§17. Мир политики
Задумаемся
Задание №1
Что означает выражение «применить власть»? Может ли шестиклассник быть политиком? Каждый ли человек может и способен заниматься политической деятельностью?
Ответ:
Применить власть − означает применение своего авторитета и социального положения для осуществления определенных действий или принятия решений.
Шестиклассник может быть политиком только на уровне школьной или молодежной организации. На более высоких уровнях политической деятельности требуется определенный уровень знаний, опыта, квалификации и возраста.
Не каждый человек может и способен заниматься политической деятельностью. Для этого необходимо
иметь интерес к этой сфере, определенные навыки и знания в области политики, права и экономики.
Вспомним
Задание №1
Какие сферы образуют общество? Как эти сферы связаны между собой? Что такое общественные отношения?
Ответ:
Сферы общественной жизни:
• Экономическая − производство, обмен, потребление, распределение.
• Политическая − государство, политики, право, власть.
• Социальная − классы, этносы и нации, семья, образование и медицина, соцзащита.
• Духовная − нравственность, наука, религия, искусство, культура.
Эти сферы общественной жизни удовлетворяют основные потребности общества.
Общественные отношения − это устойчивые связи между разными сферами общества. Все они связаны друг с другом, например, известный музыкант может выдвинуть свою кандидатуру на пост депутата городской думы. А активисты могут производить товары с целью передачи дохода в социальные фонды.
Рассмотрим ситуацию (стр.140)
Задание №1
На сайте Правительства Российской Федерации ежемесячно публикуется отчёт о его деятельности более чем по 40 направлениям работы министерств и ведомств. Назовём некоторые из них: промышленная политика, культура, занятость, труд, дополнительное образование детей, демография и т. д.
Как вы думаете, с чем связано такое многообразие направлений деятельности Правительства Российской Федерации?
Ответ:
Я думаю, что многообразие направлений деятельности Правительства РФ связано с огромным количеством потребностей народа страны, с широким спектром задач и проблем, которые требуют внимания и решения. Россия − это большая страна с разнообразной экономикой, культурой и социальными условиями, поэтому правительству необходимо заниматься множеством вопросов, чтобы обеспечить устойчивое развитие и благополучие страны.
Рассмотрим схему (стр.141)
Задание №1
Назовите имена нескольких известных вам политиков. Какие политические партии вы знаете? Интересы каких групп населения они представляют?
Ответ:
Политики РФ:
• Владимир Путин − президент РФ.
• Дмитрий Медведев − глава правительства РФ.
• Сергей Лавров − глава Министерства иностранных дел РФ.
• Сергей Шойгу − министр обороны РФ.
• Дмитрий Песков − пресс−секретарь президента РФ.
Политические партии РФ:
• Единая Россия.
• ЛДПР (Либерально−демократическая партия России).
• КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации).
• Яблоко.
Каждая партия РФ представляет множество интересов для разных групп людей.
КПРФ − отстаивает и защищает интересы рабочего класса, пенсионеров.
ЛДПР − партия интернационалистов, дружбы народов. Делает ставку на молодежь. В ней она видит будущее страны.
Единая Россия − поддерживает общий курс президента и охватывает интересы всех групп.
Яблоко − отстаивает интересы граждан в сфере воспитания и образования. Актуальна для эко−ответственных людей, социал−демократов, молодых людей и других социальных групп.
Вопрос (стр.142)
Задание №1
На уроках истории вы уже познакомились с тем, как образовались первые государства. Сравните организацию государственной власти в Древнем Египте и Афинах времён Перикла.
Ответ:
В Древнем Египте государственная власть была в руках фараона, который был не только политическим, но и религиозным лидером. Он назначал всех чиновников и военных глав, а также контролировал экономическую жизнь страны.
В Афинах времен Перикла государственная власть была демократической. В Афинах была развита полисная система правления, где каждый гражданин имел право голоса. Решения принимались на народном собрании. Также в Афинах были выборные должности, такие как стратеги, которые возглавляли армию, и архонт, который был высшим должностным лицом.
Рассмотрим схему (стр.143)
Задание №1
Если исключить какой−либо из признаков, можно ли говорить о существовании государства? Объясните свой ответ.
Ответ:
Каждый представленный признак отвечает за ту или иную характеристику государства, каждый из них очень важен для государства. Государство не может существовать без любого из этих признаков. Например, без принятия и соблюдения законов наступит анархия и государство не сможет управлять людьми и обеспечить их безопасность. Без налоговой системы государство не сможет развиваться. Без физической территории гражданам негде будет жить.
Рассмотрим схему (стр.144)
Задание №1
Прокомментируйте каждую из основ конституционного строя.
Ответ:
Основы конституционного строя:
• Демократическое государство − государство, основанное на власти граждан путём обеспечения их прав и участия в формировании власти, а также контроле за её деятельностью.
• Федеративное государство − государство, состоящее из субъектов (территориальных образований), имеющих самостоятельность во внутренней политике, но не обладающих государственным суверенитетом (независимостью).
• Правовое государство − организация политической власти, в которой государство ограничено в своих
действиях законом, в первую очередь Конституцией.
• Республика − форма правления, основанная на согласии народа, правление страной осуществляется выборными органами власти, избираемыми гражданами на определённый срок.
Рассмотрим изображение (стр.145)
Задание №1
На фотографии изображена церемония вступления в должность Президента Российской Федерации. Солдаты Президентского полка несут символы президентской власти.
Выскажите своё мнение о том, почему специально изготовленный экземпляр Конституции Российской Федерации относится к таким символам.
Ответ:
Экземпляр Конституции Российской Федерации, относится к символам президентской власти, потому что он не имеет юридической силы и не используется в повседневной практике применения законов. Этот экземпляр служит как символ государственности и конституционного строя России, подчеркивая его важность и значимость в жизни общества.
Рассмотрим диаграмму (стр.146)
Задание №1
При опросе подростков, проводившемся в мае 2017 г. фондом «Общественное мнение» (опрос проводился в преддверии выборов Президента Российской Федерации в 2018 г.), был задан вопрос: «Интересуетесь ли вы политикой?» Были получены следующие ответы (в %):
К какой группе участников опроса вы отнесёте себя? Как вы думаете, почему тех, кто не интересуется политикой, вдвое больше, чем тех, кто интересуется?
Ответ:
Я отнесу себя к группе тех, кто интересуется политикой. Ведь от принимаемых сегодня решений зависит будущее моей страны и моя судьба в том числе.
Я думаю, что те, кто не интересуется политикой просто не обладают знаниями, считают это сложным. Они не учитывают, что от их мнения зависит вектор развития страны и многие изменения.
Наше поколение − это будущее страны, нам в ней жить и пожинать плоды того, что происходит сегодня.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Из каких элементов состоит политическая сфера жизни общества?
Ответ:
Элементами политической сферы жизни общества являются управление, власть, государство, политические организации. Они оказывают разностороннее воздействие на все сферы общественной жизни, регулируют общественные отношения.
Задание №2
Какие признаки характерны для государства?
Ответ:
Признаки, характерные для государства:
• Территория.
• Обладание властью.
• Принятие законов.
• Установление и сбор налогов.
• Право на применение силы по закону.
Задание №3
Какие основные положения, связанные с нашим государством, закреплены в первой главе Конституции?
Ответ:
В первой статье Конституции дано определение России как демократического, федеративного, правового государства с республиканской формой правления.
Задание №4
Познакомьтесь с перечнем ситуаций: а) гражданин А. устроился на работу в торговую фирму; б) представители бизнеса сформировали группу для борьбы за власть; в) жители многоквартирного дома объединились для благоустройства территории. В какой ситуации речь идёт о политических отношениях? Свой ответ аргументируйте.
Ответ:
В ситуации а) нет политической деятельности, в примере указан только факт трудоустройства гражданина А.
В ситуации в) тоже нет политической деятельности. Жители дома вышли на субботник.
В ситуации б) идет речь о политической деятельности. В этом примере присутствует борьба за власть, а это всегда политическая деятельность.
Ответ: б).
Выполняем задания
Задание №1
Используя интернет−ресурсы, приведите примеры событий, связанных с политическими отношениями. По каким признакам вы их выбрали?
Ответ:
1) 14 октября 1933 года Германия объявила о выходе из Лиги наций. После чего Гитлер объявил о разрыве Версальского договора и восстановлении регулярной армии. В марте 1938 было осуществлено присоединение Австрии, в сентябре 1938−марте 1939 годов, к Германии присоединилась Чехия.
Великобритания и Франция пытались направить германское влияние на восток, чтобы столкнуть Германию и СССР для их взаимного ослабления, что привело бы к упрочнению Лондона и Парижа в мире. Советское руководство делало всё возможное, чтобы не войти в европейскую войну. Эта война должна была ослабить Великобританию, Германию и Францию. Что в свою очередь позволило бы расширить влияние СССР на континенте. В итоге в 1941 году Германия и СССР вступили в войну друг против друга.
Я выбрал это событие, потому что Вторая Мировая война повлияла на всю мировую политику и экономику. Это самая ужасная катастрофа прошлого столетия.
2) С 5 марта 1946 по 1 февраля 1992 года между СССР и США происходило противостояние − Холодная война. Холодной она названа из–за того, что на территориях противоборствующих стран не произошло ни одного вооружённого сражения − и армии СССР, и США не участвовали в открытом столкновении друг против друга. Суть холодной войны заключалась в том, чтобы показать боевой потенциал страны, проходила гонка вооружений. Началась холодная война после того, как экс−премьер−министр Великобритании Уинстон Черчилль произнес речь в США, в которой он сказал, что Америка, после Второй мировой войны стала главным мировым лидером демократии, в то время как Советский Союз пытается добиться тоталитарного контроля над другими государствами. Но не только это стало причиной. После окончания Второй Мировой войны, США и СССР не смогли дипломатическим путём договориться о послевоенном устройстве мира.
Я выбрал это событие, так как оно сильно повлияло на экономику и судьбу участвующих стран. Из−за холодной войны много ресурсов СССР было пущено на вооружение. В это время почти не развивалась культура, медицина, наука. Кто знает, каких успехов могли достичь выдающиеся советские ученые, если бы не были ограничены?
Задание №2
В демократической стране К по инициативе главы государства разрабатывается программа развития на ближайшее десятилетие. Подумайте и расскажите, как граждане страны К могут внести свои предложения в программу.
Ответ:
Граждане страны К могут внести свои предложения в программу развития следующими способами:
• Участвовать в общественных слушаниях и дискуссиях, которые проводятся правительством по поводу разработки новой программы развития.
• Участвовать в выборах и голосовать за кандидатов, которые поддерживают идеи и предложения по развитию страны.
• Создавать петиции, которые будут рассмотрены правительством.
• Обращаться к своим депутатам в парламенте с предложениями и мнениями по поводу развития.
• Использовать средства массовой информации для предложений по развитию.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Соберите информацию из разных источников о политических деятелях в современной России. Подготовьте сообщения или презентации об идеях, с которыми они выступают. Результаты проекта представьте в классе, оцените свой вклад в реализацию проекта.
Ответ:
Слайд 1
Проект "Мой район"
Слайд 2
Политик − Сергей Собянин
Слайд 3
Сергей Собянин – мэр города Москвы. Он выступил за реализацию программы "Мой район", в рамках которой должны быть созданы комфортные условия для жизни во всех районах города.
Комфортная жизнь складывается из многих частей: дом, двор, магазин, детский сад, школа, поликлиника, парк, улица, транспорт, рабочие места, культура, спорт и природа. Редко бывает так, чтобы все это было рядом с домом. Поэтому команда Сергея Собянина провела опросы и анализ результатов в каждом районе.
Слайд 4
Программа Собянина "Мой район" была запущена в 2019 году, с тех пор более 60 районов Москвы преобразились.
Например, в районе Бескудниково были отремонтированы все здания государственных учреждений и открыт новый, современный комплекс оказания экстренной медицинской помощи. В районе Нагатинского Затона – реконструировали Южный речной вокзал и построили новые станции метро.
Слайд 5
Скорой помощи центр в Бескудниково
Станция метро "Нагатинский Затон"
Слайд 6
С начала проекта так же проводятся реновации жилых домов во всех районах Москвы. Это отдельный, самостоятельный проект, но они тесно пересекаются с рассматриваемым проектом "Мой район".
Слайд 7
Для того, чтобы принять участие в преображении своего района и устранении каких−то неполадок, можно писать свои предложения и пожелания в специальном приложении, лучше – прикладывая фото. Я регулярно сообщаю туда о неисправности фонаря на нашей улице, или гололеде на тропинке между домов. Так я делаю свой вклад в облагораживание своего района.