§10. Человек в малой группе

Задумаемся

Задание №1

Зачем люди объединяются в группы? Почему группа так много значит для каждого из нас?

Ответ:

Группа может предоставлять ощущение безопасности и поддержки, помогать в достижении общих целей, обеспечивать социальную поддержку и взаимодействие. Группа также может быть местом, где люди могут выражать свою самоидентификацию и принадлежность к определенной культуре, нации или сообществу. Группа также может предоставлять возможность для обмена знаниями, опытом и ресурсами.

Группа имеет большое значение для каждого из нас, потому что она может обеспечивать чувство принадлежности и поддержки. Членство в группе может укреплять нашу самооценку и самоидентификацию, а также предоставлять возможность для социального взаимодействия и удовлетворения наших потребностей в общении. Группа также может помочь нам достичь наших целей и реализовать свой потенциал через совместные усилия и сотрудничество.

Вспомним

Задание №1

Что вы знаете из курса истории о том, почему люди в древности не могли жить в одиночку? В какие группы они объединялись?

Ответ:

В первую очередь, совместное проживание в группе обеспечивало безопасность и защиту от внешних угроз, таких как дикие животные или враждебные племена. Группа также обеспечивала возможность для совместного охоты и собирательства пищи, что повышало шансы на выживание. Кроме того, группа предоставляла возможность для обмена знаниями, навыками и опытом, что способствовало развитию и прогрессу общества.

В древности люди объединялись в различные группы, такие как семьи, племена, кланы или племенные союзы. Эти группы обеспечивали взаимную поддержку, защиту и сотрудничество в различных аспектах жизни - от охоты и собирательства до обороны и обмена ресурсами. Группа также играла важную роль в культурной и социальной организации общества, передавая традиции, ценности и обычаи от одного поколения к другому.

Рассмотрим изображения (стр.86)

Задание №1

Какое дело объединяет ребят в каждом случае? Является ли оно полезным? Почему вы так думаете?

Ответ:

ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская• На первой фотографии мы видим ребят, которые что−то обсуждают. Их объединяет тема разговора. Возможно, они участвуют в командной игре и обсуждают варианты ответа. Групповое обсуждение способствует оттачиванию коммуникативных навыков, так как нужно уметь аргументировать свою точку зрения, быть убедительным, но при этом уметь слушать других членов команды и быть объективным при выборе.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская• На второй фотографии мы видим молодых людей, которые катаются на велосипедах. Их объединил интерес к велоспорту, велопрогулкам. Возможно, они катаются вместе по интересным местам или готовятся к марафону. Физическая активность − залог здоровья, велоспорт − отличное увлечение.

Рассмотрим ситуацию (стр.86-87)

Задание №1

В одном классе был незаметный, тихий паренёк. Ничем не выделялся. Учился на троечки. И все удивились, когда он записался в туристический клуб. Но ещё больше удивились ребята в первом походе: этот паренёк первым перебрался через большой овраг и помог перебраться всем остальным, а на привале оказался первоклассным костровым и поваром. Когда возвращались из похода, он шёл первым и вёл за собой всех ребят. С этого дня в каждом походе он был настоящим лидером группы.
А в другом классе был парень, который отличался своей силой. Он часто обижал тех, кто был слабее, заставлял их делать то, что ему хотелось.
Выскажите своё мнение, являются ли лидерами мальчики, о которых идёт речь. Почему вы так считаете?

Ответ:

Я считаю, что первый парень, который проявил лидерские качества в туристическом клубе, действительно является лидером. Он проявил инициативу, помогал другим участникам группы и был хорошим организатором. Его навыки и способности позволили ему вести группу и достигать общих целей. Он был примером для других и умел мотивировать их.

Второй парень, который обижал слабых и заставлял их делать то, что ему хотелось, не является лидером. Он использовал свою силу и власть, чтобы подавлять других и контролировать их. Это не типичное поведение лидера, который должен вдохновлять и объединять людей. Вместо того, чтобы помогать и поддерживать других, он проявлял агрессию и эгоизм.

Лидерство не связано только с физической силой или активностью. Настоящий лидер проявляет эмоциональный интеллект, умение слушать и вдохновлять других, а также имеет способность решать проблемы и принимать решения в интересах всей группы.

Рассмотрим ситуацию (стр.87)

Задание №1

Ребята одного класса договорились сочинить правила для своих общих сборов. А чтобы эти правила не были скучными, попробовали написать их в стихах. Вот что у них получилось:
Мы на сборе не молчим, не шумим и не кричим,
Слушаем друг друга, говорим по кругу,
Коллективно обсуждаем и решенья принимаем.
А у учеников вашего класса есть общие правила? Если есть, то в чём они заключаются?

Ответ:

На уроках мы внимательны, не шумим и не болтаем,
Учителей слушаем, их слова ценим и понимаем.
Вместе работаем, задания выполняем,
Друг друга поддерживаем и никого не обижаем.

В классе мы дружим, согласие мы ценим,
Помогаем друг другу, вместе мы растем.
Уважение к каждому, никого не оскорбляем,
Все вместе стремимся к успехам и победам.

Мы ответственны и честны, свои обязанности знаем,
Учебники бережно храним и домашние задания делаем.
Учимся быть организованными и пунктуальными,
Всегда готовы к урокам и новым знаниям.

Такие правила нам помогут быть лучше,
В шестом классе дружно и счастливо жить.
Соблюдая их, мы станем успешными и умными,
И вместе достигнем всех наших целей.

Рассмотрим изображение (стр.90)

Задание №1

Что можно сказать об атмосфере, в которой проходит спор? Как ведут себя его участники? Чем отличается спор от ссоры?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСпор. Ю. И. Пименов

Ответ:

На данной картинке мы видим спокойную обстановку, никто не повышает голос, не нервничает, не доказывает. Спокойное, интересное обсуждение, обмен мнениями и аргументами "за" и "против".
Спор и ссора отличаются тем, что спор является конструктивным обменом мнениями и аргументами, направленным на поиск решения проблемы или достижение согласия. В то время как ссора - это конфликт, основанный на эмоциях и негативных эмоциях, часто сопровождающийся оскорблениями и агрессией.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Зачем люди объединяются в группы?

Ответ:

Люди объединяются в группы для совместного, более эффективного достижения целей, для комфортной жизни, для обсуждения интересов.

Задание №2

Чем похожи группы, в которые вы входите, и чем они различаются?

Ответ:

Группы семья, школа, класс, спортивная секция имеют общую цель - создание командного духа, развитие социальных навыков и достижение успехов. Они также предоставляют возможность для взаимодействия, общения и поддержки друг друга. Однако они различаются в своих особенностях и целях. Например, семья - это близкие люди, связанные кровными узами, школа - это учебное заведение, где дети получают образование, класс - это группа учеников одного возраста, спортивная секция - это группа людей, занимающихся определенным видом спорта.

Задание №3

Каждый ли может проявить себя лидером?

Ответ:

Не каждый может проявить себя лидером, но у каждого есть потенциал стать лидером. Лидерство - это навык, который можно развить. Лидеры обладают такими качествами, как уверенность, коммуникабельность, способность вдохновлять и мотивировать других, принимать решения и руководить группой. Однако каждый может проявить лидерские качества в определенной ситуации или области своей жизни.

Задание №4

Чему можно научиться в группе?

Ответ:

В группе можно многому научиться: толерантности, сочувствию, пунктуальности, эмпатии. В зависимости от того, на основе какого признака эта группа объединилась, можно научиться каким−то узким навыкам (бокс, ориентация на местности, кулинария).

Выполняем задания

Задание №1

Объясните, почему многие ребята, переехавшие в другой район города, продолжают ездить в свою школу, хотя это очень далеко и неудобно.

Ответ:

Школьный класс − это сформированная годами группа. Очень тяжело поменять одну группу на другую, это выход из зоны комфорта. Некоторым ребятам очень тяжело приспосабливаться, заводить новые знакомства, вливаться в уже сформированные компании. Многих "новеньких" могут начать обижать и даже травить, как раз по признаку отличия от группы.

Задание №2

В одной притче рассказывается о 10 путниках, на которых напали два разбойника и обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, другой разбойник отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников. Почему нельзя назвать этих путников группой?

Ответ:

В группе люди поддерживают друг друга, они преследуют одну цель. В притче же, каждый путник шел сам по себе, они не объединили силы, их не волновала судьба остальных. А когда люди разобщены, по одиночке они могут быть слабыми и гораздо более уязвимыми.

Задание №3

В каких известных вам книгах, фильмах повествуется о группах людей и их делах в обществе? Что в них привлекло ваше внимание?

Ответ:

В книге Дюма "Робин Гуд" группа людей грабит богатых, чтобы помочь бедным. Это очень благородно.
В фильме "Мстители" группа супер−героев спасает планету от злодеев. Очень интересно, опасно и захватывающе.
В серии фильмов "Властелин колец" группа друзей, желая спасти Средиземье, охраняют и помогают одному хоббиту.

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Подумайте, чем вы можете помочь тем, кто младше. Что можете сделать для них? К каким полезным делам привлечь? Составьте план проведения коллективных дел.

Ответ:

Я, как старший товарищ, могу быть хорошим примером, научить чему−то тех, кто младше: хорошо учиться и делать домашние задания, помогать родителям в бытовых делах, показать обучающие игры. Я могу помочь с написанием рефератов или составлением презентаций, могу научить навыкам общения – как выходить из конфликта, как искать друзей, могу поддержать в сложной ситуации.

План проведения коллективных дел:
1) Совместная подготовка домашнего задания.
2) Проведение субботника во дворе школы.
3) Составление сценария для школьного мероприятия, распределение ролей, написание текста, репетиции.

Задание №2

Составьте список памятников, находящихся в тех местах, где вы живёте. Узнайте их историю. Организуйте уход за ними. Расскажите о них младшим товарищам, родителям.

Ответ:

Список памятников в г. Москва:

• Памятник А. С. Пушкину. на ул. Тверская. Установлен в Москве 6 июня 1880 года, памятник выполнен из бронзы, два раза проводилась реставрация: в 1993 году и в 2003 году.
• Памятник "Рабочий и колхозница" на ВДНХ. Этот памятник − "символ советской эпохи", памятник предназначался для выставки в Париже в 1937 году, в 1938 году вернулся в Москву. В 2003 году началась реставрация и продлилась до 2009 года.
• Памятник Петру I на Москва реке, был воздвигнут в 1997 году. Этот памятник практически единодушно вызвал отторжение общественности и архитекторов в связи с его внешним видом, однако, украшает Якиманку до сих пор