§5. Если возможности ограничены

Задумаемся

Задание №1

Какие особые потребности бывают у людей с ограниченными возможностями здоровья? Почему эти люди заслуживают внимания, уважения, поддержки и помощи?

Ответ:

Люди с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различные особые потребности, в зависимости от своих конкретных ограничений. Например, некоторым людям может потребоваться специальная адаптированная среда для движения и передвижения, доступность образовательных или медицинских услуг, помощь и поддержка в повседневных задачах, технические средства по облегчению когнитивных или коммуникативных функций и другие.

Эти люди заслуживают внимания, уважения, поддержки и помощи, так как они часто сталкиваются с ограничениями и препятствиями, которые могут затруднять их участие в обществе наравне с другими людьми. Признание и учет их потребностей и прав на равные возможности является основой для создания более инклюзивного и справедливого общества.

Вспомним

Задание №1

Какую личность мы называем сильной?

Ответ:

Сильная личность − человек, который не боится трудностей и перемен, сам решает проблемы и принимает решения, развивается и самосовершенствуется. Сильную личность можно определить как человека, который обладает высокой внутренней силой и способностью справляться с трудностями и испытаниями жизни. Это человек, который уверен в себе, имеет четкие цели и принимает ответственность за свои действия. Сильный человек также обладает характерными чертами, такими как настойчивость, самообладание, терпение, умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и умение преодолевать трудности.

Обратимся к фактам (стр.45)

Задание №1

В начале XX в., ещё при царской власти, в России для людей, которые не слышали и поэтому, как правило, не разговаривали, стали устраивать встречи — с чаепитием, обсуждением новостей, любительскими спектаклями. Среди приходивших выделялись выпускники Арнольдо−Третьяковского училища. Они были грамотными и умели говорить. Это училище основал в Москве на собственные средства художник и педагог Иван Карлович Арнольд. В два года он потерял слух из−за травмы, но смог получить образование. Стал художником и специалистом по обучению глухонемых детей. Попечителем училища был Павел Михайлович Третьяков, основатель картинной галереи в Москве. Это училище — одна из первых школ для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Какие потребности удовлетворяли люди, которые не слышали, на своих встречах−собраниях? Почему людям с ограниченными возможностями нужны специальные условия обучения?

Ответ:

Слабослышащие люди на встречах−собрания имели возможность удовлетворить свою потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Обсуждение новостей и проведение различных культурных мероприятий, таких как чаепития и спектакли, позволяли им расширить свои знания, развить круг общения и чувствовать себя частью общества.

Людям с ограниченными возможностями нужны специальные условия обучения, чтобы иметь возможность полноценно развиваться и образовываться. Такие условия включают в себя доступную физическую среду, специальные образовательные программы и методы, специализированное оборудование и технические средства, адаптированные учебные материалы и индивидуальное обучение. Предоставление таких условий позволяет людям с ограниченными возможностями преодолеть препятствия в обучении и развитии, раскрыть свой потенциал и достичь личностного роста и самореализации.

Рассмотрим схему (стр.45)

Задание №1

Что ещё помогает расширить возможности?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

Получение знаний, умений и опыта, воля и силы.
Расширить возможности также помогает общение, поддержка, уверенность в себе.

Рассмотрим изображение (стр.46)

Задание №1

Что выражают лица актёров? Что помогает понять их язык? Какие потребности неслышащих зрителей удовлетворяет этот театр?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСцена из спектакля по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Театр мимики и жеста.

Ответ:

Лица актеров в театре мимики и жестов выражают эмоции, настроение и действия персонажей. Они служат средством коммуникации с зрителями, поскольку в театре мимики и жестов нет возможности использовать речь. Выразительность мимики и жестов помогает зрителям понять и интерпретировать то, что происходит на сцене, даже без участия слов. Она передает информацию о переживаниях, намерениях, отношениях и сюжетных поворотах.

Театр мимики и жестов особенно важен для неслышащих зрителей, так как они не могут полноценно использовать слух для восприятия речи и звукового сопровождения. В таком театре мимика и жесты являются основным средством коммуникации и передачи информации. Они обеспечивают визуальное представление и смысловое понимание сюжета и эмоций, приближая неслышащих зрителей к происходящему на сцене.

Театр мимики и жестов удовлетворяет потребности неслышащих зрителей в доступе к культурным мероприятиям и художественному выражению. Он предоставляет им возможность наслаждаться театральным искусством, развивать свой эстетический вкус, расширять кругозор и ощущать участие в коллективном опыте. Также этот театр создает  дружественную атмосферу для неслышащих зрителей, где они могут чувствовать себя комфортно. Театр мимики и жестов удовлетворяет духовную и социальную потребности слабослышащих людей в получении знаний, достижении гармонии и общении.

Вопрос (стр.47)

Задание №1

Что дают эти фестивали людям с ограниченными возможностями? Хотелось бы вам, чтобы они проходили в вашем городе, посёлке? Почему?

Ответ:

Фестивали "Ограниченные возможности - неограниченные способности" приносят множество пользы людям с ограниченными возможностями. Во-первых, они создают платформу для выражения талантов, увлечений и интересов этих людей. Фестивали предоставляют возможность показать свои достижения и навыки в различных областях, таких как музыка, танцы, цирк, искусство, спорт и т.д. Это помогает повысить самооценку и самодостаточность людей с ограниченными возможностями, а также способствует их социальной интеграции и признанию в обществе.

Во-вторых, такие фестивали способствуют снятию стереотипов, предрассудков и негативного отношения к людям с ограниченными возможностями. Они позволяют обществу увидеть и оценить их таланты и способности, а не просто фокусироваться на их ограничениях или инвалидности. Фестивали способствуют пониманию и принятию разнообразия и равноправия всех людей, независимо от их физических или психических особенностей.

Лично мне было бы очень понравилось, если такие фестивали проходили бы в моем городе. Они предоставляют уникальную возможность узнать и увидеть таланты и способности людей, о которых мы могли не знать ранее. Это важно для развития толерантности, эмпатии и уважения к другим. Такие фестивали также создают позитивную и вдохновляющую атмосферу, их посещение может быть духовно обогащающим для всех участников и зрителей.

Рассмотрим изображение (стр.48)

Задание №1

Какой изобразил художник девушку, приехавшую к отцу? Что переживают отец и дочь во время встречи? Какими средствами художнику удалось запечатлеть их чувства?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяПриезд институтки к слепому отцу. В. Г. Перов.

Ответ:

В. Г. Перов в своей картине "Приезд институтки к слепому отцу" изобразил молодую девушку, которая приехала навестить своего слепого отца. Девушка изображена в центре картины, она сидит перед отцом. Отец, слепой и пожилой, сидит на кресле и трогает лицо дочери руками. На его лице можно увидеть смущение, радость и трепет перед встречей с дочерью. Дочь же испытывает смешанные чувства – радость от встречи с отцом, горечь от его болезни и слепоты.

Художник запечатлел их эмоции и чувства с помощью множества художественных приемов. Например, использование светотени и реалистичной проработки деталей помогает передать выразительность лиц и выразить их эмоции. Также важным средством является композиция, что усиливает ее значимость и связь с отцом.

Цветовая гамма картины также играет свою роль – однообразные тона помещения и одежды создают атмосферу печали и скрытого страдания. Тусклый фон также помогает сосредоточить внимание на дочери и ее отце. 

Рассмотрим изображение (стр.49)

Задание №1

Опишите, что изображено на этом рисунке. Какая мысль передана его автором?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

На рисунке нарисованы мальчишки, которые играют с машиной на пульте. Среди них есть мальчик в инвалидной коляске. Главная мысль - люди с ограниченным возможностями такие же, как все, ребенок есть ребенок и он так же хочет играть.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Как вы понимаете выражение «ограниченные возможности»?

Ответ:

Ограниченные возможности − это психологические или физические изменения в организме, которые усложняют социальную жизнь человека, ограничения по здоровью.  

Задание №2

Какие особые потребности есть у людей с ограниченными возможностями?

Ответ:

У людей с ограниченными возможностями могут быть особые потребности, связанные с их ограничениями. Например, они могут требовать дополнительной помощи для выполнения повседневных задач, доступа к особым условиям образования и труда, а также социальной интеграции.

Задание №3

Как люди могут расширить границы своих возможностей?

Ответ:

Люди могут расширить границы своих возможностей, например, развивая свои навыки и способности, получая образование и профессиональное обучение, использование новых технологий или специализированных инструментов, а также через поддержку окружающих людей и социальную интеграцию. Тогда здоровым членам общества необходимо создавать нужную инфраструктуру для особенных потребностей людей с особенностями здоровья. 

Задание №4

Какую роль в жизни людей с особыми потребностями играют близкие им люди?

Ответ:

Близкие люди могут быть источником эмоциональной поддержки, помогать в повседневных задачах, объединять в социальных сетях и помогать в получении доступа к образованию, работе и другим возможностям. Близкие люди могут вдохновлять, мотивировать и помогать преодолевать преграды.

Задание №5

В современном обществе возрастает внимание к потребностям людей с ограниченными возможностями. Как вы думаете, почему?

Ответ:

Существует несколько причин, почему в современном обществе возрастает внимание к потребностям людей с ограниченными возможностями:
1) Развитие технологий и медицины. Современные технологии и медицинские достижения позволяют людям с ограниченными возможностями жить более полноценной жизнью и иметь больше возможностей для самореализации.
2) Расширение прав и свобод людей с ограниченными возможностями. Во многих странах существуют законы и нормативы, которые защищают права и свободы людей с ограниченными возможностями, что способствует интеграции их в общество.
3) Рост осведомленности и понимания обществом.
В современном обществе все чаще поднимаются темы сложностей, с которыми вынуждены сталкиваться люди с ограниченными возможностями. Многие из них сами освещают свою жизнь в социальных сетях или посредством журналистики, что в глобальном смысле способствует облегчению их адаптации и улучшению качества жизни.
4) Социальная ответственность. Многие компании и организации начинают активнее проявлять социальную ответственность, в том числе и по отношению к людям с ограниченными возможностями.

Выполняем задания

Задание №1

«Перед тобой закрыты только те двери, которые ты считаешь закрытыми», — написал современный писатель Сергей Федин. Какой смысл, по−вашему, заложен в этой фразе? Отвечая на вопрос, используйте информацию из параграфа по изучаемой теме.

Ответ:

В фразе "Перед тобой закрыты только те двери, которые ты считаешь закрытыми" заключается идея, что наши возможности и потенциал ограничены нашим мышлением и верой в свои способности. Когда мы считаем, что некоторые двери закрыты, то мы сами создаем ограничения для себя.

Эта фраза подчеркивает важность нашего внутреннего мировоззрения и убеждений. Если мы верим, что у нас есть возможности и мы готовы искать их, то мы находим пути для достижения своих целей и решения проблем. Верить в свои силы и быть готовым к изменениям помогает одолеть трудности и найти новые возможности.

Она также подчеркивает, что наше отношение и восприятие играют важную роль в нашей жизни. Если мы сосредоточены на отрицательных или ограничивающих мыслях, то мы будем видеть закрытые двери перед собой. Но если мы смотрим с позитивной перспективой, то мы сможем обнаружить возможности и открытия даже там, где мы их не ожидали.

Таким образом, фраза призывает нас осознать, что наша реальность формируется нашими мыслями и убеждениями, и мы сами можем создавать свои возможности и открытые двери, если только мы верим в себя и готовы их искать.

Задание №2

Новая сцена Мариинского театра в Санкт−Петербурге оснащена удобным входом, пандусами, лифтами. Выскажите предположение о том, как в связи с этим меняется состав зрителей Мариинского театра.

Ответ:

В театре создаются комфортные условия для людей с ограниченными возможностями, следовательно, таких людей становится больше среди зрителей.

Задание №3

В Алтайском крае было израсходовано более 65 млн рублей на переоборудование 18 школ, где учатся дети с ограниченными возможностями. Были установлены пандусы и поручни на входах в здания, поручни в коридорах для передвижения детей с нарушениями опорно−двигательного аппарата, расширены дверные проёмы. Продуманы многие бытовые моменты, касающиеся удобства при пользовании туалетами и столовыми, спортивными и актовыми залами. Найдите в Интернете другие примеры, говорящие о том, что делается в нашей стране для обучения детей с ограниченными возможностями вместе со всеми детьми в обычных школах.

Ответ:

Во многих городах России существуют обычные общеобразовательные школы с классом коррекции. В эти классы набирают детей с задержкой речи, расстройством аутистического спектра, ДЦП или нарушениями зрения и слуха. Это небольшие классы, на 5−8 человек.
Педагоги, работающие с такими детьми, имеют специальное образование, а программа обучения адаптирована под нужды учеников. Тем не менее, ребята не изолированы, имеют возможность общаться со сверстниками и социализироваться.
Например, школа "РАСсвет" Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с аутизмом в Москве, где обучаются дети с РАС (расстройствами аутического спектра).

Задание №4

Узнайте с помощью родителей о государственной и общественной работе российских политиков Михаила Терентьева, Олега Смолина. Как их жизнь и работа связаны с темой этого урока?

Ответ:

Политики Михаил Терентьев и Олег Смолин занимаются созданием и поддержкой законодательства, программ и инициатив, направленных на защиту интересов и улучшение жизни людей с ограниченными возможностями.

В России принята Конвенция ООН о правах инвалидов, которая придает особое внимание включению людей с ограниченными возможностями в общество. Государство и общественные организации работают над обеспечением доступности инфраструктуры, образования, труда и здравоохранения для инвалидов.

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Расспросите своих родных и знакомых об известных им людях с ограниченными возможностями, которым требуются внимание и забота. Подумайте вместе с одноклассниками, какой вклад в жизнь этих людей вы можете внести.

Ответ:

В нашем городе есть школа для слабослышащих детей. Мы могли бы провести конкурсы по рисованию между нашими классами или выставку поделок, сделанных своими руками.

Задание №2

Выясните, какие проблемы со здоровьем были у выдающихся людей, чьи имена приведены в таблице. Подготовьте с помощью ресурсов Интернета рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями.

Занятие  Имена выдающихся людей
Изучение  Стивен Хокинг
Лётное дело Алексей Маресьев
Музыка  Людвиг ван Бетховен
Литература  Мигель Сервантес
Киноискусство  Зиновий Гердт, Павел Луспекаев
Изобразительное искусство Григорий Журавлёв, Кристи Браун
Спорт  Валерий Брумель, Роман Петушков, Михалина Лысова
Помощь людям с особыми потребностями Луи Брайль, Валентин Дикуль

Ответ:

Занятие  Имена выдающихся людей  
Изучение  Стивен Хокинг Амиотрофический боковой склероз
Лётное дело Алексей Маресьев Ревматизм
Музыка  Людвиг ван Бетховен Глухота
Литература  Мигель Сервантес Неподвижная левая рука
Киноискусство  Зиновий Гердт Ранение в ногу, последствие которого − укороченность одной ноги и хромота
Павел Луспекаев Ампутация обеих ног
Изобразительное искусство Григорий Журавлёв Врожденная атрофия ног и рук
Кристи Браун церебральный паралич
Спорт  Валерий Брумель Серьезная травма правой ноги
Роман Петушков Ампутация обеих ног
 Михалина Лысова Слабовидящая
Помощь людям с особыми потребностями Луи Брайль Слепота
 Валентин Дикуль Травма позвоночника

 

Луи Брайль - выдающийся французский педагог и изобретатель, его имя неразрывно связано с разработкой шрифта для слепых, известного как шрифт Брайля. Он родился в Купере, Франция, 4 января 1809 года.

В шесть лет Луи Брайль нечаянно поранил глаз, и рана привела к инфекции, которая распространилась на второй глаз, оставив его полностью слепым. Несмотря на свою неполноценность, Луи не отчаивался и стремился получить образование. В свои пятнадцать лет он поступил в Парижскую Школу для слепых.

В то время, чтение для слепых осуществлялось путем ощупывания букв с помощью рельефных символов, но этот метод был неудобным и медленным. Молодому Брайлю это не понравилось, и он приступил к разработке своей собственной системы чтения и письма для слепых.

В дальнейшем Луи Брайль создал шестипунктовый шрифт, где каждая буква состоит из комбинации тактильных точек, расположенных в два ряда по три точки. Этот шрифт позволяет слепым людям читать и писать так же легко, как и зрячим.

Усердие Луи Брайля вело к признанию его шрифта. Вскоре его систему Брайля начали использовать в Парижской Школе для слепых, а затем она получила признание и использовалась по всему миру. Сегодня методика Брайля является одним из основных способов обучения глухонемых людей и слепых по всему миру.

Луи Брайль был преданным приверженцем прав слепых людей и активным борцом за их социальную интеграцию. Он также занимался педагогической деятельностью, работая преподавателем в Школе для слепых.

Уважение к Луи Брайлю и его вкладу в образование слепых людей неизмеримо. Его шрифт стал мостом между миром слепых и миром, где зрение играет важную роль. Благодаря ему, множество слепых людей обрели возможность образования и самореализации.

Луи Брайль умер 6 января 1852 года, но его наследие живет до сих пор. Его система чтения и письма стала ключом к знаниям и независимости для многих людей с ограниченными возможностями по всему миру. Луи Брайль является примером того, как страстная и постоянная работа может привести к значительным и положительным изменениям в жизни многих людей.