где дети учатся общаться, сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми. Они учатся быть членами сообщества, уважать права и мнения других людей, а также развивать навыки работы в коллективе.
3. Развитие навыков. Школа помогает развить ученикам навыки чтения, письма, математики и других предметов. Она также способствует развитию критического мышления, творческих способностей, проблемного мышления и умения решать задачи.
4. Формирование ценностей. Школа играет важную роль в формировании моральных ценностей и этических принципов учеников. Она помогает им развить понимание правильного и неправильного, различать добро и зло.
5. Подготовка к гражданству. Школа помогает ученикам развить понимание своих прав и обязанностей как граждан, а также учиться активно участвовать в общественной жизни. Она формирует гражданскую ответственность и способствует развитию демократических ценностей.
6. Физическое и психическое здоровье: Школа также заботится о физическом и психическом здоровье учеников. Она предоставляет возможности для физической активности, занятий спортом и здорового образа жизни. Школа также обеспечивает психологическую поддержку и помощь ученикам, если это необходимо.
Школа сегодня играет важную роль в формировании личности и подготовке молодого поколения к будущему. Она является основой для развития общества и достижения устойчивого развития.
Задание №3
Среди прав обучающихся есть право на выбор образовательной организации — школы. Как вы думаете, на что обращают внимание родители и учащиеся, когда решают, в какой школе учиться?
Ответ:
Родители в первую очередь обращают внимание на педагогический состав и результаты школы на различных олимпиадах, соревнованиях и научных конкурсах. Это – показатель качества образования. Ещё родители отмечают удаленность школы от места проживания. Ребенку будет проще добираться, если школа рядом с домом, а это – экономия времени. Еще один критерий для родителей − это инфраструктура и оснащенность школы. Школьный стадион, компьютеры в классах информатики, микроскопы, спортивный инвентарь и химические реагенты – составляющие, которые делают образование интереснее для ребенка.
Учащиеся в свою очередь выбирают те школу, где есть дополнительные кружки и секции, отсутствует школьная форма, так как самовыражение – важный аспект для подростка. Так же ученики предпочтут школу, в которой уже учатся их друзья.
Задание №4
Опираясь на текст параграфа и собственный опыт, подберите примеры к следующим фрагментам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
а) В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ст. 5, ч. 1);
б) Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 5, ч. 12);
в) Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ст. 17, ч. 4).
Ответ:
Примеры к следующим фрагментам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
а) В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ст. 5, ч. 1): Лев Семенович Понтрягин. Даже с проблемами со здоровьем и ограниченными физическими возможностями смог закончить школу и поступить в университет.
б) Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 5, ч. 12): Андрей Калихевич. Ученик далекого горного села, блеснувший знаниями на олимпиаде, получил возможность лично заниматься с профессором университета.
в) Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ст. 17, ч. 4): дети, имеющие задержки в развитии или ограниченные возможности, учатся по специальной программе, иногда включающую дистанционное обучение и аттестацию.
Задание №5
Подготовьте вместе с одноклассником сообщение (презентацию) на тему «Право на образование в школе будущего».
Ответ:
Право на образование в школе будущего
Слайд 1
Каждый на планете будет иметь возможность получить бесплатное качественное образование. Физическое присутствие обеспечит телепортация на уроки из любой точки вселенной.
Слайд 2
В каждую школьную программу будет включено наблюдение за соседними галактиками, изучение универсального языка, роботостроение, обучение программной поддержке космических спутников, навыки генной модернизации и продления жизни.
Слайд 3
По соображениям бережного отношения к экологии, в школах не будет учебников и тетрадок, а у каждого будет ноутбук и планшет из безвредных металлов.
Слайд 4
Путешествия станут основой для изучения географии. С учетом изобретенных технологий, можно будет на 40 мин урока переместиться к подножию Эвереста или к устью Амазонки.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
На сайтах любых трёх школ найдите информацию о правах и обязанностях учащихся. Напишите короткое эссе на тему «Права и обязанности учащихся — важное условие выполнения закона об образовании». В своём эссе представьте: 1) общие для всех права и обязанности; 2) права и обязанности учащихся отдельных школ.
Ответ:
Права и обязанности учащихся являются важным условием выполнения закона об образовании. Они определяют отношение между учениками и школой, а также помогают создать благоприятную образовательную среду.
Общие для всех учащихся права включают в себя право на получение качественного образования, доступ к информации и знаниям, свободу мысли и выражения своих мнений. Ученики также имеют право на защиту от насилия и дискриминации, а также на неприкосновенность частной жизни.
Однако, вместе с правами учащиеся несут и определенные обязанности. Они должны учиться и развиваться, соблюдать правила школы и уважать права и мнения других учеников. Также они обязаны относиться к школьному имуществу бережно и ответственно.
Кроме того, каждая школа может иметь свои правила и обязанности для учащихся. Например, в некоторых школах ученики могут быть обязаны носить форму, приходить вовремя на уроки и соблюдать дисциплину. Также они могут иметь правила по поведению во время учебных занятий и вне школы.
Несмотря на то, что права и обязанности учащихся могут немного различаться в разных школах, они все направлены на обеспечение безопасной и эффективной образовательной среды. Соблюдение прав и обязанностей учениками является важным условием для успешной учебы и развития как личности.
Кроме того, права и обязанности учащихся также помогают им готовиться к будущей жизни и профессиональной деятельности. Умение соблюдать правила, работать в коллективе и уважать мнения других людей являются важными навыками для успешной карьеры.
В заключение, права и обязанности учащихся являются неотъемлемой частью образовательного процесса и играют важную роль в формировании личности и подготовке к будущему. Соблюдение этих прав и обязанностей является важным условием для выполнения закона об образовании и достижения устойчивого развития общества.