§5. Если возможности ограничены
Задумаемся
Задание №1
Какие особые потребности бывают у людей с ограниченными возможностями здоровья? Почему эти люди заслуживают внимания, уважения, поддержки и помощи?
Ответ:
Люди с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различные особые потребности, в зависимости от своих конкретных ограничений. Например, некоторым людям может потребоваться специальная адаптированная среда для движения и передвижения, доступность образовательных или медицинских услуг, помощь и поддержка в повседневных задачах, технические средства по облегчению когнитивных или коммуникативных функций и другие.
Эти люди заслуживают внимания, уважения, поддержки и помощи, так как они часто сталкиваются с ограничениями и препятствиями, которые могут затруднять их участие в обществе наравне с другими людьми. Признание и учет их потребностей и прав на равные возможности является основой для создания более инклюзивного и справедливого общества.
Вспомним
Задание №1
Какую личность мы называем сильной?
Ответ:
Сильная личность − человек, который не боится трудностей и перемен, сам решает проблемы и принимает решения, развивается и самосовершенствуется. Сильную личность можно определить как человека, который обладает высокой внутренней силой и способностью справляться с трудностями и испытаниями жизни. Это человек, который уверен в себе, имеет четкие цели и принимает ответственность за свои действия. Сильный человек также обладает характерными чертами, такими как настойчивость, самообладание, терпение, умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и умение преодолевать трудности.
Обратимся к фактам (стр.45)
Задание №1
В начале XX в., ещё при царской власти, в России для людей, которые не слышали и поэтому, как правило, не разговаривали, стали устраивать встречи — с чаепитием, обсуждением новостей, любительскими спектаклями. Среди приходивших выделялись выпускники Арнольдо−Третьяковского училища. Они были грамотными и умели говорить. Это училище основал в Москве на собственные средства художник и педагог Иван Карлович Арнольд. В два года он потерял слух из−за травмы, но смог получить образование. Стал художником и специалистом по обучению глухонемых детей. Попечителем училища был Павел Михайлович Третьяков, основатель картинной галереи в Москве. Это училище — одна из первых школ для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Какие потребности удовлетворяли люди, которые не слышали, на своих встречах−собраниях? Почему людям с ограниченными возможностями нужны специальные условия обучения?
Ответ:
Слабослышащие люди на встречах−собрания имели возможность удовлетворить свою потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Обсуждение новостей и проведение различных культурных мероприятий, таких как чаепития и спектакли, позволяли им расширить свои знания, развить круг общения и чувствовать себя частью общества.
Людям с ограниченными возможностями нужны специальные условия обучения, чтобы иметь возможность полноценно развиваться и образовываться. Такие условия включают в себя доступную физическую среду, специальные образовательные программы и методы, специализированное оборудование и технические средства, адаптированные учебные материалы и индивидуальное обучение. Предоставление таких условий позволяет людям с ограниченными возможностями преодолеть препятствия в обучении и развитии, раскрыть свой потенциал и достичь личностного роста и самореализации.
Рассмотрим схему (стр.45)
Задание №1
Что ещё помогает расширить возможности?
Ответ:
Получение знаний, умений и опыта, воля и силы.
Расширить возможности также помогает общение, поддержка, уверенность в себе.
Рассмотрим изображение (стр.46)
Задание №1
Что выражают лица актёров? Что помогает понять их язык? Какие потребности неслышащих зрителей удовлетворяет этот театр?
Сцена из спектакля по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Театр мимики и жеста.
Ответ:
Лица актеров в театре мимики и жестов выражают эмоции, настроение и действия персонажей. Они служат средством коммуникации с зрителями, поскольку в театре мимики и жестов нет возможности использовать речь. Выразительность мимики и жестов помогает зрителям понять и интерпретировать то, что происходит на сцене, даже без участия слов. Она передает информацию о переживаниях, намерениях, отношениях и сюжетных поворотах.
Театр мимики и жестов особенно важен для неслышащих зрителей, так как они не могут полноценно использовать слух для восприятия речи и звукового сопровождения. В таком театре мимика и жесты являются основным средством коммуникации и передачи информации. Они обеспечивают визуальное представление и смысловое понимание сюжета и эмоций, приближая неслышащих зрителей к происходящему на сцене.
Театр мимики и жестов удовлетворяет потребности неслышащих зрителей в доступе к культурным мероприятиям и художественному выражению. Он предоставляет им возможность наслаждаться театральным искусством, развивать свой эстетический вкус, расширять кругозор и ощущать участие в коллективном опыте. Также этот театр создает дружественную атмосферу для неслышащих зрителей, где они могут чувствовать себя комфортно. Театр мимики и жестов удовлетворяет духовную и социальную потребности слабослышащих людей в получении знаний, достижении гармонии и общении.
Вопрос (стр.47)
Задание №1
Что дают эти фестивали людям с ограниченными возможностями? Хотелось бы вам, чтобы они проходили в вашем городе, посёлке? Почему?
Ответ:
Фестивали "Ограниченные возможности - неограниченные способности" приносят множество пользы людям с ограниченными возможностями. Во-первых, они создают платформу для выражения талантов, увлечений и интересов этих людей. Фестивали предоставляют возможность показать свои достижения и навыки в различных областях, таких как музыка, танцы, цирк, искусство, спорт и т.д. Это помогает повысить самооценку и самодостаточность людей с ограниченными возможностями, а также способствует их социальной интеграции и признанию в обществе.
Во-вторых, такие фестивали способствуют снятию стереотипов, предрассудков и негативного отношения к людям с ограниченными возможностями. Они позволяют обществу увидеть и оценить их таланты и способности, а не просто фокусироваться на их ограничениях или инвалидности. Фестивали способствуют пониманию и принятию разнообразия и равноправия всех людей, независимо от их физических или психических особенностей.
Лично мне было бы очень понравилось, если такие фестивали проходили бы в моем городе. Они предоставляют уникальную возможность узнать и увидеть таланты и способности людей, о которых мы могли не знать ранее. Это важно для развития толерантности, эмпатии и уважения к другим. Такие фестивали также создают позитивную и вдохновляющую атмосферу, их посещение может быть духовно обогащающим для всех участников и зрителей.
Рассмотрим изображение (стр.48)
Задание №1
Какой изобразил художник девушку, приехавшую к отцу? Что переживают отец и дочь во время встречи? Какими средствами художнику удалось запечатлеть их чувства?
Приезд институтки к слепому отцу. В. Г. Перов.
Ответ:
В. Г. Перов в своей картине "Приезд институтки к слепому отцу" изобразил молодую девушку, которая приехала навестить своего слепого отца. Девушка изображена в центре картины, она сидит перед отцом. Отец, слепой и пожилой, сидит на кресле и трогает лицо дочери руками. На его лице можно увидеть смущение, радость и трепет перед встречей с дочерью. Дочь же испытывает смешанные чувства – радость от встречи с отцом, горечь от его болезни и слепоты.
Художник запечатлел их эмоции и чувства с помощью множества художественных приемов. Например, использование светотени и реалистичной проработки деталей помогает передать выразительность лиц и выразить их эмоции. Также важным средством является композиция, что усиливает ее значимость и связь с отцом.
Цветовая гамма картины также играет свою роль – однообразные тона помещения и одежды создают атмосферу печали и скрытого страдания. Тусклый фон также помогает сосредоточить внимание на дочери и ее отце.
Рассмотрим изображение (стр.49)
Задание №1
Опишите, что изображено на этом рисунке. Какая мысль передана его автором?
Ответ:
На рисунке нарисованы мальчишки, которые играют с машиной на пульте. Среди них есть мальчик в инвалидной коляске. Главная мысль - люди с ограниченным возможностями такие же, как все, ребенок есть ребенок и он так же хочет играть.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Как вы понимаете выражение «ограниченные возможности»?
Ответ:
Ограниченные возможности − это психологические или физические изменения в организме, которые усложняют социальную жизнь человека, ограничения по здоровью.
Задание №2
Какие особые потребности есть у людей с ограниченными возможностями?
Ответ:
У людей с ограниченными возможностями могут быть особые потребности, связанные с их ограничениями. Например, они могут требовать дополнительной помощи для выполнения повседневных задач, доступа к особым условиям образования и труда, а также социальной интеграции.
Задание №3
Как люди могут расширить границы своих возможностей?
Ответ:
Люди могут расширить границы своих возможностей, например, развивая свои навыки и способности, получая образование и профессиональное обучение, использование новых технологий или специализированных инструментов, а также через поддержку окружающих людей и социальную интеграцию. Тогда здоровым членам общества необходимо создавать нужную инфраструктуру для особенных потребностей людей с особенностями здоровья.
Задание №4
Какую роль в жизни людей с особыми потребностями играют близкие им люди?
Ответ:
Близкие люди могут быть источником эмоциональной поддержки, помогать в повседневных задачах, объединять в социальных сетях и помогать в получении доступа к образованию, работе и другим возможностям. Близкие люди могут вдохновлять, мотивировать и помогать преодолевать преграды.
Задание №5
В современном обществе возрастает внимание к потребностям людей с ограниченными возможностями. Как вы думаете, почему?
Ответ:
Существует несколько причин, почему в современном обществе возрастает внимание к потребностям людей с ограниченными возможностями:
1) Развитие технологий и медицины. Современные технологии и медицинские достижения позволяют людям с ограниченными возможностями жить более полноценной жизнью и иметь больше возможностей для самореализации.
2) Расширение прав и свобод людей с ограниченными возможностями. Во многих странах существуют законы и нормативы, которые защищают права и свободы людей с ограниченными возможностями, что способствует интеграции их в общество.
3) Рост осведомленности и понимания обществом.
В современном обществе все чаще поднимаются темы сложностей, с которыми вынуждены сталкиваться люди с ограниченными возможностями. Многие из них сами освещают свою жизнь в социальных сетях или посредством журналистики, что в глобальном смысле способствует облегчению их адаптации и улучшению качества жизни.
4) Социальная ответственность. Многие компании и организации начинают активнее проявлять социальную ответственность, в том числе и по отношению к людям с ограниченными возможностями.
Выполняем задания
Задание №1
«Перед тобой закрыты только те двери, которые ты считаешь закрытыми», — написал современный писатель Сергей Федин. Какой смысл, по−вашему, заложен в этой фразе? Отвечая на вопрос, используйте информацию из параграфа по изучаемой теме.
Ответ:
В фразе "Перед тобой закрыты только те двери, которые ты считаешь закрытыми" заключается идея, что наши возможности и потенциал ограничены нашим мышлением и верой в свои способности. Когда мы считаем, что некоторые двери закрыты, то мы сами создаем ограничения для себя.
Эта фраза подчеркивает важность нашего внутреннего мировоззрения и убеждений. Если мы верим, что у нас есть возможности и мы готовы искать их, то мы находим пути для достижения своих целей и решения проблем. Верить в свои силы и быть готовым к изменениям помогает одолеть трудности и найти новые возможности.
Она также подчеркивает, что наше отношение и восприятие играют важную роль в нашей жизни. Если мы сосредоточены на отрицательных или ограничивающих мыслях, то мы будем видеть закрытые двери перед собой. Но если мы смотрим с позитивной перспективой, то мы сможем обнаружить возможности и открытия даже там, где мы их не ожидали.
Таким образом, фраза призывает нас осознать, что наша реальность формируется нашими мыслями и убеждениями, и мы сами можем создавать свои возможности и открытые двери, если только мы верим в себя и готовы их искать.
Задание №2
Новая сцена Мариинского театра в Санкт−Петербурге оснащена удобным входом, пандусами, лифтами. Выскажите предположение о том, как в связи с этим меняется состав зрителей Мариинского театра.
Ответ:
В театре создаются комфортные условия для людей с ограниченными возможностями, следовательно, таких людей становится больше среди зрителей.
Задание №3
В Алтайском крае было израсходовано более 65 млн рублей на переоборудование 18 школ, где учатся дети с ограниченными возможностями. Были установлены пандусы и поручни на входах в здания, поручни в коридорах для передвижения детей с нарушениями опорно−двигательного аппарата, расширены дверные проёмы. Продуманы многие бытовые моменты, касающиеся удобства при пользовании туалетами и столовыми, спортивными и актовыми залами. Найдите в Интернете другие примеры, говорящие о том, что делается в нашей стране для обучения детей с ограниченными возможностями вместе со всеми детьми в обычных школах.
Ответ:
Во многих городах России существуют обычные общеобразовательные школы с классом коррекции. В эти классы набирают детей с задержкой речи, расстройством аутистического спектра, ДЦП или нарушениями зрения и слуха. Это небольшие классы, на 5−8 человек.
Педагоги, работающие с такими детьми, имеют специальное образование, а программа обучения адаптирована под нужды учеников. Тем не менее, ребята не изолированы, имеют возможность общаться со сверстниками и социализироваться.
Например, школа "РАСсвет" Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с аутизмом в Москве, где обучаются дети с РАС (расстройствами аутического спектра).
Задание №4
Узнайте с помощью родителей о государственной и общественной работе российских политиков Михаила Терентьева, Олега Смолина. Как их жизнь и работа связаны с темой этого урока?
Ответ:
Политики Михаил Терентьев и Олег Смолин занимаются созданием и поддержкой законодательства, программ и инициатив, направленных на защиту интересов и улучшение жизни людей с ограниченными возможностями.
В России принята Конвенция ООН о правах инвалидов, которая придает особое внимание включению людей с ограниченными возможностями в общество. Государство и общественные организации работают над обеспечением доступности инфраструктуры, образования, труда и здравоохранения для инвалидов.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Расспросите своих родных и знакомых об известных им людях с ограниченными возможностями, которым требуются внимание и забота. Подумайте вместе с одноклассниками, какой вклад в жизнь этих людей вы можете внести.
Ответ:
В нашем городе есть школа для слабослышащих детей. Мы могли бы провести конкурсы по рисованию между нашими классами или выставку поделок, сделанных своими руками.
Задание №2
Выясните, какие проблемы со здоровьем были у выдающихся людей, чьи имена приведены в таблице. Подготовьте с помощью ресурсов Интернета рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями.
Занятие | Имена выдающихся людей |
Изучение | Стивен Хокинг |
Лётное дело | Алексей Маресьев |
Музыка | Людвиг ван Бетховен |
Литература | Мигель Сервантес |
Киноискусство | Зиновий Гердт, Павел Луспекаев |
Изобразительное искусство | Григорий Журавлёв, Кристи Браун |
Спорт | Валерий Брумель, Роман Петушков, Михалина Лысова |
Помощь людям с особыми потребностями | Луи Брайль, Валентин Дикуль |
Ответ:
Занятие | Имена выдающихся людей | |
Изучение | Стивен Хокинг | Амиотрофический боковой склероз |
Лётное дело | Алексей Маресьев | Ревматизм |
Музыка | Людвиг ван Бетховен | Глухота |
Литература | Мигель Сервантес | Неподвижная левая рука |
Киноискусство | Зиновий Гердт | Ранение в ногу, последствие которого − укороченность одной ноги и хромота |
Павел Луспекаев | Ампутация обеих ног | |
Изобразительное искусство | Григорий Журавлёв | Врожденная атрофия ног и рук |
Кристи Браун | церебральный паралич | |
Спорт | Валерий Брумель | Серьезная травма правой ноги |
Роман Петушков | Ампутация обеих ног | |
Михалина Лысова | Слабовидящая | |
Помощь людям с особыми потребностями | Луи Брайль | Слепота |
Валентин Дикуль | Травма позвоночника |
Луи Брайль - выдающийся французский педагог и изобретатель, его имя неразрывно связано с разработкой шрифта для слепых, известного как шрифт Брайля. Он родился в Купере, Франция, 4 января 1809 года.
В шесть лет Луи Брайль нечаянно поранил глаз, и рана привела к инфекции, которая распространилась на второй глаз, оставив его полностью слепым. Несмотря на свою неполноценность, Луи не отчаивался и стремился получить образование. В свои пятнадцать лет он поступил в Парижскую Школу для слепых.
В то время, чтение для слепых осуществлялось путем ощупывания букв с помощью рельефных символов, но этот метод был неудобным и медленным. Молодому Брайлю это не понравилось, и он приступил к разработке своей собственной системы чтения и письма для слепых.
В дальнейшем Луи Брайль создал шестипунктовый шрифт, где каждая буква состоит из комбинации тактильных точек, расположенных в два ряда по три точки. Этот шрифт позволяет слепым людям читать и писать так же легко, как и зрячим.
Усердие Луи Брайля вело к признанию его шрифта. Вскоре его систему Брайля начали использовать в Парижской Школе для слепых, а затем она получила признание и использовалась по всему миру. Сегодня методика Брайля является одним из основных способов обучения глухонемых людей и слепых по всему миру.
Луи Брайль был преданным приверженцем прав слепых людей и активным борцом за их социальную интеграцию. Он также занимался педагогической деятельностью, работая преподавателем в Школе для слепых.
Уважение к Луи Брайлю и его вкладу в образование слепых людей неизмеримо. Его шрифт стал мостом между миром слепых и миром, где зрение играет важную роль. Благодаря ему, множество слепых людей обрели возможность образования и самореализации.
Луи Брайль умер 6 января 1852 года, но его наследие живет до сих пор. Его система чтения и письма стала ключом к знаниям и независимости для многих людей с ограниченными возможностями по всему миру. Луи Брайль является примером того, как страстная и постоянная работа может привести к значительным и положительным изменениям в жизни многих людей.