§11. Семья и семейные отношения

Задумаемся

Задание №1

Л. Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по−своему. Так ли это? Что необходимо, чтобы семья была счастливой? Почему родители не всегда понимают своих детей, а дети — родителей?

Ответ:

Счастливые семьи, как правило, характеризуются взаимопониманием, уважением, любовью и поддержкой друг друга, они похожи друг на друга. Однако каждая несчастливая семья несчастлива по−своему, так как причины ее несчастья могут быть разными.
Чтобы семья была счастливой, необходимо, чтобы в ней были заложены основные ценности: любовь, взаимное уважение, доверие, способность разделить интересы друг друга. Важно также находить компромиссы во всех вопросах, чтобы каждый член семьи чувствовал себя уважаемым и услышанным.
То, что дети и родители иногда не понимают друг друга связано с разницей в возрасте, жизненном опыте и мировоззрении. Родители могут быть более консервативными и ориентироваться на свой жизненный опыт, в то время как дети живут в другом мире, с другими ценностями и интересами. Однако важно понимать, что взаимопонимание и доверие являются ключевыми факторами для успешных отношений между родителями и детьми. Необходимо уважать мнение друг друга и находить общие интересы, чтобы поддерживать крепкие и здоровые отношения внутри семьи.

Вспомним

Задание №1

Что такое малая группа? В какие малые группы вы входите? Что объединяет вас с другими членами группы? Какие способы разрешения конфликтов существуют?

Ответ:

Малая группа − это люди, объединенные одной целью, одним бытом, одними целями и интересами. Например: семья, кружок бисероплетения, спортивная секция.
Я являюсь членом нескольких малых групп – учеником 6Б класса, спортсменом в секции по хоккею, музыкантом в музыкальной школе.
С другими членами группы меня объединяют общие интересы и цели, в каждой группе они разные.

Есть несколько способов разрешения конфликта: сотрудничество, приспособление, компромисс.

Рассмотрим схему (стр.92)

Задание №1

Какие особенности отличают семью от других объединений людей, например, от школьного класса или спортивной команды?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

В секциях и кружках мы как правило объединены интересами и общими целями, например, занять первое место в соревновании. Мы не ведем совместный быт и хозяйство, не живем вместе. В семье мы прежде всего связаны родством и общим проживанием. Члены семьи проводят много времени вместе, и трудятся, и отдыхают, и заботятся друг о друге.

Наши выдающиеся соотечественники (стр.93)

Задание №1

Александра Авраамовна Деревская (1902−1959) − единственная в мире женщина, которая воспитала 48 детей−сирот. Своих детей у семьи не было, поэтому Деревские взяли на воспитание троих детей−сирот. А в суровые годы Великой Отечественной войны в полной мере проявились благородство и самопожертвование семьи Деревских, когда они взяли на воспитание 17 маленьких ленинградцев, родители которых погибли на фронте или умерли от голода. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот. В этой семье нашли семейный уют дети русских, украинцев, узбеков, евреев, немцев, мордвинов, чувашей и представителей других народов. На могиле Деревской установлена плита с надписью: «Ты наша совесть, наша молитва − Мама. Земной поклон тебе. Твои дети» (имена 48 детей). Именем А. А. Деревской названа малая планета № 2400.
Как вы понимаете слова, написанные на памятнике А. А. Деревской?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

Я думаю, дети А. А. Даревской очень любили, уважали и ценили свою приемную маму. Она их вырастила, воспитала, привила им те ценности, которые стали для них жизненными ориентирами, а они всегда относились к ней с почтением и трепетом.

Рассмотрим ситуацию (стр.94)

Задание №1

В семье Максима царит взаимовыручка. Общим увлечением родителей и сыновей является спорт. Папа — заядлый турист. В путешествия по родному краю он всегда берёт с собой жену и сыновей. Даже если в семье возникают проблемы, они разрешаются на семейном совете. В прошлом году Максим сломал ногу, и вся семья отложила давно запланированную поездку в горы до тех пор, пока сын не поправится. Даже если у Максима возникают спорные ситуации в отношениях с младшим братом, взрослые стараются обсуждать проблемы, выслушивать все стороны, помогают разрешить спорную ситуацию, чтобы никто не чувствовал себя обиженным. Старшие члены семьи не навязывают своё мнение, а стараются убедить младших в своей правоте. Они по−настоящему доверяют детям и ненавязчиво помогают им проявлять самостоятельность.
Как бы вы охарактеризовали отношения в семье Максима? Как чувствуют себя члены этой семьи?

Ответ:

Семья выбрала сотрудничество, как тип взаимодействия. Отношения в семье Максима можно охарактеризовать как доверительные, поддерживающие и взаимовыручка. Члены этой семьи чувствуют себя важными и уважаемыми, так как их мнение учитывается и принимается во внимание при решении проблем. Они также чувствуют себя защищенными, так как в случае травмы или проблемы всей семьей откладывается планы и оказывается помощь нуждающемуся члену семьи. Взрослые старшие члены семьи проявляют терпение и понимание к детям, помогая им проявить самостоятельность и разрешить конфликты. В целом, семья Максима создает благоприятную и поддерживающую атмосферу, где каждый член семьи чувствует себя любимым и уважаемым.

Рассмотрим ситуацию (стр.95)

Задание №1

Какие полезные традиции есть в вашей семье?

Ответ:

Семейное чтение − очень полезная традиция, на мой взгляд. Оно способствует близости и взаимопониманию, развивает интерес к культуре и литературе, а также учит детей слушать и выражать свои мысли. Кроме того, это время, проведенное вместе, может стать приятным и расслабляющим для всей семьи. Главное, выбрать книгу, которая будет интересна всем.

Рассмотрим изображение (стр.96)

Задание №1

Какие семейные традиции показаны на иллюстрациях? Как семейные традиции влияют на отношения между членами семье?

Ответ:

1) Первая иллюстрация − это семейный ужин. Возможность обсудить события дня, поделиться переживаниями или новостями.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская2) Вторая иллюстрация – уютный, теплый вечер за совместным чтением книги. Обсуждение интересных моментов, объяснение непонятных фраз или ситуаций из книги.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская3) Правая иллюстрация − совместная уборка, где у каждого члена семьи свои обязанности. Каждый, кто участвует в уборке, преследует общую цель. Это сплачивает семью и показывает ценность каждого.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСемейные традиции могут помочь укрепить отношения между членами семьи и создать чувство единства и связи.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

В чём проявляются особенности семьи как малой группы?

Ответ:

Семья – малая группа, которая характеризуется некоторыми особенностями:
- Родственные связи − дети и родители являются кровными родственниками. Родители становятся родственниками при заключении брака.
- Общий быт − члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одной квартире, вместе проводят досуг.
- Ответственность друг за друга − семья связана ответственностью. Родители должны воспитывать и обеспечивать детей и помогать своим родителям для общего благополучия семьи.

Задание №2

Какую роль семья играет в жизни человека? Свой ответ аргументируйте.

Ответ:

Семья играет огромную роль в жизни человека, так как она является основным источником эмоциональной поддержки, безопасности и развития. В семье мы учимся любить и быть любимыми, развиваем навыки общения, узнаем о своих корнях и культуре, формируем свою личность и ценности.

Во-первых, семья предоставляет эмоциональную поддержку. Близкие люди в семье всегда готовы выслушать, понять и поддержать в трудные моменты. Они помогают нам справиться с эмоциональными стрессами, делятся своим опытом и советами. Это особенно важно во время личных кризисов или неудач, когда мы нуждаемся в поддержке и понимании.

Во-вторых, семья обеспечивает безопасность и защиту. Внутри семьи мы чувствуем себя защищенными и безопасными. Родители заботятся о нас, обеспечивают нас материально и физически, а также защищают от внешних опасностей. Это позволяет нам чувствовать уверенность и спокойствие, что важно для нашего психологического благополучия.

В-третьих, семья играет роль в нашем развитии и образовании. В семье мы учимся основам морали, этикету, социальным навыкам и культурным традициям. Родители и старшие члены семьи передают нам свои знания и опыт, помогая нам развиваться как личности. Они также помогают нам осознать наши таланты и интересы, направляют нас к достижению наших целей.

Наконец, семья формирует наши ценности и идеалы. В семье мы узнаем о том, что важно и ценно для нас. Мы принимаем образ жизни и мировоззрение своих родителей и старших членов семьи, а затем формируем свои собственные ценности. Семейные традиции и обычаи играют важную роль в формировании нашей личности и идентичности.

Таким образом, семья играет центральную роль в жизни человека, предоставляя эмоциональную поддержку, безопасность, развитие и формирование ценностей. Она создает основу для нашего психологического благополучия и помогает нам стать счастливыми и уравновешенными людьми.

Задание №3

Какие типы семейных отношений существуют?

Ответ:

- Сотрудничество – все члены семьи имеют право голоса, поддерживают друг друга, стараются иметь общие интересы и решают проблемы сообща.
- Опека − все проблемы ребенка решаются родителями. Ребенок в такой семье не может иметь собственного мнения, поступать так, как он считает правильным.
- Невмешательство − родители не вмешивается в жизнь ребенка, отдают ему все бразды правления и позволяют быть самостоятельным. Главное для таких родителей – материальное обеспечение ребенка.
- Диктат − родители не позволяют ребенку иметь свое мнение. Только с одобрения родителей ребенок может что−то сказать, сделать.

Задание №4

Назовите известные вам семейные традиции.

Ответ:

- Ужин всей семьей.
- Поход в театр на каникулах.
- Совместное празднование дней рождений и других праздников.
- Семейный совет для обсуждения важных дел.
- Путешествия всей семьей.

Задание №5

Каковы возможные причины семейных конфликтов?

Ответ:

Чаще всего конфликты связаны с недопониманием, разногласиями в ведении быта и разными взглядами на жизнь, финансовыми проблемами или отсутствием доверия. Выстроить комфортные для всех членов семьи отношения – сложная работа, но нет ничего невозможного при наличии взаимного уважения, любви и умении договариваться.

Задание №6

Чем опасны семейные конфликты для их участников?

Ответ:

Семейные конфликты могут быть опасными и негативно влиять на участников по нескольким причинам:

1. Эмоциональное и психологическое благополучие. Семейные конфликты могут вызывать стресс, тревогу, депрессию и другие психологические проблемы у участников. Постоянные споры и ссоры между членами семьи могут приводить к низкой самооценке, чувству вины и беспомощности.

2. Физическое здоровье. Стресс и напряжение, связанные с семейными конфликтами, могут негативно сказываться на физическом здоровье участников. Постоянное напряжение может привести к проблемам с сердцем, пищеварением, иммунной системой и другими физическими проблемами.

3. Отношения. Семейные конфликты могут разрушить отношения между членами семьи. Постоянные споры и недоверие могут привести к разрыву связей и разрушению семейного единства. Это может оказать негативное влияние на все аспекты жизни участников, включая их личные отношения, дружбы и профессиональную жизнь.

4. Развитие детей. Семейные конфликты могут иметь серьезные последствия для развития детей. Дети, которые постоянно свидетельствуют ссорам и конфликтам в семье, могут испытывать эмоциональные проблемы, иметь проблемы в обучении и социальной адаптации. Они также могут повторять негативные модели поведения, которые они видят в семье, в своих будущих отношениях.

5. Безопасность. В некоторых случаях, семейные конфликты могут стать физически насильственными и угрожать безопасности участников. Это может привести к травмам и даже гибели.

В целом, семейные конфликты имеют серьезные последствия для участников и могут негативно влиять на их эмоциональное, физическое и психологическое благополучие. Поэтому важно уметь решать конфликты в семье конструктивным способом и обращаться за помощью, если это необходимо.

Выполняем задания

Задание №1

В ходе социологических опросов подросткам было предложено ответить на вопрос: «По каким причинам возникают конфликты с родителями?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде. Какие выводы вы можете сделать?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

Основной процент опрошенных подростков (28%) считают, что родители несправедливы к ним. Второе и третье место занимают версии о недостаточном количестве выполняемых бытовых дел (25%) и внешнем виде ребенка (16%), соответственно.
Я могу сделать вывод, что подросткам часто кажется, что с родителями сложно найти общий язык и у них разные ценности – подросток хочет самовыражаться, гулять и на все получать одобрение. Родители же пытаются привить своим детям моральные ценности, правильные, на их взгляд, бытовые привычки и т. д. Разница в возрасте, жизненном опыте и неумение выстроить диалог и доверительные отношения в семье являются истинными причинами всех названных версий конфликтов.

Задание №2

Проведите анкетирование среди родителей учащихся вашего класса и спросите, какие проблемы у них
существуют в отношениях с детьми. На основе проведённого опроса составьте «Книгу жалоб родителей» и проанализируйте её.

Ответ:

По результатам анкетирования, где родители учеников нашего класса отмечали наиболее частые причины конфликтов с детьми, выявились наиболее частые проблемы:

- Много времени проводит в гаджетах.
- Редко помогает по хозяйству.
- Мало времени уделяет домашним заданиям.
- Иногда может быть груб и не сдержан.
- Плохо учится.
- Мало читает.

На основе жалоб родителей можно сделать вывод, что старшее поколение хотело бы, чтобы подростки больше времени уделяли учебе – как школьной программе, так и дополнительным занятиям, чаще принимали участие в бытовых делах и учились контролировать настроение.

Задание №3

Проведите параллельное анкетирование своих одноклассников и их родителей «Идеальные родители — это…» и «Идеальные дети — это…». Результаты представьте наглядно (плакаты, сценки, слайды и т. п.).

Ответ:

Слайд 1
Я провел анонимное анкетирование 30 учеников 6Б класса. Все они подбирали качества идеальных, на их взгляд, родителей. Были мнения – лидеры, собравшие больше всего голосов и непопулярные мнения, например о том, что идеальные родители позволяют играть в компьютерные игры всю ночь или купят все, что ребенок попросит.
Слайд 2
Самые частые ответы.
Идеальные родители…

• …любят своих детей
• …помогают решать проблемы
• …понимают своих детей
• …не кричат
• …готовы выслушать и поддержать
• …уважают мнение ребенка
• …разрешают делать то, что хочет ребенок
Слайд 3
Родители учеников тоже приняли участие в опросе. Давайте посмотрим, как выглядит идеальный ребенок в глазах большинства родителей.
Слайд 4
Идеальные дети…
• …послушные, не спорят
• …хорошо учатся
• …помогают по дому
• …самостоятельные и честные
• …дорожат семьей и друзьями
Слайд 5
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Задание №4

Найдите в Интернете и прочитайте стихотворение немецкого учёного, гуманиста, поэта Себастьяна Бранта (1457—1521) «Корабль дураков». Выделите главную мысль произведения и сформулируйте её своими словами. Подготовьте свой ответ автору стихов (в стихах или в прозе).

Ответ:

Главная мысль произведения "Корабль дураков" заключается в том, что глупость и невежество являются источником всех проблем и негативных сторон человеческой личности. Автор призывает к просвещению и образованию, чтобы преодолеть эти негативные моменты и создать более гармоничное общество.

Уважаемый автор!
Ваше произведение "Корабль дураков" оставляет глубокое впечатление и заставляет задуматься о роли глупости и невежества в нашей жизни. Вы правильно указываете, что эти негативные аспекты личности могут стать источником множества проблем и конфликтов.
Я полностью разделяю Ваше мнение о необходимости просвещения и образования. Только через образование мы можем преодолеть глупость и невежество, и создать более гармоничное общество. Образование позволяет нам развивать критическое мышление, анализировать информацию и принимать осознанные решения.
Однако, я также считаю, что помимо образования, важно также развивать эмоциональный интеллект и навыки межличностного общения. Это поможет нам лучше понимать друг друга, решать конфликты конструктивным способом и строить здоровые отношения.
Спасибо Вам за Ваше произведение, оно действительно важно и актуально. Я надеюсь, что все больше людей осознают значение образования и просвещения, и вместе мы сможем создать лучшее будущее для всех.

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Выполните один из проектов: презентация «Наши семейные реликвии» («Что имеем и храним»); «Моя родословная» — презентация своего генеалогического древа; компьютерная презентация (плакат−постер) «Наши семейные традиции».

Ответ:

Наши семейные реликвии
Слайд 1
Наша семья чтит традиции. Мы храним памятные вещи, которые достались нам от старших поколений и были для них важны.
Слайд 2
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяЧасы моего прадедушки
Механические карманные часы на цепочке, открываются вниз, имеют фигурные стрелки. Хранят память о моем прадедушке. Мама рассказывает, что она помнит, как он их заводил перед тем, как выйти из дома.
Слайд 3
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСтакан в серебряном подстаканнике
Моему деду достался этот подстаканник от друга, чья семья несколько поколений работала на железной дороге. На подстаканнике выгравирована Спасская башня.
Слайд 4
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяТарелки с экзотическими животными
Эти тарелки привезли моей прабабушке из путешествия. К сожалению, никто уже не помнит, из какой именно страны. В качестве посуды их так и не использовали, они долгое время украшали бабушкин сервант. На тарелках позолоченная кайма по краю, а посередине изображены фламинго, хамелеон, жираф и змея.
Слайд 5
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяДеревянная шкатулка для украшений.
Шкатулка ручной работы из массива кедра с орнаментом. Она имеет очень хитрый замок, для открытия которого нужно нажать и потянуть вверх одновременно.